Актуальные вопросы дошкольного образования

Шмакова Л.М. Ты вода, водица - друг ты мой прекрасный…

Библиографическое описание:

Шмакова Л.М. Ты вода, водица - друг ты мой прекрасный… // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf

Интеграция познавательных областей:

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

Цель: формирование представлений о свойствах воды и воздуха.

Задачи:

-активизация творческого мышления детей;

-выявление свойств воды, воздуха;

-развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость;

-активизировать словарь (прозрачная, бесцветная, разноцветная, жидкость, невидимый);

-учить выполнять движения по тексту.

Форма организации: познавательно-исследовательская деятельность.

Авторы и участники: учитель- логопед, дети старшей группы компенсирующей направленности с ОВЗ (ТНР).

Материальные средства:

- прозрачная стеклянная ёмкость для запекания;

- вода;

- тёмно-синяя, чёрная, красная краски;

- прозрачный стакан или баночка;

- лист бумаги, маркеры.

Пояснительная записка: все дети на планете очень любят играть с водой. В воде они любят плескаться, наполнять и опорожнять сосуды, пускать по воде и топить в ней различные предметы. Игры с водой не только увлекают малышей, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы: самому изучить свойства такого универсального материала как вода. Малыши получают огромное удовольствие от игр с водой. Вода притягивает как магнит!

Предполагаемый результат:

-дети познакомятся со свойствами воздуха и воды;

-активизация словаря.

Ход совместной деятельности.

Логопед:

Посмотрите, ребята у меня на столе стоит ёмкость с водой.

Вода какая?

Дети: прозрачная, чистая.

Логопед:

Вы сейчас нарисуете снежинки на большом листе бумаги и подложите лист под ёмкость с водой.

Скажите, вы видите снежинки, которые вы нарисовали и подложили под ёмкостью с водой?

Дети: «Да, видим»

Логопед: «Теперь в нашу ёмкость я предлагаю добавить краску. И произнести такие волшебные слова

Ты вода- водица.

Друг ты мой прекрасный.

Стань вода- водица

Не простой а….. (красной) (синей) (чёрная) и т.д.

Каждый ребёнок добавляет в ёмкость тёмную краску.

Логопед спрашивает: «Какую краску ты добавил?»

Ответы детей: «Я добавил синюю краску и т.д.»

Логопед: «Давайте
произнесём наши волшебные слова про водицу»

Дети повторяют «волшебные слова» с каждым ребёнком.

Логопед:
«Ребята, а какая теперь стала вода?»

Дети: «Тёмная, непрозрачная, мутная, красно- синяя и т.д.»

Логопед: «А теперь давайте присядем на стульчики и поиграем с водичкой. Вот у меня есть прозрачный стакан, я его переверну и опущу перевёрнутый стакан вертикально вниз и аккуратно начну передвигать по дну.

Дети выполняют движения глазами в соответствии с текстом

Раз-налево

Два-направо

Три-наверх

Четыре-вниз.

А теперь по кругу смотрим

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше

Тренируя мышцу глаз

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас.

Логопед: «Все снежинки в прозрачной воде мы видели хорошо, а сейчас вы какие снежинки видите?»

Дети: «Над которыми стоит перевёрнутый стакан».

Логопед: «Попробуйте каждый подойти и попробовать найти с помощью стакана снежинки»

Каждый ребёнок подходит и находит снежинки.

Логопед: «А теперь я предлагаю встать и немного подвигаться

Воздух-невидимка (руки вверху влево-вправо)

Выходи гулять («зовут»)

Воздух-невидимка (руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать (хлопки руками в разных местах)

Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду! (потирают ладони)

Самого полезного воздуха найду! (руки накрест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)»

Логопед: «Молодцы ребята, вы хорошо повеселились, садитесь на стульчики. Ребята, а как можно сказать какой воздух»

Дети: прозрачный, невидимый, необходимый и т.д.

Логопед: «Ребята, а как вы думаете, почему мы видим наши снежинки через стакан?»

Дети: «Потому что в стакане сохранился воздух»

Совместное объяснение: « В стакане есть воздух, хоть его и не видно. Когда мы опускаем перевёрнутый стакан в воду, воздух не даёт ей заполнить пространство внутри. Поэтому, опустив стакан на дно, мы видим то, что скрывалось под слоем воды. Воздух легче воды.»

Библиографический список

1.Лебедева И. [Элекронный ресурс]. https://doshkolnik.net/wp-content/uploads/2017/10/logodosh2.png

2.Молчанова О.Н. Опыты с водой «Вода и её свойства» для детей 2-4 лет. [Электронный ресурс]. URL:https://www.maam.ru/detskijsad/voda-i-e-svoistva-opyty-s-vodoi-dlja-detei-2-4-let.html
2023-04-18 13:06 2023