Исследовательская и проектная деятельность

Стребкова Л. В. По тропинке к знаниям

Оригинал материала размещен в выпуске № 8 (46) https://f.almanah.su/46.pdf


Пояснительная записка
Направленность общеобразовательной программы «По тропинке к знаниям» – естественнонаучная. Уровень программы – ознакомительный.
Данная программа разработана для детей младшего школьного возраста по освоению принципов, методов, умению планировать свою познавательную деятельность и самостоятельно разрабатывать этапы творческих проектов.
Актуальность программы заключается в том, что такие темы как: «Создание образно – поэтической азбуки», «Экология: Я и природа», «Доброта вокруг меня», «Экология личности», способны помочь ребенку понять свой внутренний мир и помочь ему раскрыть творческие возможности этого мира.
В современном обществе также становится актуальным воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Ведение занятий методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности детей, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.
Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии у детей таких качеств, как внимание, память, мышление, эмоции, чувства (радость, сопереживание, эмпатия) в развитии волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, решительность) и творческих способностей (фантазии, воображения).
Образовательная область программы заключается в том, что в процессе разработки проектов дети познакомятся с историей создания Азбуки, с Алфавитом разных народов мира, с растениями и животными родного края, с памятниками природы, с талантливыми людьми, с традициями России, с участниками Великой Отечественной войны.
У детей сформируются следующие умения: работать самостоятельно, в группе; вести диалог, понимать творческую задачу, ставить цель, планировать ход работы, работать с разными современными источниками информации.
Каждый проект завершается тем, что дети видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей через проектную деятельность.
Основные задачи программы:
 Обучающие:
– научить специальным знаниям необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- научить самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
- научить вести диалог;
-научить рациональному использованию рабочего времени.
Воспитательные:
воспитание в детях способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование умения координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.
Развивающие:
развить умения самостоятельно планировать деятельность;
развивать познавательные потребности и способности;
развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать у обучающихся позитивную самооценку, самоуважение.
Задачи 1 года обучения
Обучающие:
- познакомить с историей возникновения алфавита;
- познакомить с историей возникновения русской письменности;
- познакомить с бытом разных народов России.
Воспитательные:
- воспитание уважения друг к другу;
- целеустремленность и настойчивость;
- воспитывать чувство гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
- Развивать интерес к родной истории, родному языку;
- развивать у детей образное и логическое мышление, речь.
Задачи 2 года обучения
Обучающие:
-познакомить с красотой природы;
-познакомить с животными и растениями, занесенными в Красную книгу;
- познакомить понятием «памятники природы».
Воспитательные:
- воспитывать уважения друг к другу, к природе;
- воспитывать чувство гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
- развивать интерес к родной истории, родному языку;
- развивать у детей образное и логическое мышление, речь;
- развивать умение работать самостоятельно.
Задачи 3 года обучения
Обучающие:
- познакомить обучающихся с понятием «уникальность»;
- познакомить с песнями, сказками, книгами России о доброте;
- познакомить с понятием «подвижники».
Воспитательные:
- воспитание уважения друг к другу, к природе;
- воспитывать чувство гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
- развивать интерес к родной истории, родному языку;
- развивать у детей образное и логическое мышление, речь;
- развивать умение работать самостоятельно.
Задачи 4 года обучения
Обучающие:
- познакомить с детьми-героями Великой Отечественной войны;
- познакомить со знаменитыми людьми нашего времени;
- научить осознавать сущность самых простых принципов, по которым устроен наш мир.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к участникам боевых действий;
- воспитывать уважительное отношение к своему внутреннему миру;
- воспитывать взаимоотношения с окружающими нас людьми.
Развивающие:
- развивать у ребенка познавательный интерес и способность к поисковой познавательной деятельности;
- развивать умение работать в коллективе.
Принципы обучения
принцип сознательности и активности;
принцип наглядности;
принцип доступности;
принцип последовательности подразумевает выстраивание процесса освоения детьми программы от простого к сложному;
При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности детей: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.
Важным педагогическим принципом в реализации данной программы является развитие у ребёнка веры в себя и свои силы.
Возрастная категория детей: 6-12 лет.
Срок реализации программы: 4 года.
 Форма и режим занятий
Форма занятий – групповая: малыми и большими группами. Количество детей в малой группе 12-15 человек, в большой группе 15 – 28 человек.
Режим занятий: – 1 час по 1 раз в неделю.
Занятия проводятся с учётом здоровье сберегающих технологий (чередование различных видов деятельности, соблюдение гигиенических пауз) в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на пришкольном участке,
Возрастная логика обучения предполагает следующие формы самостоятельной работы детей: творческую работу (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини – сочинений и т.д.), сообщение, доклад, реферат, исследование, проект.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
После обучения у детей будут сформированы:
- способность свободного обсуждения, высказывания с привлечением собственного опыта;
- умение постигать прекрасное, видеть его в окружающем мире и стремление творить его самому;
- осознание ответственности за свои мысли, слова, поступки;
- бережное отношение к окружающему миру и людям;
 - стремление к самопознанию и самосовершенствованию.
Дети научатся:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Дети освоят:
– навыки монологической речи;
- умения уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умения использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умения отвечать на незапланированные вопросы.
У детей будут развиты:
– умения планировать этапы предстоящей деятельности, прогнозировать его содержание;
- умения работать с информацией: собирать, систематизировать, классифицировать и хранить ее;
- навыки самопрезентации, развитие умения выбора различных средств наглядности при выступлении, ответы на незапланированные вопросы.
У детей будут воспитаны:
– целеустремленность и настойчивость;
- умения видеть у людей разные точки зрения и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- умения осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; взаимовыручку.
Способы и формы проверки полученных знаний
Проверка полученных знаний и умений проходит в форме защиты проектов, участие в научно-практических конференциях, конкурсах.

