Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Исакова Е.Г. Использование электронных пособий и игр на логопедических занятиях с детьми ОВЗ младшего школьного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 5 (55) https://f.almanah.su/55.pdf

Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, и может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.
Актуальность использования информационных технологий в современном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средств обучения и воспитания.
Если посмотреть на события, происходящие в стране в области образования, то мы увидим, почему в последние пять лет ускоренно развиваются ИКТ в школьных учреждениях.

Актуальность

• Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
• Принятие Концепции социально-экономического развития страны
• Реализация программы «Электронная Россия»
• Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»
• Подключение в рамках национального проекта школ к интернету;
• Принятие поправок к Закону «Об образовании»;
• Формирование социальных сетей и др.

Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.
Использование ИКТ уже стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Одним из средств для повышения мотивации, развития его творческих способностей, активизации речевой и познавательной активности, а также создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности являются компьютерные дидактические игры, интерактивные пособия, а также интерактивные плакаты.
Благодаря этому ребенок становится не просто наблюдателем, но и активным участником процесса обучения!
В основу интерактивных пособий положена игра.
Компьютер не изолирует детей от педагогического процесса, а дополняет его.
Именно интерактивное пособие позволяет повысить эффективность всех основных этапов – изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль знаний.
При этом весь обязательный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму.
Интерактивные игры эффективно способствуют развитию познавательной, речевой активности детей с особыми потребностями в образовании.
При организации работы с компьютером необходимо соблюдать все гигиенические нормы и требования.
Продолжительность непрерывного использования компьютера на уроках составляет: для учащихся 1-2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут.
ИКТ – технологии в образовательном процессе
При ИКТ – технологиях используются следующие методы:
1. Метод демонстраций следует использовать для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их изучения школьниками.
2. Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки).
3. Метод проблемного изложения - детям предлагается найти способы разрешения проблем.
4. Частично-поисковый метод предполагает решение поставленной задачи педагогом вместе с школьниками.
5. Метод компьютерных дидактических игр предполагает практические действия школьника на компьютере (компьютер служит игровым и техническим средством обучения), помогает детям овладеть предметно-продуктивной, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности.
Выбор методов развития определяется с учетом возможностей школьников, их возрастных и психофизиологических особенностей. Возможно использовать мультимедийные программные средства, детские электронные презентации, дидактические игры, электронные энциклопедии, содержащие базу данных с мультимедийной информацией, компьютерными играми.

Создание игр, на базе Power Point

Power Point - программа для подготовки, просмотра презентаций, демонстрации презентационных роликов. Она обладает широчайшим набором функций и возможностей.
* Игры на базе РР очень просты в создании.
* Они разнообразны и многофункциональны, возможно использовать с детьми разного возраста (от младшего школьного до старшего школьного).
* Игры могут решать любые обучающие задачи.
* Возможно использовать как фрагмент на любом этапе урока или занятия в качестве нового материала или закрепление ранее изученного.
* Возможно использовать на индивидуальных, подгрупповых, групповых занятиях.
При создании игр на базе Power Point необходимо для начала скачать бесплатно картинки PNG формата (картинка на прозрачном фоне) на сайте – www.freepng.ru
ИКТ – игры и пособия способствуют обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияют на познание нравственной стороны действительности, повышают познавательную активность.
Я разработала и внедрила в организацию образовательного процесса дидактические электронные пособия, преимуществами которых являются:
-увеличение восприятия материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
-использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей с ОВЗ младшего школьного возраста;
-одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
-при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
-с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни.
Для создания дидактической игры в Power Point педагог должен:
1. Разработать понятные для школьников правила и увлекательный сюжет игры (обеспечить возможность выбора вариантов содержания изучаемого материала, выбора режима работы).
2. Составить конспект, где должен описать алгоритм действий (все действия показывать стрелками, мигающими значками, выделением, увеличением размера объекта. Это позволит ребенку сосредоточить внимание на нужном объекте, запомнить порядок действий)
3. Определить цель и обучающие задачи игры.
4. Определить действия школьника в игре, направленные на решение обучающей задачи.
5. Задать игровую мотивацию (что будем делать, для кого и для чего).
6. Показать школьникам способ выполнения задания (как это делать). Для ребенка, хорошо усвоившего правила игры, желающего повторить игру, должна быть предоставлена возможность перехода к слайду начала игры.
Это позволяет:
- на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес;
-ярко, образно, в доступной школьникам форме преподнести новый материал;
-привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
-поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
-развивать у школьников исследовательское поведение;
-расширять творческие возможности самого педагога.
Библиографический список
1. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе // Начальная школа. - 2002. - № 5. - С. 14-18.
2. Программа нетрадиционного курса информатики без компьютеров для трехлетней и четырехлетней начальной школы «Информатика в играх и задачах» // Начальная школа. - 1996. - № 10. - С. 52-55.
3. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе // Начальная школа. - 2002. - № 5. - С. 19-21.
4. Аксенова Н.С. Учебно-методическое пособие по информатике для начальной школы: пособие // http://www.altai.fio.ru/projects/group1/potok32/site/ index.htm.
5. Алексеева А.В. Преподавание в начальных классах: психолого-педагогическая практика : учебно-методическое пособие / А.В. Алексеева, Е.Л. Бокуть, Т. Н. Сиделева. - М. : ЦГЛ, 2003. - 208 с.
6. Белкина В.Н. Психология раннего и школьного детства / В.Н. Белкина. - М. : Академический проект, - 2005. - 236 с.
7. Босова Л.Л. Комбинированные уроки информатики / Л.Л Босова // Информатика и образование. - 2000. - № 3. - С. 36-41.
8. Босова Л.Л. Развивающие задачи по информатике для младших школьников / Л.Л Босова. - М. : Информатика, 2000. - 214 с.
2022