Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf
При реализации федеральных государственных стандартов приоритетом начального общего образования является деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков.
В связи с обозначенным образовательным результатом в практику начальной школы вошла проектная задача, которая ориентирована в основном на оценку способности школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и универсальных учебных действий.
Что такое проектная задача? Проектная задача – это задача по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме. Задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектная задача представляет собой текст, в котором описана квазиситуация, в которой даны учебные задачи. Эти задачи и должны решить дети, зафиксировав результаты и представить их в каком либо продукте.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
Главная цель проектных задач – создать возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию.
Педагогическая цель проектных задач:
В 1-3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.
В 4 классе ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.
Структура проектной задачи:
1.Квазиреальная, модельная ситуация, со скрытой задачей, описанной в проблемной ситуации;
2. Система действий, заданий, которые должны быть выполнены группой детей;
3. Большой объём и неоднородность материала;
4. Результат решения проектной задачи может быть представлен в виде различных текстовых, модельных, графических средств.
Я применяю проектные задачи на разных уроках, но особенно на уроках по окружающему миру. И нужно отметить, что применение проектной задачи в учебном процессе вызывает огромный интерес у учащихся, т.к. в задаче детям предлагается захватывающий сюжет, который объединяет все задания. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости.
Чтобы организовать решение проектной задачи, раздаю учащимся алгоритм работы. Во 2 классе контролирую, чтобы дети работали по этому плану, в 3-4 классе дети используют алгоритм самостоятельно.
Применяю следующий алгоритм работы над проектной задачей:
1.Прочитайте текст.
2.Определите, какая проблемная ситуация возникла у героев и что нужно сделать, чтобы решить проблему?
3.Договоритесь, изготовление какого продукта помогло бы им решить проблему.
4.Найдите задания в тексте. Выпишите их.
5.Определите, какие знания вам потребуются для выполнения каждого задания, запишите рядом с каждым заданием эту информацию.
6.Выполните эти задания. Ход выполнения и результат записывайте на отдельном листе ( не забудьте его подписать)
7.Оформите выполнение всех заданий в виде конечного продукта.
8.Подготовьте презентацию продукта.
При защите продукта проектной задачи дети рассуждают по следующему алгоритму:
1. Перед нами стояла задача …
2. Мы работали по плану (перечислите, кто что делал).
3. Мы работали (выбери определение тому, как вы работали: дружно, слаженно, не очень дружно, потому что…).
4. Так как мы работали (дружно, слаженно, не очень дружно), у нас получился
продукт ….
5. Думаем, с помощью нашего продукта удастся решить проблему, которая возникла у героев: (назовите проблему)…
6. Приводят доказательства утверждению №5, т. е. перечисляют решенные учебные задачи, рассказывают, как решили, каков результат.
Работая с детьми младшего школьного возраста при внедрении в учебный процесс проектных задач, я столкнулась и с определёнными трудностями: техника чтения затрудняет работу с большими объёмами информации; ребята иногда с трудом могут выбрать главную, значимую информацию.
Использование в учебном процессе задач подобного типа позволяют, отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях, способствует повышению познавательного интереса учащихся.