НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Окатова А.А., Евстифеева Л.П. Фундамент личности ребенка: что надо знать родителям про развитие детей в возрасте 4-5 лет

Библиографическое описание:
Окатова А.А., Евстифеева Л.П. Фундамент личности ребенка: что надо знать родителям про развитие детей в возрасте 4-5 лет // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.

Дети в возрасте от 4 до 5 лет находятся на пороге больших перемен в своем развитии. Это время, когда они активно развиваются как физически, так и умственно. В этом возрасте дети начинают проявлять все больше самостоятельности и независимости, что может вызвать некоторые проблемы в семье.

В этой статье мы рассмотрим основные аспекты развития детей в возрасте 4-5 лет и дадим рекомендации для родителей.

Особенности возрастной группы. Возрастной промежуток от четырех до пяти лет у детей относится к так называемому старшему дошкольному возрасту. В этот период ребенок преодолевает кризис и становится в целом спокойнее, послушнее и покладистее. Возрастает потребность в дружеских отношениях и усиливается интерес к окружающему миру.

Дети в этом возрасте продолжают расти и развиваться. Их кости становятся крепче, мышцы сильнее, а координация движений улучшается. Родители должны следить за тем, чтобы их дети получали достаточное количество физической активности и занимались спортом.

В этом возрасте дети начинают активно развивать свои умственные способности. Они учатся анализировать, сравнивать и обобщать информацию. Родители должны помочь своим детям развивать эти навыки, задавая им вопросы и обсуждая различные темы.

Дети в возрасте 4-5 лет начинают проявлять эмоции более ярко и разнообразно. Они могут испытывать радость, грусть, гнев и страх. Родители должны учить своих детей управлять своими эмоциями и разрешать конфликты мирным путем.

Этот возраст является важным этапом для развития социальных навыков, характеризуется возрастанием потребности в друзьях и усилением интереса к окружающему миру. Родителям важно знать об этих изменениях и поддерживать своих детей.

В этом возрасте у ребенка активно проявляется стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

В это период появляются страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

В этот период повышается любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Рассмотрим, что ребенок должен знать и уметь в этом возрасте.

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может обладать следующими знаниями и умениями в этой области математики. Ребенок может уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник). Ребенок может знать все цифры от нуля до девяти, считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой. Ребенок может уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке. Ребенок может уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше, меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

В этот период происходит развитие мышления, памяти, внимания. Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет умеет находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками), может уметь складывать по образцу постройки из конструктора, складывать разрезанную картинку из 2-4 частей. Ребенок умеет складывать пирамидку (вкладывать друг в друга чашечки) без посторонней помощи. Ребенок может уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок. Ребенок может уметь в течение 5 минут выполнять задание, не отвлекаясь.

Ребенок может уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года), а также находить лишний предмет в каждой группе, находить пару каждому предмету. Ребенок может уметь подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д. Ребенок может уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.

Ребенок может уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

В этот период происходит развитие речи. Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители. Ребенок может понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть). Ребенок может уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки). Ребенок может уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета. Ребенок может понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.). Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий. Ребенок может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать. Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа, а также рассказать наизусть несколько стихов. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город, в котором живет. Ребенок может уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий.

Ребенок активно познает окружающий мир и уже должен уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают, знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает), знать всех домашних животных и их детенышей. Ребенок может уметь угадывать по картинкам времена года, знать приметы каждого из них.

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен хорошо справляться с повседневными задачами. Ребенок должен ежедневно самостоятельно чистить зубы. Ребенок должен иметь базовые навыки поведения за столом. Ребенку следует уже научиться застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Ребенку необходимо понимать важность опрятности и научиться следить за своим внешним видом. Ребенок должен уметь вставить нитку в иглу и пришить пуговицу. Ребенку стоит запомнить название текущего месяца и последовательность дней недели. Ребенок должен уметь точно проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги, заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка, обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края, проводить линии посередине дорожки, не выходя за её края. Ребенок должен уметь пользоваться средствами связи, прежде всего телефоном.

