Библиографическое описание:
Попова С.В., Баранова Н.Б., Тарасова Т.А., Цветкова Т.С. Интерактивная игра «Будь здоров!» для детей 3-5 лет // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf
Паспорт игры
Название игры: «Чудесное превращение Заболейкина»
Перечень компонентов игры:
Атрибуты для «превращения» детей в гномиков (колпачки), костюм Гнома для взрослого;
Оборудование: портативная колонка, интерактивное игровое пособие «Ходилки - бродилки», оборудование для полосы препятствий (гимнастическая скамейка, конусы, флажки…);
Подручные и природные материалы: бутылочка с краской для нанесения разметки, крышечки, кубики, веточки, шишки, капсулы от киндер-сюрприза…
Выносной материал: бусы разного цвета и длины, лучики солнца с графическими символами, карточки с изображением режимных моментов и гигиенических предметов, корзина с муляжами продуктов.
Возраст детей: 3-5 лет
Тематика: ЗОЖ
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цель: формирование у детей представлений о здоровом образе жизни через организацию совместной интерактивной игры.
Задачи:
1. Способствовать оптимизации и развитию двигательной активности дошкольников через использование элементов кинезиологической гимнастики (скорость, выносливость, координация).
2. Формировать представление дошкольников о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания, питания.
3. Совершенствовать навыки выполнения основных движений: бег, прыжки, лазание.
4. Продолжать развивать речевую коммуникацию, способствовать развитию умений строить высказывания и делать выводы.
5. Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье, стремлении вести здоровый образ жизни.
6. Способствовать сплочению детского коллектива и организации межгруппового взаимодействия через проведение совместной игры.
Алгоритм работы с игрой.
Совместная межвозрастная игра для детей младшего и среднего дошкольного возраста проводится на улице, охватывая территорию двух участков и прилегающий к ним тротуар. Игра состоит из трех этапов: мотивационного, основного и заключительного. Это позволяет детям на фоне положительного эмоционального настроя актуализировать имеющиеся у них знания и донести их до игрового персонажа (в случае затруднения – до детей младшей группы).
На заключительном этапе помимо закрепления полученных знаний в процессе выполнения игровых действий происходит сплочение детского коллектива при создании итоговой композиции.
Содержание игры, персонажей и сами игровые действия рекомендуется менять по мере необходимости, сохраняя структуру игры и тематику.
Контроль выполнения заданий осуществляется детьми среднего возраста, в случае необходимости привлекается воспитатель.
Картотека дидактических игр представлена в приложении.
Содержание игры:
I. Мотивационный этап.
Воспитатель и дети во время прогулки встречают гнома, знакомятся с ним.
Дети: Здравствуй, гном. Как тебя зовут? Что ты тут делаешь?
Гном: Здравствуйте, меня зовут Заболейкин.
Дети: Какое странное имя у тебя!
Гном: А мне оно нравится, потому что я очень люблю болеть! Ведь когда я болен, за мной все ухаживают и заботятся.
Дети: Но ведь болеть это так грустно, смотри, как мы весело играем! Давай с нами!
Гном: Я бы поиграл, но у меня совсем нет сил.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, почему у гнома нет сил? (ответы детей)
-Когда человек здоров, то он похож на ясное солнышко, у которого много лучиков, и каждый лучик имеет свое название. А когда болеешь, то кажется, что тучка закрыла солнышко и его лучики.
Гном: Как это?
Воспитатель: А мы с ребятами тебе сейчас все покажем!
Дети, используя подручные материалы, моделируют состояние гномика в данный момент.
Воспитатель: Посмотри, твое солнышко совсем грустное, похоже, оно заболело вместе с тобой. У него совсем нет лучиков!
Гном: И что же мне теперь делать? Мое солнышко никогда не будет светить?
Дети сочувствуют гному, проявляют желание ему помочь. Они предлагают варианты решения проблемы и вместе со взрослым выделяют компоненты, составляющие здоровье: зарядка и закаливание, занятие спортом, соблюдение режима дня и КГН и т.д.
