НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Денькина О.Ю. Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Куда сбежал воздух»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 07 (09) https://f.almanah.su/09.pdf


Цель: Продолжать закреплять знания детей о неживой природе (воздух); с помощью опытов и экспериментов закрепить свойства воздуха (прозрачный, не имеет цвета, вкуса); найти способы увидеть, потрогать и услышать воздух; развивать у детей логическое мышление, наблюдательность, любознательность и поисковые навыки; вызвать желание применять полученные знания на практике во время прогулки.
Задачи: Научить детей видеть проблему, формулировать цель деятельности, сравнивать конечный результат деятельности с поставленной целью; Расширять словарный запас детей; развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; активизировать речь и обогащать словарь, бесцветный, невидимый; воспитывать у детей интерес к познанию окружающих предметов и явлений.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» - формировать наблюдательность и любознательность; развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
«Социально-коммуникативное развитие» - Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками.
«Художественно – эстетическое развитие» - развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость; удовлетворение потребности детей в самовыражении.
"Речевое развитие" - предполагает овладение дошкольниками чистой и правильной речью; расширять словарный запас детей
«Физическое развитие» - развитие мелкой моторики, двигательная активность.
Оборудование: пластмассовые стаканчики, трубочки для коктеля, вода, бумага, апельсин, воздушные шары; детские дудочки, свистульки; мыльные пузыри; вертушка для игры с ветром; акварельные краски; кисточка; альбомные листы; Картинки с изображением воздуха; шапочки учёного.
Формы реализации детских видов деятельности: ситуативные ситуации, совместная партнерская деятельность ребенка и взрослого.

Ход занятия.

