Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Нефедова И. В. Химия как основополагающая дисциплина для студентов-технологов пищевых производств

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Химия как одна из важнейших дисциплин естественнонаучного цикла, имеет большое значение для получения знаний и приобретения профессиональных компетенций высококвалифицированных технологов пищевых производств.
Роль химии в системе профессионального образования велика. С одной стороны, она является одной из основных дисциплин, составляющих базис общего образования, с другой стороны, химия в большой степени влияет на профессиональную подготовку будущих специалистов.
При подготовке обучающихся по специальности «Технология консервов и пищеконцентратов» в колледже необходимо использовать программы профилированного курса химии. При разработке рабочих программ наиболее перспективным способом профилирования является комбинированный. Его цель состоит в том, что при изучении отдельных тем отмечается важность изучаемых понятий для будущей специальности. При этом большое внимание уделяется изучению влияния различных химических соединений на растительное и животное сырье, готовые пищевые изделия. Для специалистов, занятых в сфере производства и переработки пищевого сырья в пищу, большое значение имеют вопросы, связанные с химией углеводов, жиров, белков. Они составляют основу пищи, а также те неорганические соединения, которые входят в состав пищи, либо находят применение при обработке сырья, из которого готовят пищу или используют для улучшения качества пищевых продуктов. Во время проведения уроков химии необходимо уделять большое внимание решению разных задач с профессиональным содержанием, т.к. решение задач - это практическое применение теоретического материала, закрепление теоретических знаний на практике. Также решение задач - прекрасный способ осуществления межпредметных и дисциплинарных связей и связи химической науки с профессиональной деятельностью. Химическая учебная задача - это модель проблемной ситуации, решение которой требует от студентов мыслительных и практических действий на основе знаний законов, теории и методов химии, направленная на закрепление, расширений знаний и развития химического мышления. Следует учитывать, что успешное развитие профессиональных способностей студентов возможно на основе системы заданий, требующих от них практиориентированного подхода. Задания должны быть посильны для студентов, чтобы поддерживать у них уверенность в своих возможностях, т.к. обучение химии начинается в период, когда студент переживает самый сложный период своей жизни - подростковый возраст. Поэтому, главной задачей педагогов является усиление мотивации обучения, расширение познавательных интересов студентов, вовлечение их в работу над учебными заданиями, формирование у них способностей самостоятельно усваивать новые знания, развивать их умения и компетентности в области химической науки. Необходимо сформировать совокупность “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение студентами конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельной, в том числе химии. Результатом обучения химии становится уверенность студентов в возможности познания науки, уважение к авторам открытий и изобретений, появление интереса к химии как к элементу их будущей профессиональной деятельности. При формировании у студентов универсальных учебных действий по химии, необходимо учитывать уже сформировавшиеся у них умения и навыки, которые позволят им самостоятельно усваивать знания, а также навыки самоорганизации своей деятельности по их поиску. Практика работы со студентами показала, что они не умеют сравнивать, анализировать, выделять главное. Поэтому, необходимо развивать рациональное мышление у студента и научить его работать в коллективе. Для этого можно использовать методы мотивации и стимулирования, путем создания проблемной ситуации, поисковой деятельности, групповой исследовательской деятельности, выполнение практического задания. В качестве методов контроля наиболее результативными являются фронтальный опрос, химические диктанты, написание опорных конспектов и их восстановление по памяти.
Уроки химии в профессиональном образовании: Какие они сегодня? Структура современных уроков стала иной: более разнообразной и практикоориентированной. Разнообразие уроков повышает интерес студентов к ним. Уроки формируются на деятельностной и исследовательской основе, где обучающиеся сами «добывают» и закрепляют знания, что способствует развитию у студентов активности, самостоятельности, инициативности. Исследовательский подход в обучении хорошо укладывается в определение личностно - ориентированной педагогики, где каждый участник образовательного процесса может найти занятие, наиболее соответствующее его интересам и возможностям.

Список литературы:

1.        Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
2.        Исследовательская деятельность учащихся по химии: метод. Пособие/Е.В. Тяглова. - М: Глобус, 2007.



2021