Воспитатель:
Все вы правильно назвали
Одного лишь не сказали
Чтоб еще счастливым быть
Надо всем уметь дружить!
- Заболейкин, а у тебя есть друзья?
Гном: Нет, а кто это?
Воспитатель: А мы тебе сейчас покажем.
- Ребята, мы сейчас с вами скажем волшебные слова и превратимся в маленьких гномиков. Научим Заболейкина быть здоровым и поможем засиять его солнышку.
Дети с воспитателем произносят «волшебные слова» и «превращаются» в гномиков (надевают колпачки):
Раз – два, покружись,
Быстро в гномов превратись!
Воспитатель: Ну, что, вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь!
II. Основной этап.
Воспитатель:
В чаще леса на опушке,
Жили гномики в избушке.
Утром гномы просыпались
И друг другу улыбались.
А потом все шли гулять,
В лес волшебный отдыхать.
По дорожке мы пойдем,
Первый лучик там найдем.
На участке, где проводится утренняя зарядка, заранее сделана разметка - большой круг с точками, в центре стоит ребенок средней группы и показывает с элементами кинезиологической гимнастики зарядку «Гномы».
Взаимодействие детей – обучение и показ детьми средней группы зарядки младшим детям.
После ее выполнения Заболейкин находит первый лучик с графическим символом «зарядка».
Гном: Ребята, кажется, я понял, чтобы быть здоровым нужно каждое утро делать зарядку!
Дети: Грусть играть пыталась в прятки,
Но, не выдержав зарядки,
Убежала далеко
Не найти теперь ее!
Воспитатель:
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знают все мои друзья,
Должен быть режим у дня!
- Итак, вторая составляющая здоровья – соблюдение режима дня. Что такое режим дня? (ответы детей: сон, прием пищи, игры и т.д.)
Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что режим дня - это правильное чередование работы и отдыха.
Гном: А я не этого делать не умею.
Дети: А мы тебя научим.
Проводится игра «Отгадай-ка»
Воспитатель показывает карточки с изображением режимных моментов детям младшей группы. Они имитируют процесс, изображенный на карточке, а дети средней группы вместе с Гномом угадывают и уточняют, в какое время суток и для чего проводятся эти действия.
Взаимодействие детей – объяснение детьми средней группы режимных моментов и получение нового знания младшими детьми (частей суток).
После проведения игры Заболейкин (дети) находит второй лучик с графическим сомволом «Режим дня».
Гном: Ой, ребята, что то я проголодался, надо перекусить. (Достает из кармана чупа-чупс)
Дети замечают и объясняют гному, что эта еда не полезная, а для сохранения здоровья необходимо правильное питание.
На участке проводится игра «Накорми гнома».
Игра проводится в парах (дети среднего и младшего возраста).
Перед детьми находится корзина с различной едой и два обруча с графическими изображениями улыбающегося и грустного лица (смайлики).
По сигналу играющим необходимо положить еду к соответствующему символу.
После игры идет взаимное обсуждение о пользе продуктов.
Взаимодействие детей – контроль средними детьми младших за правильным выполнением и объяснением выбранных продуктов.
После ее выполнения дети с гномом находят третий лучик с графическим изображением «Правильное питание».
Гном: Ну наконец–то я смогу подкрепиться! (Гном берет яблоко и собирается его откусить).
Дети замечают, что он не мыл руки и останавливают его.
Гном: Зачем мне мыть руки?
Дети: Разве ты не знаешь, для того чтобы быть здоровым, нужно следить за чистотой.
Игра «Подбери пару».
Проводится с использованием интерактивного дидактического пособия «Ходилки - Бродилки». Дети делятся на две команды по возрасту. Команда младшей группы находит сектора с цифрами от 1 до 4 и собирает прикрепленные к ним карточки, с изображением предметов гигиены (расческа, мыло, щетка, душ). Команда средней группы находит и собирает карточки секторов с цифрами 5 до 8 (зеркало, вода, зубная паста, полотенце).
Далее детям необходимо подобрать пару к каждому предмету, изображенному на карточке (Например: у детей младшей группы расческа, а у детей средней – зеркало, они составляют пару)
Взаимодействие детей- помощь при объединении и объяснении выбора.
