НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Мудрая А.Н., Ярмамедова Л.К. Индивидуальное занятие по постановке звука [С] у ребёнка с дизартрическим компонентом

Библиографическое описание:
Мудрая А.Н., Ярмамедова Л.К. Индивидуальное занятие по постановке звука [С] у ребёнка с дизартрическим компонентом // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/75-1.pdf.

Цель: Постановка звука [С]

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- дать понятие о механизме образования звука [С];

- формировать навыки словообразования на тему «Осень».

Коррекционно-развивающие:

- нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

- выполнение самомассажа лица, шеи и языка;

- массаж пальцев рук с помощью Су-Джок мяча;

- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;

- развивать внимание, мышление, память;

- развивать речевое дыхание;

- работа над просодической стороной речи: темпом, ритмом, интонацией;

- развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать самоконтроль за речью оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Демонстрационный материал:

- ноутбук, музыкальная колонка, песня Железновой Е. «Катится колючий ёжик»;

- крупные детали от конструктора;

- бизиборд «замочки», зеркало;

- матрёшка «Три медведя».

Раздаточный материал:

- блюдце, столовая ложка, чайная ложка;

- бумажные листья – кленовый, рябиновый, берёзовый, осиновый, рябиновый;

- предметные картинки: «автобус», «лук», «собака», тетрадь», «осы», «груша», «сапоги», «юла», «слива»;

- три пластиковых стакана, три теннисных мячика, соломинка;

- фишки – тролли – 3 штуки, карта;

- Су-Джок мячики (два).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- «Здравствуй, …! Отгадай загадку!

Пусты поля, мокнет земля, лист опадает – когда это бывает? (осенью).

Какое сейчас время года? Какая на улице погода? Как часто идут дожди? Посмотри – мы оказались с тобой возле глубокой лужи от осенних дождей!

Как же его перейти? Давай прыгать по кочкам! ребёнок прыгает по «кочкам» до рабочего места, где его ожидает бизиборд с замочками).

Давай откроем первую дверь и посмотрим, что там!»

2. Первая дверь «Да здравствует полотенце пушистое и мыло душистое!»

2.1 Самомассаж лица и шеи.

«Мы теплом своих ладошек (Растираем ладони)

Расслабляем всё лицо, (Проводим ладонями перед лицом)

А потом, учась у кошек, (Поглаживаем лицо сверху вниз)

Лобик гладим, разминаем, (Поглаживаем и разминаем лоб)

Брови щиплем, а потом (Пощипываем брови.)

Мы на щёчки убегаем – (Переходим пальцами на щёки)

Их погладим, разомнём (Поглаживаем и разминаем щёки)

Пощипаем, пощипаем (Пощипываем щёки)

И по кругу их помнём, (Делаем круговое разминание щёк)

А потом понажимаем (Нажимаем пальцами на мышцы щёк)

И немножко потрясём. (Легко потряхиваем щёки пальцами)

Как из краника водичка, (Поглаживаем носогубные складки)

Мы стекаем прямо вниз, сверху вниз.

Губку верхнюю погладим (Поглаживаем верхнюю губу)

И пощиплем, и помнём. (Пощипываем и разминаем верхнюю губу)

И на нижнюю уходим – (Поглаживаем нижнюю губ.)

Тоже щиплем, тоже мнём. (Пощипываем и разминаем нижнюю губу)

А потом их сложим вместе, (Соединяем вытянутые вперёд губы.)

Чтобы обе пощипать, (Разминаем обе губы)

И затем на этом месте

Будем пальцами стучать. (Делаем пальцевый душ для губ)

Губки гладим. Под губами (Поглаживаем губы)

Начинаем разминать. (Разминаем подбородок)

Подбородок нам бы с вами (Перетираем подбородок между пальцами)

Оттянуть и постучать. (Поколачиваем пальцами)

И щипаем прямо к мочкам, (Пощипываем нижнюю челюсть)

А потом ладонью всей (Поглаживаем шею сверху вниз)

Мы стекаем, как ручей»

2.2 Самомассаж языка

1) Язык протискивается между губами и втягивается обратно.

2) Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей поверхности от кончика до корня, постепенно высовывая и снова втягивая.

3) Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.

4) Покусать кончик языка, потом спинку, а затем покусать один бок и другой.

5) Язык погладить губками, а потом аккуратно постучать ими. Зубами погладить язычок, и опять постучать ими.

6) С помощью ложки – облизывать сначала большую ложку, чтобы задействовать большую область языка и постепенно уменьшать ее размер.

3. Вторая дверь «Весёлый язычок»

«Самое время вспомнить о Язычке. Давай сделаем с ним несколько упражнений:

«Лягушка», «Слоник», «Блинчик», «Иголочка», «Чистим зубки», «Вкусное варенье», «Киска сердиться», «Позевать с открытым ртом», «Покашлять с высунутым языком», «Пополоскать» горло», «Надуть щёки с зажатым носом» - Сегодня он будет исполнять роль альпиниста. (Упражнение «Альпинист»: кончик языка «цепляется» за нижние резцы, спинка языка выгибается). Итак, нижние зубы – уступ скалы, на котором надо во что бы то ни стало удержаться! Ведь даже страшно подумать, что произойдет, если альпинист потеряет опору под ногами! И вот наш храбрый Язычок забрался на высокую гору и встретил там «Ручеёк». Он был очень неугомонный и говорливый. Он обрушивал целый водопад звуков. Только, вот беда, звуки получались не совсем правильными, они были какими-то шепелявыми, и разбрызгивались во все стороны. Никто не мог понять, о чем говорит ручеек.

Чтобы голос ручейка стал чистым, пришлось построить плотину. Сожми зубки. Вот так. Замечательно! Улыбнись. Ручейку оставили маленькую щелочку между передними зубками, и он стал стекать холодной, ровной струйкой: С-С-С».

4.Третья дверь «Катится колючий ёжик…»

5. Четвёртая дверь «Дует вечер на листочки»

«Разминка»

1. Встань прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делай короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. "Как вкусно чем - то пахнет! Откуда?".

Делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом - вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох.

2.«Подуй на листочки»

С каких деревьев к нам прилетели листочки?

3.«Задуй шарики в стакан»

6. Пятая дверь «Тролли»

- Довести фишку – тролля по дорожке, произнося звук [С];

- «Поймай звук [С]» - среди других звуков, слогов, слов;

- «Отложить картинку со звуком [С]».

8 Шестая дверь «Три медведя»

Жили – были три медведя – отец – Михаил Иванович, мать – Настасья Петровна и медвежонок Мишутка. Медведей не было дома, они вышли погулять, а мы с тобой играли. Вернулись они голодные и злые. Михаил Иванович громким голосом: «Кто дул на мои листочки?» Настасья Петровна не так громко: «Кто дул на мои листочки?». Мишутка тихим голосом: «Кто дул на мои листочки?». Михаил Иванович громким голосом: «Кто трогал мой мячик?». Настасья Петровна не так громко: «Кто трогал мой мячик?». Мишутка тихим голосом: «Кто трогал мой мячик?». Мы всё на место убрали, и медведи остались довольны.

9. Итог занятия

Список литературы:

1. Подобед, С. Помогаем детям с тяжелыми нарушениями речи / С. Подобед // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С. 71-73.

2. Пожиленко Е.А.

3. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [С], [Ш], [Р], [Л]: пособие для логопедов / Е.А. Пожиленко. - Санкт-Петербург: КАРО, 2009. - 254, [2] с., [16] л. цв. ил.
2023