Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Дедова Т.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы (на примере урока литературы «Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело»)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf


За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Рассмотрим, как можно формировать УУД на примере урока литературы по теме «Ф.И. Тютчев. Рассказ о «Неохотно и несмело...». Дидактическая цель урока: проанализировать стихотворение Тютчева, раскрыть художественные особенности поэзии поэта; учить сопоставлению словесных и зрительных картин, осмыслению их, подбору заголовков; совершенствовать умения работы в группах, умение презентовать её; воспитывать образное мышление.
Формируемые УУД в рамках данного урока:
- личностные: формирование мотивации к изучению творчества поэта
- регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий.
- коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.
- познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.
Фрагмент урока литературы в 6 классе по теме «Ф.И. Тютчев. Рассказ о «Неохотно и несмело...».
Актуализация знаний воспитанников
Какие темы раскрывал Ф. И. Тютчев в своих произведениях?
Какое произведение из изученных на вас произвело большее впечатление и почему?
Представьте, что вы посетили художественный музей. Идёте по залу и рассматриваете пейзажи знаменитых художников. Какие картины вы там увидели? Чьей кисти?
Как ознакомились с этими картинами?
Стадия вызова. Постановка цели и задач урока. Работа над темой урока
Поэтапное ознакомление и анализ стихотворения «Неохотно и несмело»
Прочитайте название стихотворения (на доске). Как вы думаете, о чём оно говорит?
Кто такой несмелый?
Давайте попробуем собрать словесную галерею картин художника-поэта Ф. И. Тютчева. Картины, как вы знаете, имеют не только автора, но и название. Подумайте, как бы вы назвали первую картину-зарисовку поэта.
Чтение первой строфы стихотворения
О чём она? Какие образы возникают перед нами? (Солнце, земля, туча, поля, гром)
Как они изображены?
Почему солнце смотрит «неохотно и несмело»? Где оно расположено по отношению к другим образам?
Какие краски использовал бы художник в картине?
Какое явление-образ нельзя изобразить на картине, а в стихотворении рассказать о нём можно? (Гром)
Предложите свои названия к этой картине (запись на доске).
Чтение второй строфы стихотворения
О чём она? Какие образы возникают перед нами? (Ветер, дождь, гром нивы)
Что такое нивы?
Появились ли цвета в описании второй картины? Какие?
Что бы вы как художники ещё добавили?
Предложите свои названия к этой картине (запись на доске).
Чтение третьей строфы стихотворения
О чём она? Какие образы возникают перед нами? (Туча, молния)
Какая часть природы высвечивается: небо или земля? Почему?
Какие краски здесь появляются?
Предложите свои названия к этой картине (запись на доске).
Чтение четвёртой строфы стихотворения
О чём она? Какие образы возникают перед нами? (Дождь, вихорь, поля, раскаты грома)
Что поменялось в природе в сравнении с предыдущей картиной?
В этой словесной картине больше звуковых или зрительных образов?
Предложите свои названия к этой картине (запись на доске).
Чтение пятой строфы стихотворения
О чём она? Какие образы возникают перед нами? (Солнце, поля)
О каком образе не говорится, но он подразумевается? (Тучка) Из каких строк это видно?
Какое настроение рождает последняя картина?
Предложите свои названия к этой картине (запись на доске).
Чем похожи и чем отличаются картины природы, изображённые поэтом в стихотворении?
Осмысление материала
Практическая работа в группах (10 мин)
Комментарий. Преподаватель объединяет кадет в 6 групп так, чтобы в каждой был хотя бы один ученик, умеющий рисовать.
Задание для 1-5-й групп
Нарисовать картину, переданную словами Ф. И. Тютчевым в стихотворении (одна группа – одна строфа).
Выбрать из предложенных название к этой картине. Объяснить свой выбор.
Подготовить экскурсовода, который выразительно прочитает стихотворение и объяснит позицию группы художников, создавших полотно к одной из строф поэта.
Задание для 6-й группы
Создать картину ко всему стихотворению Тютчева, постаравшись объединить все картины в одной.
Высказать своё мнение о том, получилось ли это сделать и почему.
Презентация работы групп
Подведение итогов
Картинная галерея – «У классиков в гостях»
Ознакомление с репродукциями картин известных художников
М. Лебедев «Аричча близ Рима» (молния); К. Маковский «Дети, бегущие от грозы» (ветер, грозовое небо); Ф. Васильев «Перед дождём»; Ф. Васильев «Мок­рый луг»; И. Ендогуров «Дождь».
Выяснение общего и различного в картинах и стихотворении. Подбор картин к строфам произведения
«На закуску»
В картине Ф. Васильева «Перед дождём» покоряет эмоциональное восприятие природы. Художник фиксирует момент предгрозовой тишины, повышая его напряжённость горением солнечного луча, пробившегося сквозь низко нависшие свинцово-сизые тучи... Тревожное освещение, борющееся с окутавшим землю сумраком, сообщает краскам пейзажа необычный оттенок, доводит до предела их звучание... На фоне грозовых туч загорается рыжим цветом листва деревьев, вспыхивает на фоне освещённой солнцем травы красное пятно рубахи мальчика. Порыв ветра, пронёсшийся над деревьями, беспокойно кружащие над лесом птицы, спешащие домой гуси, подгоняемые женщиной, усиливают ощущение надвигающейся грозы. Так автор описывает живописную красоту этого момента.

(По Т. В. Юрову)

Задание на самоподготовку
Описать любую картину, используя слова Ф. И. Тютчева из стихотворения.
Выучить стихотворение «Неохотно и несмело» наизусть
Рефлексия
Восстановите предложение.
«Ф. И. Тютчев –... который смог создать словами картину, используя...»
Оцените свою работу на уроке.
Библиографический список:
1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.
2. Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Педагогический поиск, 2003.
3. Ладыженская Т.А. Модернизация образования и риторики // Русская словесность. – 2005. - №3.
4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008
2018