Библиографическое описание:
Шмакова Л.М. Ты вода, водица - друг ты мой прекрасный… // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
Интеграция познавательных областей:
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Цель: формирование представлений о свойствах воды и воздуха.
Задачи:
-активизация творческого мышления детей;
-выявление свойств воды, воздуха;
-развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость;
-активизировать словарь (прозрачная, бесцветная, разноцветная, жидкость, невидимый);
-учить выполнять движения по тексту.
Форма организации: познавательно-исследовательская деятельность.
Авторы и участники: учитель- логопед, дети старшей группы компенсирующей направленности с ОВЗ (ТНР).
Материальные средства:
- прозрачная стеклянная ёмкость для запекания;
- вода;
- тёмно-синяя, чёрная, красная краски;
- прозрачный стакан или баночка;
- лист бумаги, маркеры.
Пояснительная записка: все дети на планете очень любят играть с водой. В воде они любят плескаться, наполнять и опорожнять сосуды, пускать по воде и топить в ней различные предметы. Игры с водой не только увлекают малышей, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы: самому изучить свойства такого универсального материала как вода. Малыши получают огромное удовольствие от игр с водой. Вода притягивает как магнит!
Предполагаемый результат:
-дети познакомятся со свойствами воздуха и воды;
-активизация словаря.
Ход совместной деятельности.
Логопед:
Посмотрите, ребята у меня на столе стоит ёмкость с водой.
Вода какая?
Дети: прозрачная, чистая.
Логопед:
Вы сейчас нарисуете снежинки на большом листе бумаги и подложите лист под ёмкость с водой.
Скажите, вы видите снежинки, которые вы нарисовали и подложили под ёмкостью с водой?
Дети: «Да, видим»
Логопед: «Теперь в нашу ёмкость я предлагаю добавить краску. И произнести такие волшебные слова
Ты вода- водица.
Друг ты мой прекрасный.
Стань вода- водица
Не простой а….. (красной) (синей) (чёрная) и т.д.
Каждый ребёнок добавляет в ёмкость тёмную краску.
Логопед спрашивает: «Какую краску ты добавил?»
Ответы детей: «Я добавил синюю краску и т.д.»
Логопед: «Давайте
произнесём наши волшебные слова про водицу»
Дети повторяют «волшебные слова» с каждым ребёнком.
Логопед:
«Ребята, а какая теперь стала вода?»
Дети: «Тёмная, непрозрачная, мутная, красно- синяя и т.д.»
Логопед: «А теперь давайте присядем на стульчики и поиграем с водичкой. Вот у меня есть прозрачный стакан, я его переверну и опущу перевёрнутый стакан вертикально вниз и аккуратно начну передвигать по дну.
Дети выполняют движения глазами в соответствии с текстом
Раз-налево
Два-направо
Три-наверх
Четыре-вниз.
А теперь по кругу смотрим
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше
Тренируя мышцу глаз
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас.
Логопед: «Все снежинки в прозрачной воде мы видели хорошо, а сейчас вы какие снежинки видите?»
Дети: «Над которыми стоит перевёрнутый стакан».
Логопед: «Попробуйте каждый подойти и попробовать найти с помощью стакана снежинки»
Каждый ребёнок подходит и находит снежинки.
Логопед: «А теперь я предлагаю встать и немного подвигаться
Воздух-невидимка (руки вверху влево-вправо)
Выходи гулять («зовут»)
Воздух-невидимка (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать (хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (потирают ладони)
Самого полезного воздуха найду! (руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)»
Логопед: «Молодцы ребята, вы хорошо повеселились, садитесь на стульчики. Ребята, а как можно сказать какой воздух»
Дети: прозрачный, невидимый, необходимый и т.д.
Логопед: «Ребята, а как вы думаете, почему мы видим наши снежинки через стакан?»
Дети: «Потому что в стакане сохранился воздух»
Совместное объяснение: « В стакане есть воздух, хоть его и не видно. Когда мы опускаем перевёрнутый стакан в воду, воздух не даёт ей заполнить пространство внутри. Поэтому, опустив стакан на дно, мы видим то, что скрывалось под слоем воды. Воздух легче воды.»
Библиографический список
1.Лебедева И. [Элекронный ресурс]. https://doshkolnik.net/wp-content/uploads/2017/10/logodosh2.png
2.Молчанова О.Н. Опыты с водой «Вода и её свойства» для детей 2-4 лет. [Электронный ресурс]. URL:https://www.maam.ru/detskijsad/voda-i-e-svoistva-opyty-s-vodoi-dlja-detei-2-4-let.html
Шмакова Л.М. Ты вода, водица - друг ты мой прекрасный… // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
Интеграция познавательных областей:
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Цель: формирование представлений о свойствах воды и воздуха.
