НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Абрамова Е.М. Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Путешествие по сказкам Андерсена»

Библиографическое описание:
Абрамова Е.М. Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Путешествие по сказкам Андерсена» // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.

Цель: уточнять и закреплять представления детей о творчестве Г.Х. Андерсена

Образовательные задачи:

1. Закреплять умение вспоминать сказку с помощью загадок, ребусов, дидактических игр и упражнений.

2. Закреплять умение правильно употреблять слова во множественном числе, образовывать существительные при помощи суффиксов, упражнять детей в составлении части высказывания.

3. Закреплять умение делить слова на слоги, выделять из слова звук, закреплять звукобуквенное восприятие.

4. Закреплять навыки раскрашивания, используя разные художественные средства.

5. Тренировать навык составления высказывания с использованием метода мнемомоделирования.

Развивающие задачи:

1. Развивать навыки сотрудничества при работе в команде, развивать внимание, память, логическое мышление.

2. Развивать связную речи детей.

3. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения, совершенствовать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

Воспитательная задача: формирование интереса к книге.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, чудесный мешочек, шкатулка, разрезные картинки, буквы, магнитные планшеты, иллюстрации к сказкам, зонтик, вырезанные камзолы для раскрашивания, принадлежности для рисования, художественная литература, аудиозапись, разноцветные веревочки, схемы «Правила работы в команде».

Предварительная работа: чтение сказок Г.Х. Андерсена, рассматривание иллюстраций к книгам, просмотр мультфильмов по теме, беседы, рассказ, составление рассказа по иллюстрациям, издание книги иллюстраций, выставка рисунков к сказкам.

Ход занятия.

Этап 1

Дети рассаживаются на стульчиках, перед ними экран с 1 слайдом презентации («Андерсен и книги писателя»)

Воспитатель: Ребята, любите ли вы сказки?

Дети:Да

Воспитатель: А почему вы их любите?

Дети: сказки интересные, в них есть волшебство, превращения, то, чего на свете не бывает, необычные герои, животные разговаривают

Воспитатель: Как сказки появляются?

Дети: Сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Их придумывают писатели и сказочники

Воспитатель: Сказки – это мир волшебства и приключений. Сегодня на занятии я хочу вам предложить игру-путешествие по сказкам, которые написал для вас, как думаете, кто?

Дети: Г.Х. Андерсен

(На экране заставка – 2 слайд «Андерсен и его герои»)

Воспитатель обращает внимание на изображение на экране.

Воспитатель: Какие сказки этого писателя вы знаете?

Дети: «Снежная королева», «Дюймовочка», «Новое платье короля», «Гадкий утенок», «Русалочка», «Свинопас», «Дикие лебеди», «Огниво»

Воспитатель берет в руки зонтик и показывает детям зонтик: А вы хорошо их помните? Тогда скажите, как этот предмет связан с историями сказочника?

Дети: зонтик был у одного маленького волшебника Оле-Лукойе из сказки Андерсена.

Воспитатель: Верно. Похож наш зонтик на зонтик волшебника?

Дети: Не совсем. У Оле-Лукойе был зонтик с картинками

Воспитатель: Давайте его раскрасим! Путешествуя по сказкам и выполняя задания, вы соберете картинки, и мы вместе раскрасим ими наш зонтик.

Воспитатель: У вас на запястье волшебные цветные веревочки, которые помогут вам в путешествии. Поднимите руку те, у кого синяя веревочка – вы одна команда. Поднимите руки вторая команда (дети с веревочкой другого цвета поднимают руку). Команды, посоветуйтесь, назовите свою команду и выберите командира. Название команды, должно быть связано со сказками Андерсена. Кто ваш командир? Как называется ваша команда? (спросить каждую команду)

Воспитатель: У командира задача: слышать свою команду, проверять всех и дать правильный ответ за всех. Я предлагаю вам встать в круг. (Все становятся в круг).

Воспитатель: Произнесем волшебные слова и отправимся в сказочное путешествие:

Землю я кручу, верчу

В сказку очень я хочу

Отворитесь двери в раз,

Пропустите в сказку нас.

Этап 2

Воспитатель: Вам известно, что обычный предмет в жизни, в сказке может стать волшебным?

Дети: Да

Воспитатель: Так вот. В нашем сказочном путешествии наш экран стал волшебным зеркалом. Подойдем к нему. Зеркало рассказало мне… что в одной сказке слова, предметы и даже картинки рассыпались.