После игры дети находят четвертый лучик с символом «Гигиена».
Гном: Как здорово! У нас уже 4 лучика! И каждый из них дает мне силу. Я стал таким здоровым и сильным. Пора возвращаться к нашему солнышку и вернуть ему его лучики.
Воспитатель останавливает Заболейкина, достает последний лучик с графическим символом «Спорт».
Воспитатель: Есть еще один лучик!
Чтобы больше не болеть
И тоску преодолеть –
Нужно спортом заниматься
И здоровым оставаться.
Спорт нам плечи расправляет,
Силу, ловкость нам дает.
Он нам мышцы развивает,
От болезней нас спасет.
Гном: А что такое спорт? И как им заниматься?
Дети: А мы тебя сейчас научим.
Дети объясняют гному, что такое спорт и какие виды спорта существуют.
Воспитатель: Пришла пора вернуть солнышку его лучики.
Все вместе возвращаются к грустному солнышку, по пути выполняя различные действия: перешагивание, подлезание, ходьба по гимнастической скамейке, бег между конусами.
Взаимодействие детей – дети средней группы оказывают помощь младшим в случае их затруднения при преодолении препятствий.
III. Заключительный этап.
После прохождения полосы препятствий Заболейкин прикрепляет лучики к солнышку, при этом все вместе подводим итог: что такое здоровье.
Воспитатель изменяет солнышку грустную мимику на веселую. Предлагает детям описать настроение солнышка.
Гном: Ура! Я так рад, что мое солнышко вновь сияет, и я совсем не болею! Ребята, теперь я превратился из Заболейкина в Неболейкина. Спасибо вам!
Воспитатель:И правда, как засияло твое солнышко, Неболйкин! Скоро вокруг нас все зацветет, прилетят птички и побегут ручейки.
Воспитатель раздает детям необходимые материалы (бусы разного размера, шишки и т.д.), предлагает «нарисовать» ими весеннюю картину. Дети выкладывают ручейки, птичек, цветы и т.д.
Попова С.В., Баранова Н.Б., Тарасова Т.А., Цветкова Т.С. Интерактивная игра «Будь здоров!» для детей 3-5 лет // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf
Паспорт игры
Название игры: «Чудесное превращение Заболейкина»
Перечень компонентов игры:
Атрибуты для «превращения» детей в гномиков (колпачки), костюм Гнома для взрослого;
Оборудование: портативная колонка, интерактивное игровое пособие «Ходилки - бродилки», оборудование для полосы препятствий (гимнастическая скамейка, конусы, флажки…);
Подручные и природные материалы: бутылочка с краской для нанесения разметки, крышечки, кубики, веточки, шишки, капсулы от киндер-сюрприза…
Выносной материал: бусы разного цвета и длины, лучики солнца с графическими символами, карточки с изображением режимных моментов и гигиенических предметов, корзина с муляжами продуктов.
Возраст детей: 3-5 лет
Тематика: ЗОЖ
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цель: формирование у детей представлений о здоровом образе жизни через организацию совместной интерактивной игры.
Задачи:
1. Способствовать оптимизации и развитию двигательной активности дошкольников через использование элементов кинезиологической гимнастики (скорость, выносливость, координация).
2. Формировать представление дошкольников о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания, питания.
3. Совершенствовать навыки выполнения основных движений: бег, прыжки, лазание.
4. Продолжать развивать речевую коммуникацию, способствовать развитию умений строить высказывания и делать выводы.
5. Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье, стремлении вести здоровый образ жизни.
6. Способствовать сплочению детского коллектива и организации межгруппового взаимодействия через проведение совместной игры.
Алгоритм работы с игрой.
Совместная межвозрастная игра для детей младшего и среднего дошкольного возраста проводится на улице, охватывая территорию двух участков и прилегающий к ним тротуар. Игра состоит из трех этапов: мотивационного, основного и заключительного. Это позволяет детям на фоне положительного эмоционального настроя актуализировать имеющиеся у них знания и донести их до игрового персонажа (в случае затруднения – до детей младшей группы).
