Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Степичева Е.М. Роль плавания в укреплении физического и психического здоровья детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Степичева Е.М. Роль плавания в укреплении физического и психического здоровья детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/74-2.pdf.

Плавание является отличным методом для укрепления здоровья, а также необходимым для жизни навыком. Плавание очень полезно для здоровья, занятия этим видом спорта не только самые популярным, но и к относятся терапевтическим методикам, которые успешно применяются в медицине.

У ребенка дошкольного возраста мышечная система развита слабо, ее масса составляет 22-24 % массы тела, когда у взрослого 40 %. Мышцы детей отличаются от взрослых по составу, строению и функциям, у детей отмечается большое содержание воды и меньшее белковых и неорганических веществ – это из-за того, что они имеют более низкую механическую прочность. Мышцы у детей дошкольного возраста сокращаются медленнее, но сокращения происходят чаще, также при сокращении они более эластичны и в большей мере укорачиваются, а при растяжении, наоборот, удлиняются.

Ребенок делает плавательные движения с помощью крупных мышечных групп рук, ног и туловища, которые хорошо развиваются к 3-5 годам. Из-за того, что деятельность интенсивная, то в движение вовлекаются еще и мелкие слаборазвитые группы мышц. Для плавания характерны такие параметры, как простота, большая амплитуда и динамичность, а также в процессе плавания происходит поочередное напряжение и расслабление групп мышц. Благодаря этому, детский организм не так сильно утомляется, он способен справляться с довольно большими нагрузками в течение длительного времени.

При плавании тело ребенка располагается почти горизонтально, что дает возможность органам кровообращения находиться в облегченных условиях. Работа больших групп мышц по большим дугам, механическое воздействие давления воды на поверхность тела, что способствует оттоку крови с периферии и облегчает ее движение к сердцу. Вырабатываемый при плавании правильный ритм работы мышц, а также дыхания тоже хорошо влияет на сердечно-сосудистую деятельность.

Занятия плаванием – это очень эффективный метод лечебной физкультуры, он благотворно влияет на оздоровление детей, у которых сердечная деятельность ослаблена. Также, этот вид спорта развивает дыхательные органы дошкольников – в результате высокой активности укрепляются и развиваются дыхательные мышцы, улучшается подвижность грудной клетки, а еще увеличивается и жизненная емкость легких.

У детей дошкольников в стадии формирования находится костно-мышечная система – это объясняет эластичность и мягкость позвоночника ребенка. В ходе развития за счет мягкости позвоночника в последующем могут фиксироваться искривления и деформации. Но при плавании на тело действует подъемная сила, тем самым поддерживая его на поверхности – эта сила способствует облегчению ребенка в воде и уменьшению давления на позвоночник. Таким образом, плавание укрепляет скелет и оказывает корректирующее действие.

Из-за того, что у детей дошкольного возраста плохо развит тазовый пояс, им противопоказаны резкие нагрузки на нижние конечности. В процессе плавания плавные ритмичные движения ног создают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности.

В ходе занятий плаванием оказывается укрепляющее воздействие на формирование стоп детей, способствуют предотвращению плоскостопия, развитие которого имеет большую вероятность из-за слабого связочно-мышечного аппарата. Плавание очень часто применяется при профилактике и лечении у детей таких нарушений осанки, как сколиоза и кифоза, скованности суставов, а также различных последствий детского паралича.

Регулярные занятия плаванием оказывают благоприятное действие на психологическое состояние детей – успокаивают нервную систему, дают ребенку спокойный и крепкий сон, а также улучшают эмоциональную устойчивость, ослабляют чувство стресса. Благодаря температуре воды происходит уравновешивание процессов торможения и возбуждения, в теч6ении дня дети полны энергии – отсутствует сонливость, также способствует улучшению памяти и внимания, хорошей активности.

Отметим, что в процессе обучения плаванию детям также прививаются важные для разностороннего развития навыки самообслуживания, а также хорошо влияет на формирование личности ребенка. Психологи выделили главную опасность на воде – это чувство страха и боязнь глубины. Так, первоначально при обучении плаванию необходимо помочь ребенку преодолеть эти неприятные чувства. В процессе занятий этим видом спорта развиваются очень важные черты личности: настойчивость и целеустремленность, самообладание и решительность, смелость и дисциплинированность, умение действовать в коллективе и проявлять самостоятельность.

Таким образом, плавание повышает уровень здоровья, является одним из эффективных методов профилактики заболеваний и способствует повышению качества жизни. Из некоторых исследований и статистических данных, следует, что дети, регулярно занимающиеся плаванием, выше ростом и с меньшей вероятностью подвержены простудным заболеваниям. Помимо этого, у этих ребятишек тренируются как сердечно-сосудистая, так и дыхательная системы, еще возрастает и жизненная емкость легких, гибкость и мышечная сила, повышается выносливость, снижается возбудимость и раздражительность, улучшается сон и аппетит.

Список литературы

1. Агаджанова, С.Н. Оздоровление детей в дошкольных образовательных учреждениях /С.Н. Агаджанова, В.И. Смирнова // Педиат рия. – 2012. – № 1. – С. 8- 11.

2. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие для студентов / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Academia, 2005. – 432 с.

3. Викулов, А.Д. Занятие плаванием и интеллект дошкольников / А.Д. Викулов, Б.А. Орлов // Современные образовательные направ ления в физической культуре: сб. науч. тр. – СПб.: Изд- во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. – С. 191 -192.

4. Глазырина Л.Д. Физическое воспитание дошкольников. Младший возраст: Руководство для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 1991. – 271 с.

5. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учебное пособие / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. – М., 1996. – 192 с.
2023