Учебно-тематический план программы

1 год обучения

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего
Теория
Практика

Вводное занятие
 2
2

-


I. Создание образно – поэтической азбуки
 32
15

17

1.1.
Откуда пришли буквы
3
1

2

1.2.
История происхождения алфавита
5
2

3

1.3.
Представление и рассказ о букве
1
-

1

Форма аттестации
устная презентация детей
1.4.
Тайна рождения буквы
5
3

2

1.5.
Живая азбука
5
4

2

1.6.
Представление пословиц, загадок, образа, поделки о букве
1
-

1

Форма аттестации
Выставка детских поделок, презентация выбранного образа буквы.
1.7
Азбука доброты
6

4

2

1.8
Алфавит разных народов мира
3

1

2

1.9
Проект «Азбука Москвы»
3

-

2

Форма аттестации
Устная презентация проекта, книги

Итоговое занятие
1

1


 Итого:
 35

17

18


Содержание программы
1 год обучения
Вводное занятие
Теория. Познавательная беседа «Что такое проект?» Виды проектов. О чём и где можно собирать сведения? Как выбрать тему проекта? «Секрет успешного выступления». Как организовать презентацию своего проекта?
I. Создание образно – поэтической азбуки
1.1. Откуда пришли буквы
Теория: Познакомить обучающихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита. Рассказать о значении научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;
Практика: Используя различные источники (энциклопедии, справочники, Интернет, СМИ) дети самостоятельно или с родителями дополняют знания
1.2. История происхождения алфавита
Теория: Рассказать об истории происхождения алфавита, познакомить со старославянской азбукой
Практика: познакомиться с буквой и рассказать о ней, представить несколько букв в виде рисунков.
1.3. Представление и рассказ о букве
Практика: Представление каждым ребенком выбранной буквы через образ и рассказ.
1.4. Тайна рождения буквы
Теория: Учить определять количество слогов в слове; уметь раскрывать тайны русского языка: повторить знания о различие гласных и согласных, обозначение йотированных звуков.
Практика: самостоятельно или с помощью родителей узнают о происхождении гласных, согласных, готовятся к устному ответу на поставленные задачи.
1.5. Живая азбука
Теория: обобщить знания о буквах русского алфавита.
Практика: Поиск информации (стихи, загадки и т.д.) в сотрудничестве со взрослыми; Представить выбранную букву в интересной форме - рисунок, поделки из различных материалов.
1.6. Представление буквы
Практика: Представление пословиц, загадок, образа, поделки по выбранной букве.
1.7. Азбука доброты
Теория: Рассказать детям о ценности и необходимости доброты
Практика: Используя различные источники (энциклопедии, справочники, Интернет, СМИ), дети самостоятельно или с родителями находят информацию о доброте. Представляют добрую букву (букву доброго дела) в виде рисунка.
1.8. Алфавит разных народов мира
Теория: Рассказать об особенностях национального быта разных народов, их истории, традиции жизни людей, устном народном творчестве.
Практика: Подготовить информацию для создания книги об алфавитах разных народов мира.
1.9. Проект «Азбука Москвы»
Теория: Совместное обсуждение с детьми темы проекта: подбор на выбранную букву названий памятников, исторических мест с описанием
Практика: Поиск информации совместно с родителями и педагогом, составление и представление рассказа о достопримечательностях города на выбранную букву.
Итоговое занятие
Практика: Подвести итог проделанной работы. Создание страны «Алфавития» из объемных букв, выставка книг: «Старославянский алфавит», «Добрые буквы», «Занимательная азбука», «Азбука Москвы».
Учебно-тематический план программы
2 год обучения

