Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Попова С.В., Баранова Н.Б., Тарасова Т.А., Цветкова Т.С. Интерактивная игра «Будь здоров!» для детей 3-5 лет

Библиографическое описание:

Попова С.В., Баранова Н.Б., Тарасова Т.А., Цветкова Т.С. Интерактивная игра «Будь здоров!» для детей 3-5 лет // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Паспорт игры

Название игры: «Чудесное превращение Заболейкина»

Перечень компонентов игры:

Атрибуты для «превращения» детей в гномиков (колпачки), костюм Гнома для взрослого;

Оборудование: портативная колонка, интерактивное игровое пособие «Ходилки - бродилки», оборудование для полосы препятствий (гимнастическая скамейка, конусы, флажки…);

Подручные и природные материалы: бутылочка с краской для нанесения разметки, крышечки, кубики, веточки, шишки, капсулы от киндер-сюрприза…

Выносной материал: бусы разного цвета и длины, лучики солнца с графическими символами, карточки с изображением режимных моментов и гигиенических предметов, корзина с муляжами продуктов.

Возраст детей: 3-5 лет

Тематика: ЗОЖ

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Цель: формирование у детей представлений о здоровом образе жизни через организацию совместной интерактивной игры.

Задачи:

1. Способствовать оптимизации и развитию двигательной активности дошкольников через использование элементов кинезиологической гимнастики (скорость, выносливость, координация).

2. Формировать представление дошкольников о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания, питания.

3. Совершенствовать навыки выполнения основных движений: бег, прыжки, лазание.

4. Продолжать развивать речевую коммуникацию, способствовать развитию умений строить высказывания и делать выводы.

5. Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье, стремлении вести здоровый образ жизни.

6. Способствовать сплочению детского коллектива и организации межгруппового взаимодействия через проведение совместной игры.

Алгоритм работы с игрой.

Совместная межвозрастная игра для детей младшего и среднего дошкольного возраста проводится на улице, охватывая территорию двух участков и прилегающий к ним тротуар. Игра состоит из трех этапов: мотивационного, основного и заключительного. Это позволяет детям на фоне положительного эмоционального настроя актуализировать имеющиеся у них знания и донести их до игрового персонажа (в случае затруднения – до детей младшей группы).

На заключительном этапе помимо закрепления полученных знаний в процессе выполнения игровых действий происходит сплочение детского коллектива при создании итоговой композиции.

Содержание игры, персонажей и сами игровые действия рекомендуется менять по мере необходимости, сохраняя структуру игры и тематику.

Контроль выполнения заданий осуществляется детьми среднего возраста, в случае необходимости привлекается воспитатель.

Картотека дидактических игр представлена в приложении.

Содержание игры:

I. Мотивационный этап.

Воспитатель и дети во время прогулки встречают гнома, знакомятся с ним.

Дети: Здравствуй, гном. Как тебя зовут? Что ты тут делаешь?

Гном: Здравствуйте, меня зовут Заболейкин.

Дети: Какое странное имя у тебя!

Гном: А мне оно нравится, потому что я очень люблю болеть! Ведь когда я болен, за мной все ухаживают и заботятся.

Дети: Но ведь болеть это так грустно, смотри, как мы весело играем! Давай с нами!

Гном: Я бы поиграл, но у меня совсем нет сил.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, почему у гнома нет сил? (ответы детей)

-Когда человек здоров, то он похож на ясное солнышко, у которого много лучиков, и каждый лучик имеет свое название. А когда болеешь, то кажется, что тучка закрыла солнышко и его лучики.

Гном: Как это?

Воспитатель: А мы с ребятами тебе сейчас все покажем!

Дети, используя подручные материалы, моделируют состояние гномика в данный момент.

Воспитатель: Посмотри, твое солнышко совсем грустное, похоже, оно заболело вместе с тобой. У него совсем нет лучиков!

Гном: И что же мне теперь делать? Мое солнышко никогда не будет светить?

Дети сочувствуют гному, проявляют желание ему помочь. Они предлагают варианты решения проблемы и вместе со взрослым выделяют компоненты, составляющие здоровье: зарядка и закаливание, занятие спортом, соблюдение режима дня и КГН и т.д.

Воспитатель:

Все вы правильно назвали

Одного лишь не сказали

Чтоб еще счастливым быть

Надо всем уметь дружить!

- Заболейкин, а у тебя есть друзья?

Гном: Нет, а кто это?

Воспитатель: А мы тебе сейчас покажем.

- Ребята, мы сейчас с вами скажем волшебные слова и превратимся в маленьких гномиков. Научим Заболейкина быть здоровым и поможем засиять его солнышку.

Дети с воспитателем произносят «волшебные слова» и «превращаются» в гномиков (надевают колпачки):

Раз – два, покружись,

Быстро в гномов превратись!

Воспитатель: Ну, что, вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь!

II. Основной этап.

Воспитатель:

В чаще леса на опушке,

Жили гномики в избушке.

Утром гномы просыпались

И друг другу улыбались.

А потом все шли гулять,

В лес волшебный отдыхать.

По дорожке мы пойдем,

Первый лучик там найдем.

