НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Харламова Е. А., Кодаш А. Н. Психическая депривация как неблагоприятный фактор развития детской психики


Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf

На сегодняшний день остро встает вопрос, касающийся влияния на развитие ребенка, в частности, на его психику. Очень важно, чтобы детское психическое развитие было гармоничным и благоприятно сказалось на дальнейшей жизни ребенка. Так как развитие ребенка в настоящий момент является важной проблемой всего социума, то актуальны сегодня и вопросы, касающиеся отрицательного влияния на психическое развитие ребенка.
Развитие психики ребенка представляет собой процесс созревания и совершенствования высших психических функций и личности при непосредственном влиянии на неё различных факторов.
Факторы психического развития – это движущие силы развития психики человека, или как подчеркивал отечественный психолог В.А. Аверин, - это ведущие детерминанты развития человека [1]. В детской психологии существует три основные движущие силы: наследственность, среда (общество) и активность. Наследственность как фактор предполагает влияние природы индивидуума (человек как биологически активное существо) на возможные предпосылки его развития, фактор среды предполагает влияние общества на развитие личности (социальное существо). В свою очередь под активностью понимается взаимосвязь между биологическим фактором, то есть наследственности и социальным фактором, то есть среды.
Каждый ребенок унаследует от своих родителей информацию о ходе исторического развития всего человечества и уникальную информацию о своем собственном развитии утверждает Реан А.А. [5]. Интересным фактом является то, что человек в своем уникальном, индивидуальном развитии, на ранних его стадиях является беспомощным. Фактор наследственности очень важен в психическом развитии ребенка, ведь совокупность всех человеческих генов (генотип) и определяет особенности, в том числе, и психической деятельности того или иного человека. Наследственный фактор по своему воздействию на онтогенез психики человека является самым влиятельным среди всех остальных.
Следующим фактором развития психики ребенка является среда. Среда – это то, что окружает ребенка, сюда входит биологический и социальный компонент. Ребенок растет в окружении разных предметов, материальных объектов, также рядом с ним находятся родители, друзья, то есть социальное окружение. Хотя и природная среда, безусловно, важна в развитии психики ребенка, все же ведущую роль в формировании психики оказывает социальное окружение, то есть общество. Социальная среда оказывает разные формы влияния на психическое развитие ребенка. Так, выделяют макросреду и микросреду. Советский ученый Акатов Т.И. охарактеризовал макросреду как систему социальных отношений в обществе, а микросреду – как ближайшее социальное окружение. Если микросреда подразумевает влияние развивающегося ребенка со стороны родителей, сверстников, знакомых (постоянное окружение), то макросреда оказывает более широкое воздействие, включая в себя культурные традиции общества, уровень развития его науки и искусства, а также политические, идеологические и экономические отношения.
Тем самым в психологии происходит деление на биологизаторское и социологизаторское направления. У.Л. Штерн утверждал, что психическое развитие представляет собой не обычное проявление врожденных свойств и не обычное восприятие воздействий извне, а результат сближения внутренних задатков с внешними условиями, так называемая конвергенция (третий фактор), то есть взаимодействие наследственного и социального факторов в психического онтогенеза ребенка. Отечественный ученый Л.С. Выготский также акцентировал внимание на единстве факторов наследственности и среды в процессе онтогенеза. Известно, что роль наследственности в формировании элементарных психических функций больше, чем в формировании высших психических функций. Последним она служит предпосылкой развития, а среда выступает ведущей движущей силой развития высших процессов. Но, важно знать, что развитие любого психического процесса происходит под влиянием обоих факторов, то есть наследственность и среда взаимодействуют друг с другом в процессе онтогенеза психики ребенка.
Последний фактор психического развития – активность (конвергенция). Она предполагает системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды и представляет собой двусторонний процесс, который является причиной развития. Необходимо отметить, что активность является внутренним фактором и выражается в чувствах, воле, деятельности, интересах самой личности ребенка. Важной деталью проявления активности, по мнению Смирновой Е.О., является подражательная, исполнительная, а также самостоятельная деятельность ребенка [6].
Так, уровень активности ребенка оценивают по следующим критериям:
а)       наличие отсутствия реактивного воздействия ребенка на стимулы внешней среды (произвольность, выражение потребности, торможение);
б)       превращение простых однотактных движений (поворачивание головы, крик) в более сложную деятельность, например, в игру;
в)       овладение мыслительной деятельностью.
Итак, процесс психического развития ребенка определяется влиянием на него различных факторов, а именно, фактора наследственности, фактора среды и фактора активности. Каждый из этих факторов может нести как положительные, так и отрицательные действия на ход психического развития. Так, психическая депривация есть, в сущности, отрицательно действующий фактор на развитие любого ребенка.
Под психической депривацией понимается такое состояние, которое возникает в связи с недостатком удовлетворения у ребенка основных (жизненных) психических потребностей. В детской психологии существуют различные типы психологической депривации. Зарубежная классификация, предложенная такими учеными, как Й. Лангмейер и З.Матейчик, состоит из следующих типов депривации:
1)       сенсорная (стимульная);
2)       депривация значений (когнитивная);
3)       эмоциональная;
4)       депривация идентичности (социальная).
К основным вышеперечисленным видам психологической депривации можно добавить также двигательную и материнскую депривацию, выделенную отечественными психологами А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых [4]. Ведь и они оказывают непосредственное влияние на ход развития психики ребенка. Теперь можно охарактеризовать влияние каждого вида депривации в отдельности.
Таким образом, из вышеперечисленных сведений можно утверждать, что психическая депривация как фактор психического развития является отягощающим фактором формирования психики ребенка, избавление от неё приводит к оптимизации психического состояния.
Литература
1.       Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учёб. пособие. - 3-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2012. - 379 с.
2.       Кистяковская М.Ю. О стимулах, вызывающих положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни // Вопросы психологии. – 2010. – № 2. – С. 129-140.
3.       Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
4.       Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 400 с: ил. — (Серия «Детскому психологу»).
5.       Реан А.А. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2013. – 368 с.
6.       Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Дошкольная педагогика и психология". – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 366 с.
7.       Щелованов Н.М., Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Спб., 2011.
2020