НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Борисова Н.А., Ястребкова Н.В., Михай М.П. Игровые технологии в подготовке к обучению грамоте детей с недостатками речи

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12) https://f.almanah.su/12.pdf


С ребенком надо делать все через игру… Д. Б. Эльконин

Усвоение новых фонетических понятий и навыки формирования основ грамоты осуществляется чаще всего через игру. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера.
Применяемые нами на практике игры условно мы разделили на следующие группы:
·          игры на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза;
·          игры развивающие у детей буквенный гнозис и умение дифференцировать смешиваемые буквы;
·          игры на этапе обучения слогоделению:
·          игры на уровне слова;
·          игры на уровне предложений.
Подобно растению развивается наша речь. Сначала, когда человек еще очень-очень маленький, он произносит лишь отдельные звуки языка – они напоминают корни растения, из которых постепенно рождается наша речь.
Затем в его речи появляются слоги: па-па-па, ба-ба-ба и т.д. – они похожи на стебли, пробивающиеся из-под земли.
Слоги помогают появлению слов: баба, мама, дай и т.д. – они подобны листьям растения, которые держатся на стеблях.
Научившись понимать значения слов, произносить их, человек начинает строить из них предложения. Например. На полянке расцвел первый подснежник. Предложения похожи на распустившиеся цветы.
И, наконец, объединяя предложения по смыслу, строится текст. Это рассказы, стихи, загадки, сказки и т.д. Они – плоды нашей развитой речи.
У вас на столе карточки с изображением частей растений. Что вы произнесете, если на карточке корень (стебель, лист, цветок, семена)? (Звук (слог, слово, предложение, текст).)
Мы на практике покажем использование игровых технологий, направленных на формирование способности ориентироваться в звуковой и знаковой системе языка.
Когда у детей сформированы понятия «твёрдые и мягкие согласные звуки», т. е. умственное действие звукового анализа слова перешёл во внутренний план проводим игру:
«Два короля»
Жили - были 2 короля. Один король правил государством твёрдых звуков, а другой - королевством мягких звуков. Во дворце Твёрдого короля находились только твёрдые вещи, а Мягкого - только мягкие.
И слова они любили разные: один с мягкими согласными звуками, а другой – с твёрдыми. А теперь поиграем в этих королей. Выберем из вас твёрдого и мягкого короля. Вариант 1. У каждого короля есть свой дворец. Выберите каждый для своего дворца вещи, подходящие вам.
Не забудьте, что Твёрдый король должен выбирать слова с твёрдыми согласными звуками, а Мягкий – слова, в которых есть хотя бы один мягкий согласный звук. (Вот список предлагаемых вещей - шкаф, стол, диван, кровать, кресло, стул, комод, зеркало, полка, будильник, лампа, ложка, вилка.) Вариант 2. Короли любят ходить на охоту. Кто из них на кого будет охотиться (лиса, волк, кабан, белка)
Игра «Найди схему» (Закрепление навыков звукового анализа, развитие словесно - логического мышления) - Ой, ребята, по­смотрите, я вижу воздушные шарики на них необычные мешочки (в одном звуковые схемы, в другом – картинки). Давайте подберем к каждой картинке звуковую схему. Для запоминания букв и их узнавания мы проводим игры:
Игра «Умные ручки»
В этом мешочке спрятались буквы, увидеть их нельзя. Узнать, какие буквы спрятаны, можно только ощупав их руками. Достать букву можно только после того, как скажешь слово, начинающиеся с этой буквы. Запомнить буквы алфавита, благодаря «мускульной памяти», то есть способности запоминать информацию через действия тела, помогает игра «Юный художник». Эта игра проводится в парах сидя за столами. Объясняем детям: - Один из вас будет «художником». «Художники», возьмите кисточки и опустите их в воду. Все остальные положите руки на стол ладонями вверх и закройте глаза. «Художники», напишите любую букву на ладони своего партнёра. Дети с закрытыми глазами угадывают написанную букву. Потом участники меняются ролями и игра продолжается. Таким образом, я учу детей запоминать информация через действия дела.
