Исследовательская и проектная деятельность

Токмакова О. В. Использование технологии урока-исследования

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf


В современных условиях развития общества происходят значительные изменения в политике, экономике, культуре. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Концепция развития нашего образовательного учреждения опирается на приоритет идеи о раскрытии и формировании индивидуальности растущего человека и сохранения его физического, психического и социального здоровья. В ней заложена логика образовательного движения – «идти от Ребенка», от интересов и потребностей его познавательной и творческой деятельности.
Занятия учащихся художественно-эстетической деятельностью очень эффективно способствуют решению задач не только собственно художественного развития личности, но и формированию общих способностей школьника, становлению его индивидуальности. Для этого важно, чтобы на уроке ребенок не только учился вслушиваться, всматриваться, вчитываться в произведения искусства, фантазировать об услышанном, умел импровизировать, но и ощущал радость открытия, исследования, умения самостоятельно разобраться в ситуации.
Изучая опыт российских ученых-педагогов Василия Васильевича Давыдова и Даниила Борисовича Эльконина, Натальи Ивановны Дереклеевой, наблюдая за детьми на уроках, я пришла к выводу, что транслируемое знание не выполняет роли средства, развивающего личность. Наиболее продуктивным способом освоения человеком мира является включение ученика в процесс добывания знаний, их «порождение заново».
Поиск современных способов обучения привел к освоению и внедрению мною в педагогическую практику технологии урока-исследования.
Актуальность данной технологии просматривается с нескольких позиций:
- четкий алгоритм ведения урока и целостность всех его этапов (встреча с проблемой, построение нового знания, рефлексия);
- обращение к субъектному опыту учащихся через контекстную задачу;
- реализация задач междисциплинарной программы «Формирование проектно-исследовательских задач» в ходе решения обозначенной учебной проблемы;
- формирование рефлексивной деятельности учащихся;
- изменение форм взаимодействия между учителем и учащимися;
- приоритет самостоятельной деятельности учащихся.
Под уроком – исследованием понимается деятельность учащихся и учителя, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Главная цель урока-исследования – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
II. Инновационность предложенной методической наработки.
Новизна данной технологии в новых подходах к конструированию уроков, возможности выбора форм и методов самостоятельной работы учащимися, формуле взаимодействия учителя и учащихся - «коллега» - «коллега».
Урок-исследование отвечает критериям современного урока: урок открытия нового; самореализация ученика; урок коммуникаций; урок-создание образовательного продукта: правило, алгоритм, сочинение,- изложение и т.д.
Урок-исследование конструируется в соответствии с алгоритмом организации исследовательской деятельности:
·          Мотивация (создание проблемной ситуации).
·          Исследование (может быть в малых группах).
·          Обмен информацией, организация информации.
·          Связывание информации, оценка.
·          Подведение итогов, постановка новых вопросов, применение.
·          Рефлексия.
Проведение урока-исследования требует тщательной подготовки. Необходимо:
1.Сформулировать обобщение урока (содержательно-смысловой стержень урока).
2. Определить и подобрать материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение.
3. Определить тип учебного исследования (типы могут быть: рефераты, исследования, проекты).
4.Сконструировать проблемную ситуацию.
5. Продумать состав групп, распределить материал по группам, определить форму представления работы.
III. Практическая значимость представленного опыта.
В моей практике есть несколько уроков-исследований. Каждый из них начинается с создания проблемной ситуации через контекстную задачу (мотивационную).
Этап «Мотивация». Конструирования проблемной ситуации
Пример 1. Тема урока: «Золотой век Возрождения». 10 класс. Предмет: Мировая художественная культура.
Проблемные вопросы:
1.        Возможно ли в наше время быть человеком Высокого Возрождения?
2.        Влияет ли гармоничное развитие личности на творческий потенциал человека?
3.        Современно ли творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля?
Гипотеза: Раз­но­сто­рон­ность и ода­рён­ность че­ло­ве­ка эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния как пред­те­чи че­ло­ве­ка на­ше­го вре­ме­ни.
Пример 2. Тема урока: «Сквозь магический кристалл» (Многогранность художественного образа в картине Ван Гога «Пара ботинок»). 11 класс. Предмет: Мировая художественная культура.
Проблемный вопрос: выяснить, в чём суть творчества художника - в демократическом реализме или особой эстетике?
Я предлагаю рассмотреть одно из свойств художественного образа – многогранность интерпретации - на творчестве Ван Гога, а точнее, понять, принять или (в идеале) воспринять авторское послание на примере одной картины – «Пара ботинок». Это произведение и станет предметом и целью нашего исследования, осмысления многогранности художественного образа.
