Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf
В соответствии с федеральными стандартами использование ЭОР и повышение ИКТ-компетенции как учителей, так и учащихся становится неотъемлемой частью современного образования. Использование информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности для обучения учащихся химии и обеспечивает реализацию таких принципов обучения, как научность, наглядность, доступность, активность и самостоятельность. Количество учебных часов, отводимых на изучение химии в средней школе, сокращается. Использование инновационных технологий обучения позволит повысить эффективность образовательного процесса, усилить мотивацию и интерес учащихся к изучению предмета. С этой целью была разработана программа химического кружка «Общая и неорганическая химия с использованием сетевых технологий». Дополнительные занятия в кружке можно рассматривать как один из путей преодоления трудностей, возникающих в процессе изучения химии. Данный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов, рассчитан на 68 часов. Он предусматривает лекционные занятия, проектную деятельность, а также самостоятельную работу учащихся по поиску информации в различных источниках, в том числе в сети Интернет.
Целью программы является содействие расширению и систематизации знаний обучающихся по общей и неорганической химии, развитию их общей информационной компетентности средствами современных информационно-коммуникационных технологий.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
· формирование информационной компетентности и системы химических знаний;
· развитие личности обучающихся и мотивации к изучению химии;
· содействие пониманию роли химии в современной жизни;
· организация самостоятельной работы учащихся по выполнению творческих проектов.
Новизна программы заключается в том, что работа кружка проводится в образовательной среде по модели «1 ученик-1 компьютер» с выходом в сеть Интернет. Школьники знакомятся с социальными сервисами Веб 2.0 и возможностями использования этих сервисов в учебных целях.
Было разработано календарно-тематическое планирование курса, где предусмотрено использование сетевых сервисов в процессе изучения той или иной темы и созданы интерактивная страница кружка и личные страницы учащихся на сайте Letopisi.ru.
Существует множество online сервисов. Сервис Bubbl.us - сервис для построения карт знаний, использовали при обобщении темы «Основные классы неорганических соединений». Он позволил создать карту, которую использовали для обсуждения и совместного редактирования. Созданную схему разместили на сайте кружка и использовали в дальнейшей работе.
При изучении нового материала, представлении результатов проектной деятельности использовали ментальные карты, созданные при помощи Free mind. Ментальные карты способствуют организации процесса творческого мышления с помощью схем, построенных по определенным правилам. Они появляются в результате мозговых штурмов при работе групп, которые сообща трудятся над одним проектом.
Сервис Timetoast.com использовали для создания лент времени по биографии ученых химиков. Лента времени – наглядная форма хронологического представления событий.
При ознакомлении учащихся с химической промышленностью области применяли сервис карты Гугл. С его помощью можно осуществлять поиск и просмотр различной информации, дополнять её содержание, создавая новые карты.
Для контроля знаний были созданы тесты в режиме онлайн с Мастер-Тест. Мастер-Тест — это бесплатный интернет сервис, он позволяет создавать, скачивать и проходить тест без подключения к интернету.
Применение сервисов Веб 2.0 способствует созданию информационно-образовательной среды в условиях введения ФГОС, позволяет обеспечить реализацию учебной активности поисково-исследовательского типа и стимулирует развитие сетевой проектной деятельности. В результате работы мы инициировали интернет-проекты по предмету на сайтах Летописи. Ру и ГлобалЛаб. Активное участие в проектной деятельности перетекает в научно-исследовательскую, что повышает общую мотивацию к изучению химии.
Таким образом, применение ИКТ на занятиях, способствует повышению информационной компетентности и формированию навыков исследовательской деятельности.
Библиографический список
1. Метод учебных проектов в естественнонаучном образовании: Методическое пособие / под редакцией В.С. Рохлова. – М.: МИОО, 2006. – 96 с.2. Нечитайлова Е. В. Информационные технологии на уроках химии. //Химия в школе, 2005 - №3, 13 – 15 с.
3. Пономарева В.А. Сервисы web 2.0 для учителя / В.А. Пономарева. [Электронный ресурс]. URL: http://www.openclass.ru/node/304449.