На заключительном этапе помимо закрепления полученных знаний в процессе выполнения игровых действий происходит сплочение детского коллектива при создании итоговой композиции.
Содержание игры, персонажей и сами игровые действия рекомендуется менять по мере необходимости, сохраняя структуру игры и тематику.
Контроль выполнения заданий осуществляется детьми среднего возраста, в случае необходимости привлекается воспитатель.
Картотека дидактических игр представлена в приложении.
Содержание игры:
I. Мотивационный этап.
Воспитатель и дети во время прогулки встречают гнома, знакомятся с ним.
Дети: Здравствуй, гном. Как тебя зовут? Что ты тут делаешь?
Гном: Здравствуйте, меня зовут Заболейкин.
Дети: Какое странное имя у тебя!
Гном: А мне оно нравится, потому что я очень люблю болеть! Ведь когда я болен, за мной все ухаживают и заботятся.
Дети: Но ведь болеть это так грустно, смотри, как мы весело играем! Давай с нами!
Гном: Я бы поиграл, но у меня совсем нет сил.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, почему у гнома нет сил? (ответы детей)
-Когда человек здоров, то он похож на ясное солнышко, у которого много лучиков, и каждый лучик имеет свое название. А когда болеешь, то кажется, что тучка закрыла солнышко и его лучики.
Гном: Как это?
Воспитатель: А мы с ребятами тебе сейчас все покажем!
Дети, используя подручные материалы, моделируют состояние гномика в данный момент.
Воспитатель: Посмотри, твое солнышко совсем грустное, похоже, оно заболело вместе с тобой. У него совсем нет лучиков!
Гном: И что же мне теперь делать? Мое солнышко никогда не будет светить?
Дети сочувствуют гному, проявляют желание ему помочь. Они предлагают варианты решения проблемы и вместе со взрослым выделяют компоненты, составляющие здоровье: зарядка и закаливание, занятие спортом, соблюдение режима дня и КГН и т.д.
Воспитатель:
Все вы правильно назвали
Одного лишь не сказали
Чтоб еще счастливым быть
Надо всем уметь дружить!
- Заболейкин, а у тебя есть друзья?
Гном: Нет, а кто это?
Воспитатель: А мы тебе сейчас покажем.
- Ребята, мы сейчас с вами скажем волшебные слова и превратимся в маленьких гномиков. Научим Заболейкина быть здоровым и поможем засиять его солнышку.
Дети с воспитателем произносят «волшебные слова» и «превращаются» в гномиков (надевают колпачки):
Раз – два, покружись,
Быстро в гномов превратись!
Воспитатель: Ну, что, вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь!
II. Основной этап.
Воспитатель:
В чаще леса на опушке,
Жили гномики в избушке.
Утром гномы просыпались
И друг другу улыбались.
А потом все шли гулять,
В лес волшебный отдыхать.
По дорожке мы пойдем,
Первый лучик там найдем.
На участке, где проводится утренняя зарядка, заранее сделана разметка - большой круг с точками, в центре стоит ребенок средней группы и показывает с элементами кинезиологической гимнастики зарядку «Гномы».
Взаимодействие детей – обучение и показ детьми средней группы зарядки младшим детям.
После ее выполнения Заболейкин находит первый лучик с графическим символом «зарядка».
Гном: Ребята, кажется, я понял, чтобы быть здоровым нужно каждое утро делать зарядку!
Дети: Грусть играть пыталась в прятки,
Но, не выдержав зарядки,
Убежала далеко
Не найти теперь ее!
Воспитатель:
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знают все мои друзья,
Должен быть режим у дня!
- Итак, вторая составляющая здоровья – соблюдение режима дня. Что такое режим дня? (ответы детей: сон, прием пищи, игры и т.д.)
Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что режим дня - это правильное чередование работы и отдыха.
Гном: А я не этого делать не умею.
Дети: А мы тебя научим.
Проводится игра «Отгадай-ка»
Воспитатель показывает карточки с изображением режимных моментов детям младшей группы. Они имитируют процесс, изображенный на карточке, а дети средней группы вместе с Гномом угадывают и уточняют, в какое время суток и для чего проводятся эти действия.