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего
Теория
Практика

Вводное занятие
 1
 1
 -

I. Экология: Я и природа
 34
19

15

1.1
Прикоснуться к красоте можно только сердцем

4

2

2

1.2
Берегите родную природу

6

3

3


Форма аттестации
Создание книги животных нашего края.
1.3
“Зеленые острова нашего города”

5

3

2

1.4
Помогая природе, помогаем себе.

8

5

3

Форма аттестации
Устная презентация детей
1.6
Охрана природы в разные исторические времена

4

2

2

1.6
Памятники природы

5

4

1

1.7
Проект «Семь чудес»

2

-

2

Форма аттестации
Устная презентация проекта

Итоговое занятие

1

1

-


Итого:
 36

21

15


 Содержание программы
2 год обучения
Вводное занятие
Теория: Вспомнить «Что такое проект?». Совершенствовать исследовательские навыки. Вспоминаем: как ставить гипотезу, задачи?
Совместное выстраивание линии: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление результатов», «представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.)» и «презентация проекта».
I. Экология: Я и природа
1.1. Прикоснуться к красоте можно только сердцем
Теория: Педагог рассказывает обучающимся: что такое сердце и где оно находится, о том, что сердца у людей бывают разные. Беседа о красоте природы, которая нас окружает. Можно ли видеть сердцем, слышать, чувствовать сердцем?
Практика: обучающиеся учатся находить своё сердце, слушают, как оно бьется.
1.2. Берегите родную природу
Теория: Ознакомление обучающихся с природой родного края.
Практика: Слушаем звуки природы. Рассматриваем качественные репродукции и слайды картин. Размышления детей, как воспитать в себе бережное отношение к природе.
1.3. «Зеленые острова нашего города»
Теория: Беседа о природе. Природа Земли больна, она гибнет. И спасти её можем только мы сами. Колокол природы – Красная книга.
Практика: Обучающиеся самостоятельно или с родителями, используя различные источники, находят информацию, о животных и растениях занесенных в красную книгу, об экологической обстановке в городе.
1.4. Помогая природе, помогаем себе
Теория: Рассказ о том, что любой ребёнок может защищать природу. Это станет не только призывом к людям, но и инструкцией для всех, кто хочет реальными делами помочь делу сохранения природы.
Практика: Составление памятки «Защитим природу».
1.5. Охрана природы в разные исторические времена
Теория: Небольшое путешествие в прошлое. Рассказ обучающимся о том, как Петр I спас своим указом реки и леса. Какие территории в Древнерусском государстве считались заповедными?
Практика: Поиск информации самостоятельно или с помощью родителей о заповедных территориях в Древнерусском государстве, подготовка к устному ответу на поставленные задачи.
1.6. Памятники природы
Теория: Обзор литературы. Познакомить с понятием «памятники природы» по А. Гумбольдту. Знакомство детей с памятниками природы, с удивительными, редкими растениями.
Практика: Поиск информации. Представление детьми памятников природы.
1.8. Проект «Семь чудес»
Теория: Совместное обсуждение с детьми темы проекта: подбор названий памятников природы с описанием.
Практика: Поиск информации совместно с родителями и педагогом, составление и представление рассказа о памятниках природы
Итоговое занятие
Подвести итог проделанной работе. Создать макет путеводителя по Москве и московской области «Семь чудес».