Воспитатель: Мы сейчас с вами отправимся в сказочное путешествие, где нас ждёт много интересного. Что вы видите вокруг?
Дети: Столы, стулья, занавески, игрушки.
Воспитатель: Мы их видим. Подойдите, пожалуйста, к столу. Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой. Что вы почувствовали?
Дети: Ветерок.
Воспитатель: Правильно ребята! Это движется воздух.
Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем? (воздух)
Чем мы дышим?
Что мы не видим?
(Воздух)
Воспитатель: В дверь кто-то стучит. Кто к нам пожаловал?
Входит Незнайка.
Воспитатель: Ребята, вы узнали нашего гостя
Дети: Незнайка!
Незнайка: Здравствуйте ребята!
Дети здороваются с Незнайкой.
Незнайка: Я к вам в гости пришел, интересно мне стало, чем вы тут занимаетесь
Воспитатель: Проходи Незнайка. Ребята садитесь все на стульчики, и Незнайка садись с ребятами, и ты узнаешь много интересного.
Незнайка: Я и так всё знаю!
Воспитатель: Посмотрим!
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о воздухе. Воздух вокруг нас. Человек не может жить без воздуха. Мы сейчас, что с вами делаем, дышим воздухом. Покажите, как вы дышите носиком.
Молодцы ребята.
Воспитатель: Воздух нужен для жизни людям, животным, растениям. Воздух бесцветный, невидимый. Мы его не видим. Повторите ребята: воздух- бесцветный, невидимый.
Незнайка: Какой такой воздух? Где вы его увидели?
Воспитатель: Ребята давайте покажем Незнайке, возьмите лист бумаги и помашите перед собой сильно-сильно.
Воспитатель: Что вы почувствовали?
Дети: Это движется воздух.
Воспитатель: Скажите, а у воздуха есть запах.
Дети: Запаха у воздуха нет.
Незнайка: А вот и есть. Я всегда чувствую, когда пахнет пирогом.
Воспитатель: Верно, сказали: воздух действительно не имеет запаха. А прав ли Незнайка мы сейчас проверим.
Воспитатель: Ребята возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуйте?
Дети: Пахнет апельсином.
Воспитатель: Как вы думаете, что пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат. Конечно, этот запах идёт от корки.
Воспитатель: Значит, запах передаётся по воздуху и Незнайка был прав, когда говорил, что он всегда чувствует, когда пахнет пирогом, но всё же Незнайка многого не знает ещё о воздухе. Давайте посмотрим на экран
(Показ презентации «свойства воздуха»)
Воспитатель: Ребята. А теперь мы в нашей волшебной лаборатории проверим всё то, что мы увидели на экране. Подходим к столу и одеваем шапочки учёного.
Опыт № 1.
Воспитатель: Как вы думаете: есть ли воздух внутри нас? Хотите проверить? Возьмите трубочку и подуйте, опустив её в стаканчик с водой. Что это появляется на поверхности воды?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: Откуда они появились? Мы, ребята, выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками.
Воспитатель: Значит, ребята, внутри нас тоже есть воздух.
Опыт № 2
Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем спрятать воздух. Для этого нам понадобятся мыльные пузыри
Дети играют с пузырьками……они лопаются….. – «воздух опять убегает» Дети делают вывод «Воздух можно увидеть»
Проводится физкультминутка
Дети стоят в кругу; воспитатель предлагает сделать небольшую дыхательную гимнастику: на «раз» делаем вдох, на «два» - выдох (делать нарочито громко и показательно)
«Ветерок».
Дует ветер с высоты
Гнуться травы и цветы (руки вверх, наклоны)
Вправо-влево, влево-вправо.
Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки на обеих ногах)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра
Заниматься нам пора.
Воспитатель: Вам понравилось наше сказочное путешествие. Тогда продолжим, подойдите к этому столу.
Опыт № 3
Воспитатель: Ребята, а ведь мы можем ещё и услышать воздух
(воспитатель раздаёт свистульки и дети делают глубокий вдох и выдыхают воздух в свистульки, делают сначало тихо, а потом громко)
Опыт № 4
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете можно поймать или потрогать, почувствовать воздух? Давайте, ребята, все дружно возьмём пакет откроем его и попробуем набрать воздух. Как это сделать? Нужно, как можно больше вдохнуть и выдохнуть воздуха в пакет. Надуваем, затем скручиваем.
Воспитатель: Видите, ребята, воздух принял форму пакета, а сейчас давайте откроем пакет. Что вы увидели. Что воздух невидим. Кладём пакеты. А наше путешествие продолжается.
Дети ловят воздух в пакет
Воспитатель: ребята давайте теперь попробуем нарисовать воздух
(воспитатель показывает детям картинки с нарисованным воздухом)
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: ребята давайте подуем на ладошку и сделаем тихий ветерок, а теперь подуем сильней и сделаем сильный ветерок; ребята давайте попробуем поймать ветерок (дети дуют себе в ладошки и пытаются в них) Какой неуловимый и хитрый воздух, он убегает от ребят, выпрыгивает из ладошек.
Воспитатель: Что же делать, как нам его поймать: в руки не даётся, из пузырей убегает. Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем, как мы можем поймать воздух, в чём его можно спрятать?
Воспитатель надувает шарик
Заключительная часть: Воспитатель: Ребята, какие вы у меня молодцы! И Незнайка тоже молодец, так внимательно всё слушал и делал. Мы сегодня узнали много нового. (Спрашивает у детей Какой воздух? (прозрачный); Мы видим воздух (Нет); Воздух имеет запах (Нет)
Незнайка: Ребята мне так у вас понравилось, спасибо, что рассказали мне много нового и интересного о воздухе, я обязательно ещё приду к вам в гости. А сейчас я хочу вам сделать подарки (дарит детям воздушные шары)
Воспитатель: Ребята вам понравилось заниматься в нашей лаборатории? К сожалению, наша лаборатория закрывается, и нам сейчас пора возвращаться в группу, но вы не расстраивайтесь в будущем нас ждёт ещё очень много увлекательных открытий.

Библиографический список

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014 г.
2. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает? - М.: «Просвещение», 1991.
3. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: «Просвещение», 1986.
2018