Взаимодействие детей – объяснение детьми средней группы режимных моментов и получение нового знания младшими детьми (частей суток).
После проведения игры Заболейкин (дети) находит второй лучик с графическим сомволом «Режим дня».
Гном: Ой, ребята, что то я проголодался, надо перекусить. (Достает из кармана чупа-чупс)
Дети замечают и объясняют гному, что эта еда не полезная, а для сохранения здоровья необходимо правильное питание.
На участке проводится игра «Накорми гнома».
Игра проводится в парах (дети среднего и младшего возраста).
Перед детьми находится корзина с различной едой и два обруча с графическими изображениями улыбающегося и грустного лица (смайлики).
По сигналу играющим необходимо положить еду к соответствующему символу.
После игры идет взаимное обсуждение о пользе продуктов.
Взаимодействие детей – контроль средними детьми младших за правильным выполнением и объяснением выбранных продуктов.
После ее выполнения дети с гномом находят третий лучик с графическим изображением «Правильное питание».
Гном: Ну наконец–то я смогу подкрепиться! (Гном берет яблоко и собирается его откусить).
Дети замечают, что он не мыл руки и останавливают его.
Гном: Зачем мне мыть руки?
Дети: Разве ты не знаешь, для того чтобы быть здоровым, нужно следить за чистотой.
Игра «Подбери пару».
Проводится с использованием интерактивного дидактического пособия «Ходилки - Бродилки». Дети делятся на две команды по возрасту. Команда младшей группы находит сектора с цифрами от 1 до 4 и собирает прикрепленные к ним карточки, с изображением предметов гигиены (расческа, мыло, щетка, душ). Команда средней группы находит и собирает карточки секторов с цифрами 5 до 8 (зеркало, вода, зубная паста, полотенце).
Далее детям необходимо подобрать пару к каждому предмету, изображенному на карточке (Например: у детей младшей группы расческа, а у детей средней – зеркало, они составляют пару)
Взаимодействие детей- помощь при объединении и объяснении выбора.
После игры дети находят четвертый лучик с символом «Гигиена».
Гном: Как здорово! У нас уже 4 лучика! И каждый из них дает мне силу. Я стал таким здоровым и сильным. Пора возвращаться к нашему солнышку и вернуть ему его лучики.
Воспитатель останавливает Заболейкина, достает последний лучик с графическим символом «Спорт».
Воспитатель: Есть еще один лучик!
Чтобы больше не болеть
И тоску преодолеть –
Нужно спортом заниматься
И здоровым оставаться.
Спорт нам плечи расправляет,
Силу, ловкость нам дает.
Он нам мышцы развивает,
От болезней нас спасет.
Гном: А что такое спорт? И как им заниматься?
Дети: А мы тебя сейчас научим.
Дети объясняют гному, что такое спорт и какие виды спорта существуют.
Воспитатель: Пришла пора вернуть солнышку его лучики.
Все вместе возвращаются к грустному солнышку, по пути выполняя различные действия: перешагивание, подлезание, ходьба по гимнастической скамейке, бег между конусами.
Взаимодействие детей – дети средней группы оказывают помощь младшим в случае их затруднения при преодолении препятствий.
III. Заключительный этап.
После прохождения полосы препятствий Заболейкин прикрепляет лучики к солнышку, при этом все вместе подводим итог: что такое здоровье.
Воспитатель изменяет солнышку грустную мимику на веселую. Предлагает детям описать настроение солнышка.
Гном: Ура! Я так рад, что мое солнышко вновь сияет, и я совсем не болею! Ребята, теперь я превратился из Заболейкина в Неболейкина. Спасибо вам!
Воспитатель:И правда, как засияло твое солнышко, Неболйкин! Скоро вокруг нас все зацветет, прилетят птички и побегут ручейки.
Воспитатель раздает детям необходимые материалы (бусы разного размера, шишки и т.д.), предлагает «нарисовать» ими весеннюю картину. Дети выкладывают ручейки, птичек, цветы и т.д.