Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Тимофеева Ю.В. Клуб студенческих инноваций «Перспектива» – первый шаг к успеху

Оригинаqaл материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf


Вовлечение молодежи в инновационную деятельность, формирование стремлений и способностей проектировать и реализовывать позитивные изменения в различных жизненных сферах является одним из важных механизмов социализации молодых людей. Эффективным механизмом формирования интеллектуальной культуры, развития и реализации инновационного потенциала молодежи, основанной на концепции творческой деятельности, является непрерывная система организации научно-исследовательской деятельности студентов (НИДС).
Успешность специалиста в профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетенций. Компетентностный подход, среди прочих, формирует исследовательскую компетентность в сфере будущей профессиональной деятельности, которая является одной из важнейших целей всех современных программ образования.
Исследовательская компетенция, включает в себя целый комплекс образовательных компетенций, напрямую связанных с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся.
При выстраивании образовательного процесса, учебному заведению для решения задачи подготовки конкурентоспособного выпускника необходимо уделять значительное внимание развитию у студента творческой инициативы и исследовательских навыков, формировать потребность в непрерывном образовании, способность анализировать, принимать решения, воспитывает гибкость мышления, познавательную активность, самостоятельность. Развитие исследовательской и творческой работы обучающихся - один из эффективных путей повышения качества подготовки молодых специалистов. Эта работа способствует более глубокому закреплению теоретических знаний, получаемых обучающимся при изучении учебного материала, развивает у них высокую требовательность к себе, самостоятельность и аккуратность, точность выполнения заданий и научную активность, расширяет возможность получения каждым обучающимся в стенах техникума навыков исследования и важных для их будущей профессиональной деятельности компетенций.
В рамках региональной инновационной площадки в Пластовском технологическом филиале ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С.В. Хохрякова» был создан клуб студенческих инноваций «Перспектива», который предполагает реализацию комплекса научно-практических, состязательных и методических мероприятий для студентов-первокурсников, дополняющих учебный процесс.
В                            реализации проекта предполагается участие различных субъектов образовательного процесса: руководителя проекта, руководителей секций, кураторов учебных групп, а также представителей социального партнера –«ЮЖРАЛЗОЛОТО ГРУППА КОМПАНИЙ» и представителей школ города и района.
Проект направлен на создание благоприятных условий для реализации инновационного научно-творческого потенциала молодежи, на вовлечение студентов-первокурсников в научно- исследовательскую деятельность на первых этапах обучения, но для того чтобы овладение знаниями не превратилось в средство для получения диплома, необходимо сохранить их первоначальный энтузиазм, интерес к новому, а также направить мотивы учебной деятельности первокурсника на содержание науки, на ее значение в творческом созидании жизни.
Являясь структурной единицей системы научно - исследовательской работы в Пластовском технологическом филиале ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С.В. Хохрякова», клуб студенческих инноваций «Перспектива», способствует формированию у обучающихся технологии исследовательской работы. Работа клуба распределяется по предметным секциям, функцией которых является выполнение научных исследований по определенной тематике во внеаудиторное время. Они представляют собой сравнительно небольшие коллективы, объединенные разработкой определенных учебно-исследовательских тем.
Учебный процесс в филиале организован таким образом, чтобы элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу.
Научно-исследовательская работа обучающихся (НИРС) – это наиболее значимый и сложный по содержанию вид исследовательской деятельности. НИРС дополняет образовательный процесс, создает условия непрерывности образования посредством формирования общих и профессиональных компетенций, позволяет обучающимся выполнять практические исследования, планировать собственную деятельность, добиваться поставленной цели, анализировать результаты работы и делать необходимые выводы, публично представлять итоги работы.
Завершающим этапом НИРС является участие в научно-практических конференциях, представление работ на конкурсы, публикации в специальных журналах и сборниках материалов конференций.
Таким образом, исследовательская работа обучающихся является необходимой составной частью системы подготовки высококвалифицированного, ориентированного на современный рынок труда специалиста, инициативного, способного критически мыслить и направленного на достижение высоких результатов.

Библиографический список:

1.                   Афанаскина, М. С. Из опыта организации научно-исследовательской работы обучающихся // Прил. к журн. «СПО». – 2011. – № 2. – С. 139–147.
2.                   Болдырева, Л. В. Система научно-исследовательской работы обучающихся // Специалист. – 2011. – № 10. – С. 21–22.
3.                Виноградова, А. М. Роль самостоятельной учебно-исследовательской деятельности профессиональном становлении обучающихся // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 5. – С. 17–19.
2019