Актуальные вопросы начального общего образования

Абанина С.И., Налбандова А.В., Пустобаева С.А. Дидактическая игра как элемент современных образовательных технологий, составляющих квалитологическую компетентность учителя на уроках обучения грамоте

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf


Квалитологическая компетентность педагога является сегодня одной из самых актуальных для всей образовательной системы Российской Федерации. Формирование у педагога знаний проблем теории и практики управления качеством образования ведет к повышению качества образовательного процесса.
Система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, называют качеством образовательного процесса.
Учителю необходимо умение быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям образования, умение овладевать обновляющимися содержанием и технологиями обучения.
Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
Одним из видов умений в структуре квалитологической компетентности педагога являются проектно-технологические умения, которые включают в себя: умение ставить цели, отбирать содержание учебного материала и адекватные ему технологии, активизирующее сотрудничество коллективной работе, обеспечивающее мотивацию ученика в учебной деятельности.
Таким образом, современный педагог должен воспитать людей, способных решать сложные социальные, политические, экономические, научно-технические вопросы. Познавательная активность является социально-значимым качеством личности и формируется в учебной деятельности.[1; с.197]
Для формирования и развития познавательных интересов школьников в процессе обучения есть множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит его занимательности.
В педагогической теории и практике существует множество подходов к обучению, способствующих развитию познавательной активности школьников.
Интерес учащихся к предмету развивается особенно активно, если на уроках в начальных классах используются игровые методы обучения. Это особенно значимо в период обучения грамоте, потому что игровая деятельность ещё остаётся одним из ведущих видов деятельности первоклассников. Именно она помогает формироваться новой деятельности - учебной. Поэтому ученые, методисты, передовые учителя всегда рекомендовали внедрять игровые методы, одним из которых является дидактическая игра.
Дидактическая игра является наиболее эффективным методом обучения, который способствует формированию и повышению уровня познавательной активности учащихся. В игре педагог становится организатором самостоятельности в учебном познании учащихся, взаимодействия детей с учебным материалом, друг с другом и с учителем, которое строится как учебно-познавательное.
Дидактическая игра выполняет несколько функций:
- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса). [3; с.14]
Одной из наиболее эффективных дидактических игр, развивающая познавательную активность учащихся, является игра «Живые звуки», которую можно применять на любом этапе урока и при изучении разных тем.
Приведем пример использования игры «Живые звуки» на уроке обучения грамоте в 1 классе.
На интерактивной доске набор гласных букв с согласной буквой «К»
-Посмотрите на доску и скажите – что лишнее?
Дети отвечают:
-Лишняя буква « К», потому что она обозначает согласный звук, а остальные буквы обозначают гласные звуки.
- Кто догадался, чем мы будем сейчас заниматься?
- Будем повторять гласные буквы и звуки.
-Я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Живые звуки».
Учитель распределяет роли.
- У некоторых ребят на столах лежат гласные буквы.
К доске выходят двое ребят они будут хозяевами домиков (синий, зеленый).
Я буду вам рассказывать интересную историю, а вы станете ее героями.
- В одной стране жили буквы, которые обозначали гласные звуки. Теплым летним днем была солнечная погода, и все гласные вышли погулять.
Учащиеся- «буквы» выходят из-за парт и гуляют по классу.
- Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучки, начался проливной дождь. Буквы увидели свои домики и устремились к ним, но Хозяева домиков могли пустить в домик только своих жильцов. Распределитесь буквы каждый в свой домик.
Учащиеся – «буквы» забегают каждая в свой домик (в синий – а. о, у, ы, э; в зеленый – я, ю, е, ё, и).
- Вот опять выглянуло солнышко, и буква «А» пошла на прогулку. Ей было одиноко гулять одной и она решила постучаться в зеленый домик. (тук-тук)
- Буква «А», какую букву ты пригласишь на прогулку?
- Почему?
- Букву «Я». Потому что буквы «А» и «Я» обозначают после согласных звуков одинаковый звук «А», буквой «А» обозначаем гласный звук после твердых согласных звуков, буквой «Я»- после мягких согласных звуков.
И так все буквы нашли себе друга на прогулку.
- Как называется игра, в которую мы играли?
- «Живые звуки»
- Что вы повторили, когда играли в эту игру?
- Мы повторили гласные буквы, которые указывают на твердость и мягкость согласных звуков.
Таким образом, дидактическая игра значительно влияет на развитие познавательной активности младшего школьника. Если игра тщательно продумана и правильно организована учителем, то дети участвуют в ней с большим интересом и желанием.
Список литературы:
1.       Баданина Л.П. Психология познавательных процессов: учебное пособие Л.П. Баданина. - М.: Педагогика., -2008.- 240
2.       Блехер В. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе. - М.: Просвещение., - 2005.-184 с.
3.       Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль.: Академия развития.,- 1997. -244 с.
4.       Сафонова О.А. Квалитологическое образование будущего педагога// Известия ПГПУ им.В.Г.Белинского., -2012. №28.с.1038-1041.
5.       Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование.,-1998. -256 с.
snezhana.pustobaeva@mail.ru тел: 89527711623
2018