Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf
Актуальность использования активных методов обучения заключается в том, что ученику с ОВЗ необходим: особый подход; необходимость интеграции обучающегося с ОВЗ в социуме, его социальная адаптация; чтобы учебный процесс стал более доступным и социально значимым. Система инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья строиться с учетом ряда специальных принципов (Л.С. Выготский): учет возрастных психофизических возможностей детей; оптимальное сочетание общеразвивающей работы с коррекционно-компенсаторной и абилитационно-реабилитационной педагогической деятельностью на основе учета структуры дефекта, степени и времени его возникновения, онтогенетических особенностей детей; постоянное изучение детей в динамике их развития и выявление психических новообразований; равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе обучения; единство диагностики и коррекции развития (выявляется состояние основных сфер психического развития) и анализа социокультурной ситуации развития ребенка (уровень требований родителей и уровень их притязаний, уровень располагаемых ребенком возможностей, ресурсов); развивающий характер обучения; деятельностный подход к обучению. Инклюзивное образование предполагает создание учебного плана на каждого ученика, имеющего ограниченны возможности здоровья, включающего как общеобразовательную программу, так и коррекционно-развивающую. В структуре личностного развития у детей с ограниченными возможностями здоровья преобладают главным образом непосредственные переживания, эмоции, вытекающие из конкретной ситуации и деятельности, актуальные только в данный момент.
Учащимся с ограниченными возможностями, способным освоить общеобразовательный стандарт, может быть предложен иной вариант — обучение в одном классе с нормально развивающимися школьниками (инклюзивное обучение).
Есть известные различия в понимании модели интегрированного и инклюзивного образования. Как интегрированное, так и инклюзивное образование предполагает совместное обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся. Но в условиях интеграции дети с проблемами в развитии должны приспособиться к системе обучения в обычной школе. При инклюзивном обучении создаются равные условия для всех детей, т. е. не ребенок с ОВЗ приспосабливается к школе, а система идет навстречу ребенку с проблемами в развитии. Однако следует понимать, что модель инклюзивного обучения не может способствовать эффективному включению в общеобразовательный процесс, например, школьников с недоразвитием интеллекта, прежде всего потому, что эти дети не получают цензовое образование, а значит, не могут обучаться по программе массовой школы. Кроме того, общеобразовательная школа не может обеспечить таким учащимся необходимое медико-психолого-педагогическое сопровождение, охранительные условия организации жизнедеятельности, коррекцию нарушений в развитии.
Библиографический список
1. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учебно-методическое пособие / Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского. – Саратов, 1999. – 119 с.2. Ильина, С. Ю. Использование личностно-ориентированных технологий в обучении русскому языку детей с интеллектуальной недостаточностью / С. Ю. Ильина, А. С. Чижова // Специальное образование. — 2013. — № 2 (30).
3. Малофеев, Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. — 2008. — № 1.
nastia_29@list.ru, 8-918-154-76-23, 8-952-833-57-72