Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Сафонова И. В. Инклюзивное образование в современной школе на уроках математики

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf


Инклюзивное образование ставит перед современной школой масштабные задачи, такие как модернизация, расширение спектра образовательных услуг, повышение уровня образования.
В современной школе инклюзивное образование находится в стадии формирования, но именно оно позволяет детям с ОВЗ легче адаптироваться в социуме и позволяет развиваться, за счет общения со сверстниками.
Работа с такими детьми выявляет актуальные проблемы не только в педагогике, но и в психологии, и социологии. Находясь в обществе, ребенок с ОВЗ при общении со здоровыми сверстниками включается в работу и стремиться выполнять предложенные задания на уровне с ними, что явно способствует развитию и социализации.
Цель инклюзивного образования сделать его доступным для всех детей, не зависимо от их физических особенностей, развить их личные способности и дать возможность реализовать потребности.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных человеческих взаимоотношений.
Принципы инклюзивного образования:
1.       Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2.       Каждый человек способен чувствовать и думать;
3.       Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4.       Все люди нуждаются друг в друге;
5.       Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6.       Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7.       Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8.       Разнообразие усиливает все стороны жизни человека [1].
В современной школе для обучения детей с ОВЗ используют индивидуальный план работы, специально разработанные адаптивные программы, подстроенные под особенности каждого ребенка. Это не означает, что ребенок будет следовать упрощенному обучению или частично проходить учебный материал, это всего лишь подборка различных индивидуальных методов для лучшего усвоения программы для «особенного» ребенка.
В ходе уроков математики необходимо вовлекать детей с ограниченными возможностями в коллективные, групповые и парные формы работы, которые предусматривают взаимопомощь. Чаще использовать игры, совместные проектные работы. Необходимо включить ребенка в одни формы работы с учащимися класса, но ставить разные задачи при выполнении определенных действий. Частая смена деятельности позволит предупредить утомляемость ребенка, необходимо включать в урок физические паузы.
Индивидуальный подход к обучению ребенка с ОВЗ на всех этапах обучения, обязательна положительная оценка результатов при всем коллективе класса, даже если это небольшая работа. Необходимо использовать большое количество наглядности, схем, рисунков, карточек с алгоритмом выполнения предложенных задач.
Трудности в обучении математики в школе у учащихся с ОВЗ проявляются, прежде всего, там, где необходимо выполнить анализ действий, в заданиях с решением поставленной проблемы, в измененных ситуациях, требующих комплексного применения знаний и логического мышления. Дети могут заучить формулы и алгоритмы решения, но применять на практике могут по алгоритму, механически. Восприятие математических знаний носит фрагментарный характер.
Для детей с различными формами ОВЗ необходимо предоставление особых условий подачи информации, способах ее объяснения и контроля усвоения знаний. Возникают трудности в фиксации внимания при выполнении заданий. Очень важно развить у ребенка заинтересованность, чувство положительной динамики в учении, в этом помогает игровая деятельность.
Необходимо постоянное сотрудничество учителя, социально – психологической службой школы, родителями и ребенком с ограниченными возможностями, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого учащегося. Необходимо постоянно отслеживать комфортность нахождения ребенка в коллективе, главная задача не навредить ребенку.
В классах с инклюзивным образованием меняется роль учителя, она раскрывается с другой стороны. Необходимо больше уделять внимание ребенку не только на уроке, но и на внеурочной деятельности, общение классного руководителя с семьей инклюзивного ребенка сводится к ежедневному.
Учитель должен развить у учащихся класса, в котором находятся дети с ОВЗ толерантность к людям с ограниченными способностями, принятие их в обществе класса, формировать позитивное отношение в коллективе, развивать социальную активность «особенных» детей.
Активное участие в общественной жизни классного коллектива способствует накоплению положительного опыта общения со сверстниками и создает фундамент для дальнейшей социализации ребенка в современном мире.
Ребенок не должен чувствовать себя отличным от других, видя к себе такое же отношение, как и ко всем членам классного коллектива, он не ощущает своих недостатков и не чувствует себя исключенным, изгоем.
Работа с такими детьми требует большой подготовки со стороны учителя, но мы обязаны помочь каждому ребенку, не зависимо от его способностей и особенностей, реализоваться в современном мире.

2020