Актуальные вопросы начального общего образования

Кольянова Т.Н. Учебное задание как средство формирования метапредметных результатов

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf


Наряду с инновационными образовательными технологиями и активными методами обучения одним из эффективных средств достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС, являются учебные задания.
В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В. Г. Панова представлено следующее определение: «Учебное задание - вид задания, в котором содержится требование учителя к учащимся выполнить какие- либо учебные действия».
Объем и содержание учебного задания определяются целями урока, а также ходом работы по темам учебной программы.
Учителю, в соответствии с условиями реализации ФГОС, необходимо учитывать требования не только к предметным результатам, но и к метапредметным, а также личностным результатам.
В структуре учебного задания можно выделить предметный и надпредметный компоненты. Предметный компонент, в свою очередь, подразделяется на следующие структурные элементы: заголовок, мотивационная часть, содержательная часть. Надпредметный компонент предусматривает возможность выполнения учениками личностных и метапредметных действий. Учебное задание может быть направлено как на достижение одного метапредметного результата, так и нескольких.
Примеры учебных заданий для начальной школы, направленных на формирование навыков коммуникации.

«Морская вода» (окружающий мир)

Представь, что люди живут на берегу моря и испытывают недостаток питьевой воды.
Прокомментируй. Обсуди ситуацию с одноклассниками. Почему так могло произойти?

«Кто прав?» (русский язык)

Сережа и Антон заспорили. Сережа говорит: «Почему ты нашу учительницу называешь Ольга КузьминиШна? Я видел её фотографию на школьном сайте, а там ясно написано: КузьминиЧна! Вот я правильно говорю, так как написано!»
Подумай, кто из мальчиков прав. Аргументируй свою точку зрения. Обсуди данную ситуацию в группе.

«Младший брат» (русский язык)

У Инны есть младший брат Ванюша. Ванюша очень смышлёный мальчик. Иногда сам придумывает слова. Будильник называет гудильником, а рубанок- строганком. Значение некоторых слов Инна не понимает. Например: копатка, колоток, журчей.
Подумай, что могут означать эти слова? Обсуди с соседом по парте. Составьте рекомендации для Инны, чтобы ей было проще понять своего младшего брата.

«Вкусное мороженое» (математика)

Рассмотри рисунок ( Рис.1). Вите и Ане папа купил шоколадное и фруктовое мороженое, по одному каждого сорта каждому из ребят. Сколько сдачи он должен получить со 100 рублей?
Обсудите с соседом по парте способы решения. Какое еще мороженое можно купить на оставшиеся от 100 рублей деньги? Рассмотрите разные варианты. Составьте обратную задачу от лица Вити или Ани.

 Рисунок 1.Задание «Вкусное мороженое»

«Подарок» (русский язык)

Любишь ли ты получать подарки? На какие праздники люди могут дарить друг другу подарки? Для чего мы это делаем?
Рассмотри рисунок (Рис.2). Обсуди в группе, можно ли найти смысловое различие в следующих словосочетаниях: подарок Коли, подарок Коле?

 Рисунок 2. Задание «Подарок»

«Рынок» (русский язык)

Слова «рынок» и «базар» являются для нас абсолютно равнозначными понятиями, активно используемыми в повседневной разговорной речи. Кажется, что каких-либо ощутимых различий между ними попросту не существует. Но так ли это на самом деле?
Рассмотри рисунок (Рис.3). Объясни,что означают выражения «птичий базар» и «птичий рынок». Узнай мнение соседа по парте. Сформулируйте вывод.

 Рисунок 3. Задание «Рынок»

Использованные источники:
·          Российская педагогическая энциклопедия.-М.:»Большая Российская Энциклопедия».Под ред.В. Г. Панова. 1999.
·          «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования» (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089)
·          Асмолов А.Г., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурминская, А. Володарская и др. – М: Просвещение, 2011.- 151 с.
·          Хуторской, А.В. Методика проектирования и организации метапредметной образовательной деятельности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2014.№2.-С.7-23.
·          Эльконин Д.Б. Формирование индивидуального учебного действия младшего школьника. / Эльконин Д.Б.,О.С. Островерх и др. // Завуч. -2002. - № 6 – С. 23-30.
2019-03-14 16:03 2019