Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Косовских Я.В. Проектная деятельность как основа для сотрудничества образовательного учреждения и библиотеки

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf

МАОУ «СОШ №27» г. Перми установило многолетнее сотрудничество с районными библиотеками. В период 2013-2018 г.г. были использованы разнообразные формы взаимодействия: проекты (районные «Сохраним реки чистыми», «В каждой капельке – жизнь», городской «Пусть мир становится добрей!», «Великие люди великой страны» краевой «Да здравствует книга!»), конкурсы (районные «Миг между прошлым и будущим», «Слово о маме», городские «Земли Российской патриоты», краевые «Литературная карта Прикамья», «Лучший читатель» и др.), экологический, этнографические диктанты, конкурсы чтецов, круглые столы, очная защита реферативных и исследовательских работ, олимпиады, викторины.
На базе библиотеке им. Чехова был организован городской литературный клуб «Серебряный ковш». Обучающиеся школы принимают активное участие в его работе: творческие выступления, конкурсы поэтического мастерства, поздравительные выступления и др.
Совместно ОУ и библиотекой реализуются учебные проекты.
В школе были реализованы три долгосрочных проекта «Гидронимы Прикамья», «Топонимы Прикамья», «Цифры: символическое и фоносемантическое значения» в рамках сотрудничества с районными библиотеками им. Чехова, им. Крылова.
Роль библиотек: предоставление учебной литературы по тематике исследования, оформление выставок по актуальным проблемам, лежащим в основе проекта, очная защита проекта с привлечением общественности и педагогов, обучающихся школ района и города, оценка исследовательских работ сотрудниками библиотеки, круглый стол для педагогов по возможностям сотрудничества и др.
Основные принципы лежащие в основе исследования:
·          интегрированные проекты (география-фоносеманитика; математика-литература- фоносемантика, краеведение-фоносемантика);
·          история СЛОВА-этимология;
·          научное исследование;
·          консолидация участников образовательных отношений (кураторство старшеклассников над обучающимися среднего звена; 5-7 поисковая работа, 8-11 аналитическая деятельность);
·          краеведческий аспект исследования;
·          тематическое объединение урочной и внеурочной деятельности,
·          привлечение общественности к проблематике исследования через соцсети (создание тематической группы, к которой присоединяются заинтересованные проблематикой проекта пользователи сети, добавляют материал по тематике исследования)
·          в основе исследование теория А.П. Журавлева (1), электронный сайт для определения фоносемантики слова (2)
Топонимы (города) (выдержки из исследования)
Сопоставление этимологического и фоносемантического значений
Александровск. «Александр» - от др. греч. «защищаю», «мужчина», «человек», «защитник людей». Фоносемантика: «мужественный», «храбрый».
Горнозаводск. Город создавался на горах. Фоносемантика: «грубый», «сильный», «большой».
Губаха. «Деревянный помост, служащий для постройки или ремонта барж». Фоносемантика: «грубый», «угловатый».
Добрянка. От имени богатыря «Добрыня». Фоносемантика: «большой», «сильный», «яркий», «храбрый».
Кунгур. «Пещера», «щель в скалах». Фоносемантика: «холодный, темный», «страшный».
Очёр. От реки «медвежий ручей». Фоносемантика: «храбрый», «громкий».
Чернушка. От реки, где темная, «черная» вода. Фоносемантика: «страшный», «темный».
Цифры (выдержки из исследования)
Символическое значение
1 (один) – символ начала, источник жизни, аллегория космической оси.
2 (два) – символическое значение в ее двойственности, единства противоположностей: жизни и смерти. В мифологии цифру иллюстрирует древнеримский двуликий Янус, бог дверей, повелитель входов и выходов.
3 (три) – синтез, созидание и любовь, мистическая сила, связывающая двоих и порождающая третьего. Тройка – число человека, объединяющего тело, дух и душу. Триады существуют в традициях многих народов.
Фоносемантическое значение
0 (ноль) - медленный, простой, безопасный
1 (один) - могучий, простой, светлый, красивый
2 (два) – мужественный, грубый, простой, хороший, быстрый
3 (три) – хороший, радостный, женственный
Сопоставление символического и фоносемантического значений
Не случайно цифрам от 0-2 свойственно качество «простой» - это начало исчисления.
Видим совпадение символического и фоносемантического значений цифры 3: синтез, созидание и любовь - хороший, радостный, женственный.
Цифра 5: связь с пятью органами чувств человека, а фоносемантика: короткий, тихий, слабый, хилый, тусклый - человек, действительно, слаб в сравнении с мощью и величием Космоса и Вселенной.
Цифра 6: союз, равновесия, баланса, счастье, фоносемантика: тихий, тусклый, страшный и др. Цифра 8: символ гармонии, порядка и стабильности, фоносемантика: короткий. Равновесие и баланс в мире часто нарушается по воле человека, счастье недолговечно.
Цифра 9, 10: законченное совершенство, всецелостность фоносемантика: светлый, радостный, активный (9) и активный, нежный, веселый (10).
Данные проекты помогли по-новому посмотреть на традиционные школьные предметы и темы, актуализировать краеведческий аспект исследования, реализовать принцип преемственности между средним и старшим звеньями ОУ, использовать соцсети как средство для решения насущных социальных проблем, заполнение виртуального пространства тематическим материалом, злободневным для образовательного процесса, установление связи между ОУ и районными библиотеками, укрепление нравственной основы обучающихся, гражданской позиции.

Использованные источники:

1.       http://svitk.ru/004_book_book/14b/3142_juravlev-zvuk_i_smisl.php
2.       http://www.psevdonim.ru/
2019