Задачи:
-активизация творческого мышления детей;
-выявление свойств воды, воздуха;
-развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость;
-активизировать словарь (прозрачная, бесцветная, разноцветная, жидкость, невидимый);
-учить выполнять движения по тексту.
Форма организации: познавательно-исследовательская деятельность.
Авторы и участники: учитель- логопед, дети старшей группы компенсирующей направленности с ОВЗ (ТНР).
Материальные средства:
- прозрачная стеклянная ёмкость для запекания;
- вода;
- тёмно-синяя, чёрная, красная краски;
- прозрачный стакан или баночка;
- лист бумаги, маркеры.
Пояснительная записка: все дети на планете очень любят играть с водой. В воде они любят плескаться, наполнять и опорожнять сосуды, пускать по воде и топить в ней различные предметы. Игры с водой не только увлекают малышей, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы: самому изучить свойства такого универсального материала как вода. Малыши получают огромное удовольствие от игр с водой. Вода притягивает как магнит!
Предполагаемый результат:
-дети познакомятся со свойствами воздуха и воды;
-активизация словаря.
Ход совместной деятельности.
Логопед:
Посмотрите, ребята у меня на столе стоит ёмкость с водой.
Вода какая?
Дети: прозрачная, чистая.
Логопед:
Вы сейчас нарисуете снежинки на большом листе бумаги и подложите лист под ёмкость с водой.
Скажите, вы видите снежинки, которые вы нарисовали и подложили под ёмкостью с водой?
Дети: «Да, видим»
Логопед: «Теперь в нашу ёмкость я предлагаю добавить краску. И произнести такие волшебные слова
Ты вода- водица.
Друг ты мой прекрасный.
Стань вода- водица
Не простой а….. (красной) (синей) (чёрная) и т.д.
Каждый ребёнок добавляет в ёмкость тёмную краску.
Логопед спрашивает: «Какую краску ты добавил?»
Ответы детей: «Я добавил синюю краску и т.д.»
Логопед: «Давайте
произнесём наши волшебные слова про водицу»
Дети повторяют «волшебные слова» с каждым ребёнком.
Логопед:
«Ребята, а какая теперь стала вода?»
Дети: «Тёмная, непрозрачная, мутная, красно- синяя и т.д.»
Логопед: «А теперь давайте присядем на стульчики и поиграем с водичкой. Вот у меня есть прозрачный стакан, я его переверну и опущу перевёрнутый стакан вертикально вниз и аккуратно начну передвигать по дну.
Дети выполняют движения глазами в соответствии с текстом
Раз-налево
Два-направо
Три-наверх
Четыре-вниз.
А теперь по кругу смотрим
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше
Тренируя мышцу глаз
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас.
Логопед: «Все снежинки в прозрачной воде мы видели хорошо, а сейчас вы какие снежинки видите?»
Дети: «Над которыми стоит перевёрнутый стакан».
Логопед: «Попробуйте каждый подойти и попробовать найти с помощью стакана снежинки»
Каждый ребёнок подходит и находит снежинки.
Логопед: «А теперь я предлагаю встать и немного подвигаться
Воздух-невидимка (руки вверху влево-вправо)
Выходи гулять («зовут»)
Воздух-невидимка (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать (хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (потирают ладони)
Самого полезного воздуха найду! (руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)»
Логопед: «Молодцы ребята, вы хорошо повеселились, садитесь на стульчики. Ребята, а как можно сказать какой воздух»
Дети: прозрачный, невидимый, необходимый и т.д.
Логопед: «Ребята, а как вы думаете, почему мы видим наши снежинки через стакан?»
Дети: «Потому что в стакане сохранился воздух»
Совместное объяснение: « В стакане есть воздух, хоть его и не видно. Когда мы опускаем перевёрнутый стакан в воду, воздух не даёт ей заполнить пространство внутри. Поэтому, опустив стакан на дно, мы видим то, что скрывалось под слоем воды. Воздух легче воды.»
Библиографический список
1.Лебедева И. [Элекронный ресурс]. https://doshkolnik.net/wp-content/uploads/2017/10/logodosh2.png
2.Молчанова О.Н. Опыты с водой «Вода и её свойства» для детей 2-4 лет. [Электронный ресурс]. URL:https://www.maam.ru/detskijsad/voda-i-e-svoistva-opyty-s-vodoi-dlja-detei-2-4-let.html