Абанина С.И., Налбандова А.В., Пустобаева С.А. Дидактическая игра как элемент современных образовательных технологий, составляющих квалитологическую компетентность учителя на уроках обучения грамоте
Квалитологическая компетентность педагога является сегодня одной из самых актуальных для всей образовательной системы Российской Федерации. Формирование у педагога знаний проблем теории и практики управления качеством образования ведет к повышению качества образовательного процесса. Система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, называют качеством образовательного процесса. Учителю необходимо умение быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям образования, умение овладевать обновляющимися содержанием и технологиями обучения. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. Одним из видов умений в структуре квалитологической компетентности педагога являются проектно-технологические умения, которые включают в себя: умение ставить цели, отбирать содержание учебного материала и адекватные ему технологии, активизирующее сотрудничество коллективной работе, обеспечивающее мотивацию ученика в учебной деятельности. Таким образом, современный педагог должен воспитать людей, способных решать сложные социальные, политические, экономические, научно-технические вопросы. Познавательная активность является социально-значимым качеством личности и формируется в учебной деятельности.[1; с.197] Для формирования и развития познавательных интересов школьников в процессе обучения есть множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит его занимательности. В педагогической теории и практике существует множество подходов к обучению, способствующих развитию познавательной активности школьников. Интерес учащихся к предмету развивается особенно активно, если на уроках в начальных классах используются игровые методы обучения. Это особенно значимо в период обучения грамоте, потому что игровая деятельность ещё остаётся одним из ведущих видов деятельности первоклассников. Именно она помогает формироваться новой деятельности - учебной. Поэтому ученые, методисты, передовые учителя всегда рекомендовали внедрять игровые методы, одним из которых является дидактическая игра. Дидактическая игра является наиболее эффективным методом обучения, который способствует формированию и повышению уровня познавательной активности учащихся. В игре педагог становится организатором самостоятельности в учебном познании учащихся, взаимодействия детей с учебным материалом, друг с другом и с учителем, которое строится как учебно-познавательное. Дидактическая игра выполняет несколько функций: - обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор); - ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи); - мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса). [3; с.14] Одной из наиболее эффективных дидактических игр, развивающая познавательную активность учащихся, является игра «Живые звуки», которую можно применять на любом этапе урока и при изучении разных тем. Приведем пример использования игры «Живые звуки» на уроке обучения грамоте в 1 классе. На интерактивной доске набор гласных букв с согласной буквой «К» -Посмотрите на доску и скажите – что лишнее? Дети отвечают: -Лишняя буква « К», потому что она обозначает согласный звук, а остальные буквы обозначают гласные звуки. - Кто догадался, чем мы будем сейчас заниматься? - Будем повторять гласные буквы и звуки. -Я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Живые звуки». Учитель распределяет роли. - У некоторых ребят на столах лежат гласные буквы. К доске выходят двое ребят они будут хозяевами домиков (синий, зеленый). Я буду вам рассказывать интересную историю, а вы станете ее героями. - В одной стране жили буквы, которые обозначали гласные звуки. Теплым летним днем была солнечная погода, и все гласные вышли погулять. Учащиеся- «буквы» выходят из-за парт и гуляют по классу. - Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучки, начался проливной дождь. Буквы увидели свои домики и устремились к ним, но Хозяева домиков могли пустить в домик только своих жильцов. Распределитесь буквы каждый в свой домик. Учащиеся – «буквы» забегают каждая в свой домик (в синий – а. о, у, ы, э; в зеленый – я, ю, е, ё, и). - Вот опять выглянуло солнышко, и буква «А» пошла на прогулку. Ей было одиноко гулять одной и она решила постучаться в зеленый домик. (тук-тук) - Буква «А», какую букву ты пригласишь на прогулку? - Почему? - Букву «Я». Потому что буквы «А» и «Я» обозначают после согласных звуков одинаковый звук «А», буквой «А» обозначаем гласный звук после твердых согласных звуков, буквой «Я»- после мягких согласных звуков. И так все буквы нашли себе друга на прогулку. - Как называется игра, в которую мы играли? - «Живые звуки» - Что вы повторили, когда играли в эту игру? - Мы повторили гласные буквы, которые указывают на твердость и мягкость согласных звуков. Таким образом, дидактическая игра значительно влияет на развитие познавательной активности младшего школьника. Если игра тщательно продумана и правильно организована учителем, то дети участвуют в ней с большим интересом и желанием. Список литературы: 1. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов: учебное пособие Л.П. Баданина. - М.: Педагогика., -2008.- 240 2. Блехер В. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе. - М.: Просвещение., - 2005.-184 с. 3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль.: Академия развития.,- 1997. -244 с. 4. Сафонова О.А. Квалитологическое образование будущего педагога// Известия ПГПУ им.В.Г.Белинского., -2012. №28.с.1038-1041. 5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование.,-1998. -256 с. snezhana.pustobaeva@mail.ru тел: 89527711623