Сидорко Е.А. Создание условий для формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе
Библиографическое описание: Сидорко Е.А. Создание условий для формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.
Одна из важнейших задач современной школы–формирование функционально -грамотных людей.
Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности –чтению, слушанию и говорению. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Мы остановимся на предмете «Окружающий мир». Особенность курса «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет объединяющий характер: объединяет природоведческие и обществоведческие (в том числе, исторические) знания и формирует универсальные способы действий с объектами природы и основные способы взаимодействия с окружающим социальным миром. Вторая особенность, отличающая «Окружающий мир» от других предметных курсов начальной школы, состоит в том, что «Окружающий мир» решает задачи формирования мышления и сознания в условиях взаимодействия ребенка с «сопротивляющимся» объектом -природными и социальными явлениями. Это дает возможность ребенку проверять на практике свои предположения об устройстве и характере природных и социальных явлений, что и определяет успешность становления у него основ научного мышления.
Естественно-научная функциональная грамотность - это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
В процессе изучения курса «Окружающий мир» развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность наблюдать, анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, выдвигать и проверять гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои наблюдения и выводы в принятых в культуре формах, а также специальные умения, такие, как: устанавливать временные и причинно-следственные связи между процессами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать ход природных и социальных процессов. Деятельностный характер Развитие самостоятельности и ответственности за результат. Приобретение опыта и достижения цели. Четкие правила оценивания. Личностно-ориентированные технологии.
Дети по своей природе - исследователи. Они любят удивляться. Ещё Сократ говорил, что удивление – первый шаг к мышлению. Именно с него начинается поиск ответов, обсуждение проблемы.
Под общими исследовательскими умениями и навыками понимают следующие: умение наблюдать; видеть проблему; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; умение классифицировать; делать выводы и умозаключения; умение работать с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.
В ходе лабораторных работ дети учатся использовать лабораторное оборудование. Самостоятельно открывать свойства веществ, закономерностей, умение вести записи в ходе работы в разных видах, формулировать выводы, делать обобщения; умение сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.
Формируя функциональную грамотность у учащихся, ставим следующие задачи:
- Общение с одноклассниками и взрослыми по теме урока;
- Умение обосновывать собственную точку зрения;
- Уважать точку зрения одноклассников;
- Владеть устной диалогической речью;
- Смотреть на любое изучаемое явление под разным углом.
Материал и форма конкретных заданий подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы конструирования, рисования, практических действий и игр.
Развитие на уроке окружающего мира тема «Лес и человек»
1. Психологический настрой
Включаем музыку. ШУМ леса, пение птиц. Учащиеся включают воображение, а мы задаем вопрос.
- Что же вы себе представили, о чем подумали? (высказывание учащихся)
2. Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса. Определение цели и задач
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор на уроке?
Еще одна подсказка. (ребус) отгадка лес
-Сформулируйте тему урока. (Тема урока – о лесе.)
Расширим знания о лесе.
- А хотели бы вы узнать еще больше о лесе?
3. Изучение нового материала с применением частично-поискового метода
- Я предлагаю вам закончить предложение
Лес - это… (ответы записываем на листочках).Написать кратко и самое основное, главное.
Индивидуально-самостоятельная работа с фронтальной проверкой «Мозговой штурм».
(На доске карточка со словом ЛЕС).
- Какие мысли у вас возникли? А у кого другие? А кто думает иначе?
Проверка: учащиеся зачитывают записи.
- На вопрос что такое лес, у вас прозвучали разные ответы. Какое короткое слово лес, как много оно в себя вмещает.
Лес – это целый комплекс организмов, живущим по своим законам и правилам. Это целое природное сообщество растений, животных, жизнь которых связана между собой.
- А как вы думаете, что такое лес?
Дети высказывают варианты ответов.
Просмотр презентации.
Работа в группах.
- У вас на столах лежат конверты с изображением, животных и растений. Я предлагаю вам подготовить рассказ, о каком лесе идёт речь.
1 группа. В этом лесу растут ель, сибирский кедр, пихта и живут медведи…
2 группа. В этом лесу можно встретить березу, осину, кустарники черемухи, цветы…
3 группа. В этом лесу можно встретить сосну, березу…
- Приходим к выводу что лес бывают хвойные и лиственные, и смешанные. (Вывешиваем карточки на доску)
Очень часто мы лес называем легкими нашей планеты.
Почему вы знаете? На информационном поле собрать надо информацию о лесе в цифрах. (Выходят дети с представлением рассказа)
- Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ. Леса появились на Земле 300млн. лет назад. Общая площадь лесов более 4 миллиардов гектаров, или 30% площади суши. Более 30 тыс. различных видов деревьев и кустарников образуют основу лесов нашей планеты. Леса помогают дышать всему живому. Судьба кислорода на нашей планете все более тревожит людей. Если население земного шара потребляет в год 1,2 млд. т. Кислорода, то транспорт во много раз больше.
Так автомобиль пройдя 1000км расходует столько кислорода, сколько необходимо для дыхания одному человеку в течение года. Всего лишь 1 гектар леса снабжает кислородом до 2000 чел., за год очищает 18 млн. м 3 воздуха от углекислого газа, поглощает 64тонны других газов и пыли.
В лесном воздухе бактерий в 300 раз меньше, чем городском.
- А какое ещё значение имеет лес для жизни на нашей планете?
Работа в группах
Возьмите на столе конверт. Прочитайте задание, выполните. (Выбрать самое необходимое, что подходит к лесу и составить схему)
1карточка. Дом для животных, растений, грибов.
2карточка. Место отдыха человека.
3 карточка. Источник ягод, грибов, лекарственных растений.
4карточка. Источник древесины.
Группы представляют свои работы. Вывешивают на доску.
- Ребята, какой вывод можем сделать?
Вы уже знаете большая часть территории России занята лесами, которых сожалению становится все меньше, но нашим предкам повезло.
Соберите пословицы. Работа в группах
Что еще дает нам лес?
- Какие предметы у нас изготовлены из древесины.
Бумага тоже изготовлена из древесины.
Как много полезных вещей изготовлено из древесины.
Ещё одно значение о лесе вы узнаете, поработав с учебником.
4. Закрепление изученного материала. Работа с учебником
- Рассмотрите иллюстрации и скажите, о чем мы еще не говорили.
Фитоциды…
Лес оказывает большую помощь на планете Земля. Это живое существо.
Человек в лесу- гость, и вести себя нужно подобающим образом
Творческая работа
1. Составить законы как вести себя в лесу.
2. Нарисовать знаки для людей, которые посещают лес.
Представление мини – проектов.
3. За что лес мог бы сказать спасибо людям.
4. За что лес мог бы рассердиться на людей.
Вывод: Берегите лес!
Один – след в лесу оставляет, сотня – тропу, а тысяча человек -пустыню.
Итог урока подводится в виде кластера. Кластер (гроздь)
Приобщение к исследовательской деятельности – лучший способ формирования общеучебных, социальных и личностных компетенций школьника. А исследовательское поведение человека выступает важнейшим источником личностного развития и саморазвития.
1. Царегородцева, Е.А. Формирование когнитивного опыта как основы функциональной грамотности младших школьников / Е.А. Царегородцева // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2020. - С. 95-98.
2. Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе: актуальный региональный опыт: сборник методических материалов. Часть 1 / под ред. Л.В. Серых, С.А. Пульной, С.Е. Тереховой, О.В. Беловой. − Белгород, 2020. – 440 с.