Актуальные вопросы начального общего образования

Шапенкова Е.В. К вопросу о формировании регулятивных универсальных действий младших школьников на уроках математики

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


Аннотация. В статье определены и охарактеризованы особенности формирования регулятивных универсальных действий младших школьников на уроках математики
Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, обучение математике, младший школьник.
ФГОС НОО определяет важную задачу современной системы образования – сформировать совокупность «универсальных учебных действий», которые будут обеспечивать «умение учиться», способность учеников к саморазвитию и самосовершенствованию за счет сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися определенных предметных знаний и навыков в рамках тех или иных дисциплин [1, с. 216].
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) была разработана на основе системно-деятельностного подхода (работы А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина) группой авторов, среди которых: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и С.В. Молчанов под руководством А.Г. Асмолова. Она призвана конкретизировать комплекс требований в отношении результатов начального общего образования, а также дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ.
Вопросы классификации УУД рассматривались в работах В.В. Гагай, Л.Л. Гуровой, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, А.К. Марковой, Э.Д. Телегиной, О.К. Тихомирова, Д.Б. Эльконина.
В формировании умения учиться особую роль играют регулятивные УУД, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. Регулятивные учебные действия позволяют ученикам не только рационально подойти к выполнению тех или иных учебных заданий, полученных от педагога, но и организовать собственное самообразование и самовоспитание. Значение регулятивных УУД возрастает при переходе учащихся из одного класса в другой. Это связано с тем, что, с одной стороны, от класса к классу растут объемы содержания образования, которые ученики должны усвоить. С другой стороны, при взрослении меняется отношение учащихся к учебе и, в частности, к различным учебным предметам, к их месту в его планах на будущее.
А.Г. Асмолов отмечает, что организация учебной деятельности базируется на регулятивных учебных действиях, которые обеспечивают:
1) целеполагание (подразумевающее постановку учебных задач на основании сопоставления того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно);
2) планирование (определяющее последовательность промежуточных целей и задач с учетом конечных результатов, а также составление плана и порядка действий);
3) прогнозирование (предвосхищающее результат и уровень усвоения знаний, а также его временные характеристики);
4) контроль (формирующийся в виде сличения способов действия и его результатов с заданными эталонами с целью выявления отклонений и отличий от данных эталонов);
5) коррекцию (которая позволяет внесение определенных дополнений, корректив в планы и способы действия в случае расхождения эталонов, реальных действий и их результатов);
6) оценку (определяющуюся осознанием учащимися того, что уже было усвоено, и что еще необходимо в будущем усвоить, а также осознанием качества и уровня усвоения);
7) саморегуляцию (подразумевающую способности к мобилизации сил и энергии, к волевым усилиям (к выбору в ситуациях мотивационного конфликта) и к преодолению определенных препятствий) [2, с. 29].
Уроки математики обладают резервами формирования всех компонентов, входящих в структуру регулятивных универсальных учебных действий: осознание цели работы, умение спланировать, выполнить и проверить свою работу, дать ей оценку.
Среди основных педагогических приемов, которые целесообразно использовать на уроках математики выделяются следующие.
Задание массивом (формируемые регулятивные УУД – целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
Данный педагогический прием подразумевает, что задания ученикам задаются массивом. К примеру, педагог дает обучающимся 10-15 задач, из которых ученики должны самостоятельно выбрать и решить определенное количество задач, остальные – по желанию. Стимулируется данное желание за счет контрольных работ, составленных из задач этого массива. Другими словами, чем больше решает ученик задач, тем больше вероятности встретить знакомые задачи и сэкономить время и силы на их решение.
Массив рассчитан на продолжительный период времени. В данном случае важным педагогическим условием формирования регулятивных УУД является возможность самостоятельного выбора задания учащимися, что, соответственно, порождает в них стремление к самореализации, при этом учебный предмет становится им более интересным.
Отсроченная реакция (формируемые регулятивные УУД – оценка). Данный прием подразумевает, что педагог после того, как задаст ту или иную задачу не стремится получить сразу ответ, он выдерживает определенную паузу. Это дает возможность всем ученикам самим решить поставленную задачу (даже тем, которые в силу своих личностных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию).
«Лови ошибку!» (формируемые регулятивные УУД – контроль). Прием, который предполагает, что педагог, объясняя тот или иной материал, сознательно допускает разного рода ошибки. На начальном этапе педагог заранее предупреждает обучающихся об этом, может даже указать на «опасные места». Данный прием позволяет научить учеников оперативно реагировать на ошибки.
Светофор (формируемые регулятивные УУД – прогнозирование, оценка, саморегуляция). Этот прием направлен, прежде всего, на повышение эффективности устного опроса учащихся. В качестве «светофора» используется длинная полоска картона, одна сторона которого зеленого цвета, другая – красного. Реализуется данный прием следующим образом: педагог задает вопрос, ученики, если знают ответ на этот вопрос, показывают педагогу сторону зеленого цвета; соответственно, если не знают – красного.
Выход за пределы (формируемые регулятивные УУД – саморегуляция). Прием предполагает, что педагог, объясняя тот или иной материал, выходит за пределы учебника (предмета), используя различную информацию, например, исторические события или, напротив, последние данные. Кроме того, могут использоваться примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов или детских сериалов и т. д.
Идеальное задание (формируемые регулятивные УУД – целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Педагог на усмотрение ученика предлагает ему (ученику) выполнить
любое домашнее задание из представленных.
Регулятивные УУД формируются также за счет реализации принципов рефлексивности, которые устанавливаются благодаря ведению тетрадей достижений обучающихся; ведению таблиц на каждого ученика (где отмечаются такие пункты, как состояние учебных действий; уровень самоконтроля и самооценки; состояние учебной задачи и ориентировочной основы; итог учебной деятельности); заполнению карт формирования регулятивных УУД (где четко прописывается целеполагание как постановка учебной задачи; условия контроля над формой сопоставления способов действий и их результатов с заданными эталонами; оценка, представляющая собой понимание учащимися того, что уже усвоено и что еще необходимо усвоить, анализ качества и уровня усвоения, оценка результатов работы); мониторингу УУД [3, с. 147].

Литература:

1.       Пегова, Е.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся вторых классов [Текст] / Е.В. Пегова // Исследования различных направлений развития психологии и педагоги. – Челябинск: РИНЦ, 2015. – С. 215-217.
2.       Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и другие; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
3.       Байбородова, Л.В. Технологии педагогической деятельности: учебное пособие [Текст] / под ред. Л.В. Байбородовой, Е.Б. Кириченко, С.Л. Паладьев, И.Г. Харисова. – Ярославль: Издат. ЯГПУ, 2012 – С. 133-158.
2019