Моя задача так организовать учебный процесс, чтобы проблема возникла сама собой, и у учащихся появился стимул ее разрешить. Необходимость действовать в ней требует от школьников применения соответствующих данной ситуации знаний и опыта. Однако в ходе деятельности они обнаруживают недостаточность имеющихся знаний, что побуждает их к дальнейшим действиям. Наиболее эффективными приемами создания таких ситуаций считаю приемы ключевых слов, «Ассоциации», сопоставление мнений, тест на классифиацию.
Пример. Тест на классификацию. Перед вами видеоряд произведений искусства. Ваша задача классифицировать эти произведения искусства по эпохам. Определить какое произведение искусства относиться к Античности, какое к Средним векам, а какое к эпохе Возрождения. (В результате работы произведения должны быть отнесены к Античности, Средним векам и Возрождению).
Этап «Исследования»
Особое внимание уделяю этапу «построения нового знания» (собственно исследование). Ученики в процессе исследования самостоятельно, с помощью разных доступных им методов собирают факты, которые помогают им построить новое знание – собственное описание или объяснение изучаемых объектов. Осуществляется активная деятельность по осознанию и осмыслению учебного материала через работу с различными источниками (учебник, дополнительный текст, видеоматериалы).
Эффективными приемами являются «Сводная таблица», «тонкие» и «толстые» вопросы, чтение текста с маркировкой по методу «Инсерт», которые учат систематизации информации, выделению главного, установлению причинно-следственных связей; продуктивные исследовательские задания (не используется информация в «чистом виде», а идет преобразование информации из одного вида в другой).
Пример 1. Прочитайте внимательно данный текст и составьте каждая группа по два толстых и 2 тонких вопроса (можно использовать на любом уроке, по любой теме).
Для составления вопросов можно пользоваться табличкой помощницей.
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто…?
Что…?
Когда…?
Как звали…?
Верно ли…?
Согласны ли вы…?
Объясните, почему…
Почему вы думаете?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…
Что, если…?
Пример 2. Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу «Инсерт». Прочитать текст. Во время работы над текстами вы должны использовать прием маркировки (отметить галочкой то, что вы уже знали о … и «+» то, что узнали нового). Затем после прочтения и маркировки текста каждая группа делает отчет о проделанной работе, отвечая на вопросы: 1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо? 2. Какую новую информацию вы получили?
Основная форма работы – преимущественно групповая. Наличие нескольких групп, использование разного материала для решения проблемы делает целесообразным следующий этап - этап обмена информацией, когда каждая группа делится своими находками по проблеме, высказывает свое мнение о проблеме.
Этап «Рефлексия»
На этапе рефлексии ученики оценивают свое продвижение вперед и свою деятельность. Использую приемы «Неоконченных предложений», «Верю, не верю», «Крестики-нолики», «Игры-головоломки», написание синквейна, стихотворения по алгоритму. Подвожу детей к мысли, что достигнутое ими - это процесс их самостоятельного труда, их открытие. У ребят появляется желание продолжить исследование и углубить свои знания.
Пример 1. Игра-головоломка «Слово по вертикали» по теме «Золотой век Возрождения». 10 класс. Предмет: Мировая художественная культура.
Слева в столбик выписаны необычные слова. Здесь перечислены символы имена художников и их картины, но нарушен порядок букв, как в анаграмме. Кроме того, в каждом слове есть лишняя буква. Необходимо восстановить порядок букв и написать получившееся слово рядом на строчке, а лишнюю букву записать между двумя звездочками. Если задание выполнено верно, то из букв по вертикали сложится ключевое слово.
КМИЕНАЛОЕДЛЖТ - * * Микеланджело
АРФЭАЬЛИ - * * Рафаэля
ЕОЛАНРОДТ - * * Леонардо
АДИВДА - * * Давид
НДЖКООДАН - * * Джоконда
ЫВЗООРЖЕНДИЕ - * * Возрождение
Ответ: Титаны
Пример 2. Напишите стихотворение по алгоритму (чаще берется живописное или скульптурное произведение).
1. Слово, обозначающее то, что описываем (объект).
2. Наблюдение за объектом.
3. Мысль или чувство о том, что описываем (оценочные).
IV. Доказательность эффективности представленного опыта.
Использование технологии урока-исследования дает положительные результаты. Дети учатся самостоятельно анализировать ситуации, принимать оптимальные решения, решать проблемы, учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать). К тому же, обучающиеся готовятся на уроке-исследования к написанию исследовательских работ.
Таким образом, учителю данная технология помогает решить задачу мотивации и активизации всех участников образовательного процесса; формировать УУД (личностные, предметные и метапредметные), развивать творческие и коммуникативные способности учащихся.

Библиографический список

1. Лукина О. Г. Урок-исследование как форма обучения [Электронный ресурс]/ Лукина О. Г. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2012/09/07/urok-issledovanie-kak-forma-obucheniya (дата обращения: 25.11.2019).
2. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Директ-Медиа, 2008. 321 с.
3. Пешикова Л. В., Предтеченская Л. М. Минимум содержания образования по предмету «Мировая художественная культура». М.: Книголюб, 2000. 72 с.
4. Рябцева Т. И. Увидим в ребенке творца. // Педагогический вестник. – 2003. - №25, с. 27.
5. Хуторской А. В. Современная дидактика. СПБ: Питер, 2001. 544 с.
6. Шоган В. В. Технологии личностно ориентированного урока. Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. 160 с.
2020