Игра «Узоры из букв» способствует профилактике пространственных ошибок в написании букв в дальнейшем, развивает у детей пространственное и образное мышление.
- Возьмите лист бумаги, сложите его по вертикали, затем по горизонтали. На получившейся четверти листа нарисуйте любую букву толщиной в 1см, так чтобы она занимала всё пространство. Не показывайте свою букву соседу. Вырежьте букву, не разворачивая листа. Разверните. А теперь по очереди покажем друг другу получившийся узор.
- Из какой буквы получился узор. (На глазах всех, отгадавший складывает узор вчетверо и проверяет отгадку). Играя в эту игру, дети учатся видеть и узнавать буквы в усложнённых условиях.
Игра «Теремок букв»
Стоит в поле теремок – теремок, он не низок, не высок. Буква А к теремочку спешит, у дверей остановилась и стучит: буква А поет: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Никто не ответил букве А. Зашла она в теремок и стала в нем жить. Стоит в поле теремок – теремок, он не низок, не высок. Буква У к теремочку спешит, у дверей остановилась и стучит: буква У поет: Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет? В окошке теремка появляется буква А: «Это я, буква А, а ты кто? » Буква У: «Я буква У, пусти меня к себе жить! » Аналогично к теремку подбегают остальные гласные буквы. «Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют. А в это время в лесу бегали другие буквы, они свистели, пыхтели, шипели, рычали…» Согласные: «Надоело нам пыхтеть и шипеть, мы хотим, как гласные песни петь». Пробуют петь, но ничего не получается. Гласные: «Не огорчайтесь!
Мы будем петь песни, а вы вставайте рядом. Согласны? » Согласные (кивают головой): «Согласны, согласны! » Гласные: «А раз вы согласны, то мы будем называть вас буквами согласными». Танец-приглашение (согласная приглашает гласную). В конце танца дети парами поворачиваются в круг лицом и пропевают получившиеся слоги, затем меняются местами и вновь пропевают слоги (ма – ам, ту – ут и т. д.)
Составление предложений по опорным словам (Закрепление понятия «предложение», навыка составления и чтения предложений)
У Королевы Знаний помощников не счесть,
Средь них один чудесный гномик есть,
Он карточки со схемами в подарок вам принес,
Вы, проявите свое умение, составьте со словами предложения!
- Вот этот Ученый гном, просит вас составить предложения по схемам.
1. ______ _____.
2. _______ ______ ______.
3. _______ ______ ______ ______.
Педагоги должны заинтересовать детей, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять её с учётом своих возрастных особенностей. Именно поэтому использование игровых технологий в процессе формирования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста является одним из основных требований в работе учителя-логопеда со старшими дошкольниками.
К концу обучения дети правильно произносят и различают все фонемы родного языка, овладевают навыками осознанного звукового анализа и синтеза слов родной слоговой структуры, развивают фонематический слух.
Вся система коррекционных занятий позволяет сформировать у дошкольников полноценную речь, даёт возможность не только преодолеть речевые недостатки, но и подготовить детей к школе. Мы желаюм, чтобы предложенные нами игровые технологии успешно использовались педагогами в практической работе. Таким образом, игры, предложенные на формирование первоначальных навыков чтения, способствуют закреплению понимания прочитанного, т. е. осознанному чтению, что очень важно на первоначальных этапах формирования слогового чтения.
Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать, но при всём при этом Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Библиографический список

1. Астафьева, Е.О. Играем, читаем, пишем / Е.О. Астафьева.- СПб: Изд-во Детство-Пресс, 2001. - 64 с.
2. Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников / С.А. Васильева, Соколова Н.В. – Москва: Изд-во Школа-Пресс, 1999. - 78 с.
3. Комратова, Н.Г. Учимся говорить правильно / Н.Г. Комратова. – Москва: Изд-во «ТЦ Сфера», 2005. – 208 с.
4. Морозова, И.А. Подготовка к обучению грамоте / И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. – М., 2007. – 136 с.
2018