Учебно-тематический план программы

3 год обучения



Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего
Теория
Практика

Вводное занятие

1

1

-


I. Экология личности
 34

18

16

1.1
Каждый человек разнообразен. В чем твоя уникальность

4

2

2

Форма аттестации
В Создание летописи класса
1.2
Добрые традиции России

6

5

1

1.3
Доброта спасёт мир

4

2

2

Форма аттестации
Выставка детских рисунков, творческих работ, презентация сказок собственного сочинения
1.4
Жизнь великих подвижников
5

1

4

1.5
Ты родился человеком, но Человеком должен стать.

5

3

2

1.6
Добрословие и Сквернословие

7

5

2

1. 7
Проект «Человек – это звучит гордо»

3

-

3


Итоговое занятие

1

1

-


Итого:
 36

20

16


 Содержание программы
3 год обучения
Вводное занятие
Теория. Беседа о чём и где можно собирать сведения? Как выбрать тему проекта? «Секрет успешного выступления». Как организовать презентацию своего проекта? Виды презентаций.
I. Экология личности
1.1. Каждый человек разнообразен. В чем твоя уникальность
Теория: Беседа на тему «Любого ли человека, живущего в наше время, можно считать замечательным?» Подумать, какие качества присущи человеку, которого считают замечательным? Размышляем на тему: «Чувствую сердцем», «Вижу сердцем» – что означают эти высказывания?
Практика: Самостоятельно найти информацию и рассказать о талантливых людях.
1.2. Добрые традиции России
Теория: Добрые люди России. Добрые песни России. Добрые сказки России. Добрые книги России. Добрые картины России. Добрые мультфильмы России.
Совместные размышления с детьми о внутренней сути нравственного поступка, подвига – мотив; об ответственности за выбор поведения; о нравственных качествах человека.
Практика: Рисунок «Добрый человек», найти пословицы про добро, придумать сказку о добрых людях.
1.3. Доброта спасёт мир
Теория: Познакомиться с понятием «доброта». Совместные размышления о том, какого человека можно назвать добрым, для чего нужны добрые поступки
Практика:
- Нарисовать портреты «Мои любимые бабушка и дедушка»,
- Выставка детских рисунков «Нарисуй улыбку».
- Аппликация «Солнечные лучики дружбы».
- Ситуативный разговор «Мы любим делиться».
- Ситуативная игра «Помощь котенку».
- Чтение сказок и рассказов стихов по теме.
1.4. Жизнь великих подвижников
Теория: Рассказ педагога о жизни великих подвижников. Познакомить с понятием «подвижники». Просмотр и обсуждение видео о Серафиме Саровском и Сергии Радонежском
Как понять народную мудрость «Жизнь человеческая исчисляется не днями и годами, а добрыми делами и полезными трудами».
Практика: Самостоятельно найти информацию о великих подвижниках и рассказать обучающимся.
1.5. Ты родился человеком, но Человеком должен стать.
Теория: Знакомство с притчей «Старик со свечой».
Философские размышления с детьми: «Человек – кто он? Зачем и для чего рождается?». Продолжить фразу «Человек – это…».
Практика: Рисунок «Я - человек».
1.6. Добрословие и Сквернословие
Теория: Знакомство с понятиями «Добрословие и сквернословие». Разбираем пословицы: Дурное слово друга делает недругом. Что посеешь- то и пожнешь.
От чего нам надо отказаться?
Практика: Дерево желаний
1.7. Проект «Человек – это звучит гордо»
Теория: Совместное обсуждение с детьми темы проекта: подбор информации на выбранную тему.
Практика: Поиск информации совместно с родителями и педагогом, составление и представление рассказа по данной теме
Итоговое занятие Создание Памятки для родителей. Выпуск летописи класса (буклет), выставка рисунков, защита презентации.