(На экране – слайд 3 «Зеркало с буквами»)

Воспитатель: Посмотрите на имена главных героев, вам их надо собрать.

Работа командами стоя за столами

Р А ГЕ Д

3 5 1 2 4

А Й К

2 3 1

Воспитатель: Команды, подойдите к столам и на магнитных экранах с помощью букв все вместе выполните задание. Слово слева – 1 команде, слово справа – 2 команде.

Дети на магнитной доске при помощи букв выкладывают имена Кай (1 команда), Герда (2 команда)

Воспитатель: Командир, прочитай, какое слово получилось. На ваших столах – конверты. Сейчас предлагаю вам взять любой из них, найти в нем части картинки и сложить ее в целое.

Дети складывают паззлы и собирают предмет или персонаж, которые встречаются в сказке: сани, роза, снежинка, дворец, ворон, башмачок, принцесса, разбойница, олень, зеркало.

Воспитатель: Что у вас получилось? Назови первый и последний звук в своем слове. (спросить нескольких детей).

Воспитатель: Вы, наверное, уже знаете название этой сказки.

Дети: Снежная королева

Воспитатель: Ребята, расскажите, Герда в сказке какая?

Дети: храбрая, бесстрашная, отважная, добрая, смелая, с горячим любящим сердцем

Воспитатель: Ребята, расскажите, что случилось в этой истории с Каем?

Дети: В глаза и сердце Каю попал осколок кривого зеркала, и мальчик очень изменился.

Дети: Кай стал злым, бессердечным, жестоким, непослушным.

Дети: Сердце Кая почти замерзло, его заморозила Снежная королева.

Воспитатель: Что разрушило чары Снежной королевы?

Дети: Снежную королеву победила дружба и преданность.

Воспитатель: Давайте все вместе посмотрим в наше волшебное зеркало и назовем пословицы о дружбе (слайды с мнемотаблицами)

слайд 4: Дружбу за деньги не купишь

слайд 5: Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей

слайд 6: Дружба в огне не горит и в воде не тонет

слайд 7: Дружба как стекло, разобьешь, не склеишь.

Дети читают по мнемотаблице пословицы, воспитатель спрашивает, как дети понимают их смысл.

Воспитатель: Спасибо, ребята. Первое задание вами выполнено, значит можно получить первые картинки для нашего зонтика. Выбери, пожалуйста, 2 подходящие к этой сказке и прикрепи их на зонтик.

Ребята находят на столике картинки, иллюстрирующие сказку «Снежная королева», и с помощью воспитателя прикрепляют их на клинья зонтика.

(На экране заставка – Слайд 8 «Андерсен и его герои»)

Этап 3

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. В следующей сказке в одном королевстве, в кунсткамере, находится вот такая шкатулка. Давайте посмотрим, что там внутри. Приглашается ребенок открыть шкатулку, и дети в ней находят горошину.

Воспитатель: В какой сказке мы оказались?

Дети: Принцесса на горошине.

Воспитатель: У вас на столах лежат волшебные мешочки. Командиры, потрогайте их. Как думаете, что в них лежит.

Дети: какая-то крупа, может быть горох.

Воспитатель. Ребята, подойдите к своим командирам и, не подглядывая, доставайте из мешочка с горохом лишние предметы. Можете доставать по очереди или поручите это сделать кому-то одному.

Дети достают из мешочков буквы.

Воспитатель: Что же вы из волшебного мешочка достали?

Дети: Буквы.

Воспитатель: Если вы достали все буквы, то сложите из них слово, на мешочке есть подсказка.

1 команда – слово «горошина»

2 команда – слово «корона»

Воспитатель: Задание для командиров –посчитайте, сколько слогов в вашем слове.

Дети в командах выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы. Задание вами выполнено, значит можно выбрать картинки для нашего зонтика. Выбери, пожалуйста, картинки, подходящие к этой сказке, и прикрепи их на зонтик.

Этап 4

Воспитатель: Вот по сказкам мы гуляли и конечно же устали. Выходите, ребята, на физкультминутку.

Физкультминутка

Вот по сказкам мы гуляли и, конечно же, устали. (ходьба на месте)

На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.

На другой ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.

Если ты солдатик бравый, помаши рукой нам правой.

Если ты солдатик смелый, помаши рукой нам левой.

Вот совет от балерины: станет талия осиной,

Если будешь наклоняться влево-вправо 10 раз.

А Дюймовочки слова: чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочках, словно тянетесь к цветочкам.

Отдохнули мы чуть-чуть, посидим и снова в путь.