На участке, где проводится утренняя зарядка, заранее сделана разметка - большой круг с точками, в центре стоит ребенок средней группы и показывает с элементами кинезиологической гимнастики зарядку «Гномы».

Взаимодействие детей – обучение и показ детьми средней группы зарядки младшим детям.

После ее выполнения Заболейкин находит первый лучик с графическим символом «зарядка».

Гном: Ребята, кажется, я понял, чтобы быть здоровым нужно каждое утро делать зарядку!

Дети: Грусть играть пыталась в прятки,

Но, не выдержав зарядки,

Убежала далеко

Не найти теперь ее!

Воспитатель:

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знают все мои друзья,

Должен быть режим у дня!

- Итак, вторая составляющая здоровья – соблюдение режима дня. Что такое режим дня? (ответы детей: сон, прием пищи, игры и т.д.)

Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что режим дня - это правильное чередование работы и отдыха.

Гном: А я не этого делать не умею.

Дети: А мы тебя научим.

Проводится игра «Отгадай-ка»

Воспитатель показывает карточки с изображением режимных моментов детям младшей группы. Они имитируют процесс, изображенный на карточке, а дети средней группы вместе с Гномом угадывают и уточняют, в какое время суток и для чего проводятся эти действия.

Взаимодействие детей – объяснение детьми средней группы режимных моментов и получение нового знания младшими детьми (частей суток).

После проведения игры Заболейкин (дети) находит второй лучик с графическим сомволом «Режим дня».

Гном: Ой, ребята, что то я проголодался, надо перекусить. (Достает из кармана чупа-чупс)

Дети замечают и объясняют гному, что эта еда не полезная, а для сохранения здоровья необходимо правильное питание.

На участке проводится игра «Накорми гнома».

Игра проводится в парах (дети среднего и младшего возраста).

Перед детьми находится корзина с различной едой и два обруча с графическими изображениями улыбающегося и грустного лица (смайлики).

По сигналу играющим необходимо положить еду к соответствующему символу.

После игры идет взаимное обсуждение о пользе продуктов.

Взаимодействие детей – контроль средними детьми младших за правильным выполнением и объяснением выбранных продуктов.

После ее выполнения дети с гномом находят третий лучик с графическим изображением «Правильное питание».

Гном: Ну наконец–то я смогу подкрепиться! (Гном берет яблоко и собирается его откусить).

Дети замечают, что он не мыл руки и останавливают его.

Гном: Зачем мне мыть руки?

Дети: Разве ты не знаешь, для того чтобы быть здоровым, нужно следить за чистотой.

Игра «Подбери пару».

Проводится с использованием интерактивного дидактического пособия «Ходилки - Бродилки». Дети делятся на две команды по возрасту. Команда младшей группы находит сектора с цифрами от 1 до 4 и собирает прикрепленные к ним карточки, с изображением предметов гигиены (расческа, мыло, щетка, душ). Команда средней группы находит и собирает карточки секторов с цифрами 5 до 8 (зеркало, вода, зубная паста, полотенце).

Далее детям необходимо подобрать пару к каждому предмету, изображенному на карточке (Например: у детей младшей группы расческа, а у детей средней – зеркало, они составляют пару)

Взаимодействие детей- помощь при объединении и объяснении выбора.

После игры дети находят четвертый лучик с символом «Гигиена».

Гном: Как здорово! У нас уже 4 лучика! И каждый из них дает мне силу. Я стал таким здоровым и сильным. Пора возвращаться к нашему солнышку и вернуть ему его лучики.

Воспитатель останавливает Заболейкина, достает последний лучик с графическим символом «Спорт».

Воспитатель: Есть еще один лучик!

Чтобы больше не болеть

И тоску преодолеть –

Нужно спортом заниматься

И здоровым оставаться.

Спорт нам плечи расправляет,

Силу, ловкость нам дает.

Он нам мышцы развивает,

От болезней нас спасет.

Гном: А что такое спорт? И как им заниматься?

Дети: А мы тебя сейчас научим.

Дети объясняют гному, что такое спорт и какие виды спорта существуют.

Воспитатель: Пришла пора вернуть солнышку его лучики.

Все вместе возвращаются к грустному солнышку, по пути выполняя различные действия: перешагивание, подлезание, ходьба по гимнастической скамейке, бег между конусами.

Взаимодействие детей – дети средней группы оказывают помощь младшим в случае их затруднения при преодолении препятствий.

III. Заключительный этап.

После прохождения полосы препятствий Заболейкин прикрепляет лучики к солнышку, при этом все вместе подводим итог: что такое здоровье.

Воспитатель изменяет солнышку грустную мимику на веселую. Предлагает детям описать настроение солнышка.

Гном: Ура! Я так рад, что мое солнышко вновь сияет, и я совсем не болею! Ребята, теперь я превратился из Заболейкина в Неболейкина. Спасибо вам!

Воспитатель:И правда, как засияло твое солнышко, Неболйкин! Скоро вокруг нас все зацветет, прилетят птички и побегут ручейки.

Воспитатель раздает детям необходимые материалы (бусы разного размера, шишки и т.д.), предлагает «нарисовать» ими весеннюю картину. Дети выкладывают ручейки, птичек, цветы и т.д.
2023