Учебно-тематический план программы

4 год обучения



Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего
Теория
Практика

Вводное занятие

1

1

-


I. Экология личности
 34
19

15

1.1
Как понимать: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя…»

5

2

3

1.2
Мастер своего дела

6

4

2

Форма аттестации
Устная презентация детей
1.3
Бессмертен подвиг их высокий

4

2

2

1.4
Представление и рассказ о героях – родственниках, участвовавших в Великой отечественной войне

3

2

1

Форма аттестации
Выставка буклетов, презентация по теме
1.5
Проект «Дети пионеры герои».
2

1

1

1.6
Без сердца что поймешь?
4

2

2

1.7
Искусство творить взаимоотношения

6

3

3

1.8
Мои размышления: Искусство маленьких шагов.

4

3

1


Итоговое занятие

1

1

-


Итого:
 36

21

15


 Содержание программы
4 год обучения
Вводное занятие
Теория. Продолжать совершенствовать исследовательские навыки. О чём и где можно собирать сведения? Как выбрать тему проекта? «Секрет успешного выступления». Как организовать презентацию своего проекта?
I. Экология личности
1.1. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя…»
Теория: Рассуждение на тему «Кто для нас ближний?», «Что значит любить ближнего своего?» «В чём кроется причина себялюбия?»
Раскрыть такие понятия как: самопринятие и самооценка, самоодобрение и самоуважение.
Практика: Поиск, подбор мудрых высказываний классиков, обсуждение. Совместные размышления над высказыванием Л. Н.Толстой писал: «Человек перестает осуждать других, как только победит самого себя».
1.2. Мастер своего дела
Теория: Размышление на тему «Когда человек является мастером в своем деле?» Что вы знаете о труде и самоотверженности в мирное время? 100 великих людей мира.
Практика: Найти информацию о знаменитых людях нашего района, города – наши современники.
1.3. Бессмертен подвиг их высокий
Теория: Беседа с обучающимися на темы:
- Что вы знаете о Великой отечественной войне?
- «Мои родственники и война»
- Подвиги во время войны.
- Кто они дети войны?
- Что мы знаем об участниках Великой отечественной войны нашего района?
Практика: Изготовление буклетов «Дети, пионеры, герои». Составление книги родственников, принимавших участие в Великой отечественной войне.
1.4. Представление героев Великой Отечественной войны
Практика: Представление детьми и рассказ о героях – родственниках участвовавших в Великой отечественной войне.
1.5. Проект «Дети, пионеры, герои»
Теория: Совместное обсуждение с детьми темы проекта: подбор информации на выбранную тему.
Практика: Поиск информации совместно с родителями, составление и представление рассказа по данной теме.
1.6. Без сердца что поймешь?
Теория: Совместное обсуждение: что такое «сердце», для чего оно предназначено.
Практика: Совместный поиск ответов на вопросы:
- Какие бывают сердца у людей?
- Как воспитывать свое сердце?
 Какие качества живут в твоем сердце? Какие качества ты хотел бы поселить в своем сердце?
- «Чувствую сердцем», «Вижу сердцем» – что означают эти высказывания?
1.7. Искусство творить взаимоотношения
Теория: Беседа педагога о сотрудничестве как искусстве творить взаимоотношения с окружающими нас людьми, как взаимодействие двух (или более) миров. Совместные рассуждения с детьми о качествах человека, которые помогают или мешают общаться с другими людьми (коммуникабельность, доброжелательность, интеллигентность, ум, чувство юмора, обаяние).
Практика: Составить памятку «От чего нам нужно отказаться?», создать анкету «Я глазами другого человека». Совместные размышления о высказываниях А. А. Тарковского: «Чтобы понять друг друга, преодолеть глухоту души, каждый должен стать больше, чем он сам, вместить в себя чужую душу, суметь согреть ее своей».
1.8. Мое размышление: Искусство маленьких шагов
Теория: Беседа о предназначении Человека, как самого совершенного, разумного существа на земле.
Практика. Работа по вопросам:
- Что я могу сделать уже сегодня, чтобы приблизиться к своей цели?
- Как понять выражение «Сделав первый, пусть даже совсем маленький, крошечный шаг, уже появляются силы для того, чтобы сделать следующий, а потом еще один и еще».
- Искусство маленьких шагов открылось мне, благодаря
Практика: Выпуск книги «Мои маленькие шаги к большим открытиям».
