НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Чумаченко Л. Г. Факторы, влияющие на развитие речи детей-дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


На речь детей влияет много факторов: речь родителей, воспитателей, СМИ, чтение художественной литературы, игры, творческая деятельность. Исследователь детской речи М.Р. Львов выделил два основных фактора, обусловливающих потребность малыша в общении: фактор положительных эмоций и фактор потребности эмоционального контакта с близким человеком. Два этих фактора берут свое начало из социальной среды, ведь только родившись, ребенок начинает контактировать с окружающей действительностью, и, как показывают исследования, уже к трем годам малыш начинает различать разные интонации голоса мамы (доброта, ласка, гнев, раздражение. Положительные эмоции способствуют активности ребенка в общении, поэтому так важно создать для ребенка доброжелательную атмосферу уже с первых дней жизни.
Что касается второго фактора потребности эмоционального контакта с близким человеком, то следует отметить, что в развитии ребенка эмоции предшествуют интеллекту. Необходимость эмоционального контакта обусловливается тем, что в речевой (долговременной) памяти ребенка накапливается произносимый материал – слоги, слова – продукты языковой среды, столь важные для овладения языком.
Третий фактор, влияющий на развитие речи, - это фактор физиологического развития органов речи: речевых центров мозга, памяти, органов говорения, аудирования, координационной системы; поэтому необходимо поддерживать артикуляционный аппарат и механизмы речи в хорошем состоянии. Здесь все играет важную роль: и органы слуха, и голосовые связки, и дыхательные пути, и даже хорошее зрение. По мере физиологического развития органов речи - слово, произнесенное ребенком, начинает выполнять свою знаковую функцию, и на первый план может выдвинуться новый фактор – потребность содержательного общения, Потребность эта постепенно дополняется двумя другими: стремлением к самовыражению и желанием «самоутвердиться» (эти потребности часто проявляются у воспитанников детского сада). Это первые шаги формирования личности, начало процесса социализации: ребенок становится членом общества. Еще одним фактором речевого развития человека является фактор речевой среды. Очень важно, чтобы языковая среда, в которой живет и формируется ребенок как языковая личность, была благоприятной: ребенок должен слышать образцы правильной речи, причём с позитивной эмоциональной окраской.
Наконец, существуют такие факторы речевого развития, как потребность и способность номинации и обобщения (это связано с познавательной деятельностью ребенка), начало формирования понятий как основной формы познания, и речевая активность, т.е. разнообразная и постоянная речевая практика, которая возможна у детей коммуникабельных, умеющих преодолевать застенчивость. Речевой активности препятствуют иногда физиологические «изъяны» (заикание, гнусавость и т.д.).
Взрослым, окружающим ребенка, необходимо учитывать эти факторы речевого развития.
Дети должны ориентироваться на лучшие образцы речи, поэтому нельзя отказываться от таких проверенных временем занятий, как семейное чтение, заучивание стихотворений.
Художественная литература и фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны: лаконичный и точный язык детских рассказов Л.Н. Толстого, легкие и прозрачные стихи А.С. Пушкина, образный язык миниатюр К.Д. Ушинского, выразительный, меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью», язык русских народных волшебных сказок.
Рассмотрев все факторы, влияющие на развитие речи, можно заметить, что некоторые из них доминируют только в какой- то определенный момент (период) развития ребенка. К примеру, потребность в номинации и способность обобщения появляются у ребенка только в дошкольный период, а вот фактор положительных эмоций на протяжении всех периодов.
Из всего сказанного выше можно сделать краткий вывод о том, что разговаривать с ребенком нужно на чистом и правильном языке, используя в своей речи все разнообразие и богатство могучего русского языка.
Библиографический список:
1.       Ушакова О.С. «Развитие речи у дошкольников», Москва: Издательство Института Психотерапии, 2001г
2.       Сборник научных статей «Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза», Саратов: Издательство СНИГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2017 г
3.       Статья Чуйкова И.В. «Роль детской художественной литературы при формировании действенности речи у детей старшего дошкольного возраста», Шадринск: Издательство ШГПУ, журнал «Вестник ШГПУ», 2016 г.
2022