Этап 5

Воспитатель предлагает детям сесть на стулья. В: Ребята, присаживайтесь снова перед нашим волшебным зеркалом.

Воспитатель: Следующая сказка встречает вас загадкой:

Герой – персона в государстве,

Кто рассмешил свое же царство:

Он нарядился так на праздник,

Что до сих пор его все дразнят,

А виноват он в этом сам –

Легко доверился лжецам.

Дети: Это король из сказки «Новое платье короля.

На экране слайд 9 (фрагмент их сказки «Новое платье короля»).

Воспитатель: Ребята, почему у короля платье?

Дети: Раньше платьем называли любой вид одежды мужской и женской, но только ту, что надевалась на верхнюю часть тела. (Штаны и нижнее белье платьем не считалось).

Воспитатель: Ребятки, а вы в одежде разбираетесь?

Волшебное зеркало приглашает вас поиграть. Игра «Найди лишнее».

На экране слайд 10 (камзол, рубашка, брюки, шляпа)

Дети: Лишнее - шляпа, потому что это головной убор

На экране слайд 11 (Сапоги, манжета, карман, воротник).

Дети: Лишнее - сапоги, потому что сапоги – обувь

На экране слайд 12 (слова Обманщик, лжец, плут, портной)

Дети: Слово лишнее - портной, потому что обманщик, лжец и плут – это слова, похожие по смыслу.

Воспитатель: Хорошо. Еще одна игра «Что сначала, а что потом»:

На экране слайд 13 (ткать, кроить, шить, прясть – иллюстрированные действия)

Дети: Прясть, ткать, кроить, шить.

Воспитатель: Все правильно. Молодцы.

На экране Слайд-заставка 14 (Андерсен и его герои)

Воспитатель: А теперь предлагаю вам найти себе пару и вдвоем выполнить задание: спасти короля от насмешек. Раскрасьте королю его праздничное платье, как настоящие модельеры и портные.

Дети попарно садятся за столы и раскрашивают изображение королевского камзола.

Воспитатель: ребята, покажите, что у вас получилось. С заданием справились. Найдите нужные карточки и прикрепляйте их на зонтик.

Этап 6

Воспитатель: Самое чудесное в сказке – это превращения. Я предлагаю вам поиграть в волшебников – отгадать сказку и заняться превращениями. Внимание на наше волшебное зеркало. В какую сказку мы попали? Присаживайтесь к волшебному зеркалу.

Дети пересаживаются перед экраном и рассматривают слайд 15.

Дети отгадывают ребус с картинками и говорят название сказки: Дюймовочка.

Воспитатель: А главную героиню как звали?

Дети: Дюймовочка.

Воспитатель: Ребята, почему у нее такое имя?

Дети: Она ростом с дюйм.

Воспитатель: А дюйм это сколько?

Дети: 2,5 см. или половина большого пальца. А еще как скорлупа грецкого ореха, она в ней спала.

На экране слайд 16 (майский жук, крот, мышь, ласточка)

Воспитатель: А это герои сказки. Задание – увеличьте жуков до 10 и посчитайте жуков от 1 до 10 со словом майский.

Дети: Один майский жук, два майских жука…10 майских жуков.

Воспитатель: Как крота превратить в кота?

Дети: убрать звук р.

Воспитатель: Превратите большую мышь в маленькую.

Дети: мышка

Воспитатель: А можно ласточку превратить в ласку?

Дети: убрать часть звуков – точ.

Воспитатель. Молодцы! Прикрепляйте на зонтик картинки из этой сказки.

(На экране слайд-заставка 17 «Андерсен и его герои»)

Этап 7

Заключительная часть занятия (Рефлексия)

В: Ребята, наше путешествие по сказкам закончилось. Посмотрите, какой замечательный, сказочный, яркий стал наш зонтик. Давайте вернемся в детский сад.

Дети, встав в круг, произносят слова:

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть, не упасть

То легко ребята смогут

Снова в детский сад попасть.

Воспитатель: Ребята, чем мы занимались на этом занятии? Ответы детей.

Воспитатель: Что вам понравилось?

Воспитатель вращает зонтик и спрашивает: Ребята, в каких сказкам мы побывали? Зонтик нам подскажет.

Дети: «Снежная королева», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Принцесса на горошине».

Воспитатель: вы большие молодцы, вы уже много знаете, умеете, а я хочу подарить вам новую книгу, новые сказки Г.Х. Андерсена. Давайте ее поставим на книжную полку и скоро обязательно ее прочитаем.
2023