Итоговое занятие
- Открытое занятие для родителей и администрации школы.
- Показ презентаций, выставка книг, рисунков, буклетов
- Отчетное занятие – подведение итогов
Организационно – педагогические условия реализации программы
1. Результат реализации программы во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым, хорошо проветриваемым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Необходимое оборудование и средства: столы для ручных работ; компьютер, видеопроектор, экран, карандаши, краски, листы для рисования.
Дидактический материал: презентации PowerPoint, сценарии занятий, иллюстрации, демонстрационный, раздаточный материал.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
2. Основные формы и способы проведения занятий:
- беседы, рассказы педагога;
- чтение рассказов, легенд;
- просмотр видеофильмов;
- просмотр репродукций и слайдов картин художников;
- свободные обсуждения, аналитические суждения с привлечением собственного опыта;
- философствование;
- молчание и думанье (уроки молчания) о самом себе, о добре и зле в жизни людей;
Список используемой литературы
1.        Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах пособие по воспитанию детей в семье и школе. М.: «Букмастер», 2009.
2.        Акрушенко, А. В., О. А. Ларина, Т. В. Каратьян Психология развития и возрастная психология конспект лекций. М.: «Эксмо», 2008.
3.        Афонькин С. Ю. Космос школьный путеводитель. СПб.: «Балтийская книжная компания», 2006.
4.        Баранова И.В.и др. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. М.: 2004.
5.        Барилле А. Энциклопедия. Как устроено тело человека. М.: ООО «Де Агостини», 2007.
6.        Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: «Аркти», 2006.
7.        Буслаева Е. М., Л. В. Елисеева, А. С. Зубкова Теория обучения конспект лекций. М.: «Эксмо», 2008.
8.        Волкова Т.В. Наука быть человеком: Материалы для классных часов. Волгоград: «Учитель», 2007.
9.        Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. «Ось», 1989.
10.    Воронцов А.Б., В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя; под ред. А.Б. Воронцова.- 2 изд. – М.: Просвещение, 2010.
11.    Горский В. А., А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / - М.: Просвещение, 2010.
12.    Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
13.    Немов Р. С. Психология. М.: «Владос» 2007.
14.    Подласый И. П. Педагогика. М.: «Владос» 2007.
15.    Седова Л. Н., Н. П. Толстолуцких. Теория и методика воспитания. М.: «Высшее образование», 2006.
16.    Сизова Р. Ф., Р. Ф. Селимова. Для обучающихся: «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1-4-х классов. – М.: «РОСТ», 2012.
17.    Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем». Составитель Г. Шалаева. Компания «Ключ – С». Филологическое общество «Слово» Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1995.
18.    Интернет – сайт:http://gigabaza.ru/doc/75375-pall.html
19.    Интернет – сайт http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/09/14/nashi-proekty
20.    Интернет-сайты: conf.cpkro.kirov.ru; www.eidos.ru
Список литературы, рекомендуемой детям
1.       Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах пособие по воспитанию детей в семье и школе. М.: «Букмастер»
2.       Афонькин С. Ю Космос школьный путеводитель. СПб.: «Балтийская книжная компания», 2006.
3.       Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
4.       Горячев А. В., Н.И. Иглина. Всё знаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности из серии «Как мы учимся» 2-4 классы. М.: «Баласс», 2013.
5.       Даринский А. В. Вопросы туризма в школьном курсе географии. М.: Просвещение, 1979.
6.       Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
7.       Детская энциклопедия «Почему и потому». [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
8.       Шалаева Г. Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем». Составитель Компания «Ключ – С» Филологическое общество «Слово». Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: 1999
9.       Энциклопедия для детей. Т-12. Россия: природа, население, экономика. М.: «Аванта-Плюс», 1998.
2021