Рекомендации. В возрасте от 4 до 5 лет у ребенка активно развивается самостоятельность, и он начинает понимать, что определенные действия могут нарушать правила и законы. Родителям необходимо установить четкие границы и объяснить их ребенку, чтобы избежать нарушений. Однако, не стоит устанавливать слишком много правил, чтобы не усложнять жизнь своему ребенку. Вместо того чтобы просто запрещать ребенку что-то делать, родителям следует предложить ему альтернативу. Это поможет ребенку понять, что некоторые действия могут быть неприемлемыми, и поможет ему научиться контролировать свои эмоции.

Родителям следует обсуждать с ребенком свои чувства и эмоции, чтобы помочь ему научиться правильно оценивать свои действия и понимать последствия своих поступков. Также важно, чтобы родители сами следовали тем этическим принципам, которые они передают своему ребенку, и были готовы обсуждать с ним сложные этические ситуации.

Ребенок в этом возрасте может испытывать чувство вины за свои поступки, страх перед наказанием и мстительность. Родителям не следует перегружать совесть ребенка, наказывая его за незначительные проступки. Это может привести к развитию пассивности и потере инициативы. Вместо этого, родителям следует помочь ребенку понять свои ошибки и предложить способы их исправления.

Ребенку важно предоставить возможность для самовыражения и творчества. Родителям стоит интересоваться творчеством своего ребенка и не оценивать его негативно. Можно предложить ребенку самому оценить свое творчество, чтобы помочь ему развить критическое мышление и уверенность в себе.

Важно обеспечить ребенку возможность играть со сверстниками, так как это не только развивает его воображение и мышление, но и способствует здоровому эмоциональному развитию. Родителям стоит предлагать ребенку для игры не только готовые игрушки, но и природные материалы и подручные предметы, которые ребенок сможет использовать для игры – тряпочки, листочки, камешки, палочки. Это поможет стимулировать фантазию и творчество ребенка.

Ребенок способен увлеченно заниматься любимым делом, и ему может быть трудно остановиться, поэтому родителям стоит заранее предупреждать ребенка о том, что игра должна закончиться.

В возрасте от 4 до 5 лет ребенок часто задает множество вопросов и стремится узнать больше об окружающем мире. Родителям следует быть открытыми к этим вопросам и интересоваться мнением ребенка, помогая ему развивать критическое мышление. Полезно обсуждать с ребенком различные события и явления и делиться своими знаниями на доступном для него уровне.

Заключение. Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Мы с вами сами закладываем отношения с детьми. Учим грамоте, математике, учим ценить отношения, любить и заботится друг о друге. Что мы заложим в своих детях, то и получим, когда они вырастут. Поэтому для каждого родителя важно знать и владеть информацией о возрастных особенностях детей разных возрастных групп, чтобы быть ближе к своему чаду.

Родители должны знать о том, как развивается их ребенок в возрасте 4-5 лет. Это поможет им лучше понимать своего ребенка и оказывать ему необходимую поддержку. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе, поэтому не стоит сравнивать своего ребенка с другими детьми.

Подытожим сказанное замечательным советом «Если вы хотите, чтобы у ваших детей все получалось хорошо, тогда вдвое больше проводите с ними времени и вдвое меньше балуйте их деньгами» (Эбигейл Ван Бурен).



Библиографический список

1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2005. – 121с.

2. Боковая Е.А. Возрастные особенности развития детей средней группы (4-5 лет). [Электронный ресурс]: Образовательная социальная сеть. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2022/09/12/vozrastnye-osobennosti-razvitiya-detey-sredney

3. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников // Педагогика. – 2011. - №3. – С. 24-28.

4. Михасева А.М. Возрастные особенности детей 4-5 лет. [Электронный ресурс]: URL: http://kc.lipetskddo.ru/node/141
2024