Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Трифан Т.С. Роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения. Проблемы и перспективы

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Одна из главных задач дополнительного образования заключается в создании таких условий, при которых дети с раннего возраста активно развивались бы в согласии с их желаниями, интересами и наличествующим потенциалом, непрерывно стремились бы узнать что-то новое, изучать окружающий мир, пробовать свои силы в изобретательской, спортивной и творческой деятельности. Но в рамках лишь школьных предметов эта задача не решается.
По этой причине в отечественном образовании выделяется тот факт, что учреждениям дополнительного образования отводится особенная роль в процессе формирования способностей и склонностей, а также профессионального и социального самоопределения подростков. Также, с каждым годом важнейшее значение приобретают учреждения дополнительного образования, которые обеспечивают занятость детей и подростков, организуют их социально значимый досуг, профилактику наркомании, правонарушений и других девиантных проявлений в среде несовершеннолетних. Это является подтверждением востребованности подобной формы образования в обществе.
В.А. Березина подчёркивает: «…отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, …и другой образовательной деятельности» [1]. В связи с вышесказанным, формирование единой образовательной системы нуждается в применении новых методов управления, которые будут способствовать возрастанию уровня конкурентоспособности услуг образовательного учреждения. Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитателя, развития личности и обучения посредством реализаций дополнительных образовательных услуг. Содержание работы педагогов дополнительного образования опирается на следующие приоритетные принципы:
·           свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
·           ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
·           возможность свободного самообразования и самореализации ребенка;
·           единство обучения, воспитания, развития.
С января 2018 года, по словам министра образования и науки РФ О.Ю Васильевой, вводится профессиональный стандарт педагога дополнительного образования. В указах Президента РФ от 2012, 2014 года отмечается, что охват дополнительными общеобразовательными программами к 2018 году должно не менее 75% детей, на бесплатной основе не менее 60%.
Дополнительное образование детей обладает определёнными, потенциально конкурентными особенностями. К таковым относятся следующие требования:
- создание условий для свободного выбора каждым учащимся образовательной среды, профиля программы и педагога;
-личностно ориентированный характер образовательного процесса, который способствует формированию мотивации к творчеству и познанию, самоопределению и самореализации;
- создание атмосферы для достижения успеха каждым воспитанником и личностно ориентированный подход к каждому ребёнку;
- создание условия для самопознания, самореализации и самоопределения личности; разнообразные виды деятельности, которые удовлетворяют потребностям и интересам воспитанника; признавать за ним права на пробы и ошибки в его выборе, а также пересмотр возможностей в самоопределении.
Превосходство дополнительного образования в настоящее время заключается в его особенном социально-педагогическом потенциале. Поволяевой М.Н. выделяется тот факт, что «наряду с положительными тенденциями (создать систему воспитательной работы и образовательных программ; изменить содержание и внедрить новые педагогические технологии; повысить уровень квалификации руководителей учреждений и педагогов на разных условиях), теоретики и практики не пришли к единому мнению о предпочтительности того или иного подхода к целому ряду проблем дополнительного образования детей.
Среди них можно выделить основные:
- оценка качества дополнительного образования детей;
- вопросы, касающиеся расширения обязанностей родителей и общественных организаций в том, чтобы определять нормативные подходы к оценке дополнительного образования воспитанников;
- вопросы повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей, уровня их подготовки;
- вопросы о роли и месте дополнительного образования детей в предпрофильной подготовке [1].
При теоретическом анализе исследований работ российских учёных, таких как Золотарёва А.В., Антопольская Т.А., Березина В.А., Поволяева М.Н. нами был выделен следующий ряд проблем в деятельности учреждений дополнительного образования детей: проблемы кадров: недостаток квалифицированных кадров по различным направлениям дополнительного образования детей, отсутствие подготовки будущих педагогов в сфере высшего образования; нехватка материальной стимуляции специалистов дополнительного образования детей; недостаточность изученности социального заказа на дополнительное образование детей, нехватка технологий по его изучению, невозможность полностью удовлетворить известный социальный заказ детей из-за недостатка кадров и неразвитости материальной базы.
Наряду с вышеприведёнными проблемами можно выделить ещё один ряд проблем в сфере дополнительного образования детей.
Конкурентоспособность принятых форм дополнительного образования детей активно снижается по причине развития инновационных игровых возможностей досуга. В настоящее время детям доступны широкие возможности в выборе развлечений, а также других форм интересного времяпрепровождения, которые не требуют серьёзных усилий.
Недостаточное количество детей, посещающих занятия в учреждениях дополнительного образования. Возможно, причина не только в качестве образовательных программ, но и в более глубоких социально-психологических изменениях: современных детей уже не устраивает такая форма получения образования, как постоянные обязательные занятия.
Возрастание социальных проблем на фоне финансовых возможностей местного самоуправления может укрепить мнение о дополнительном образовании как об излишней роскоши. При финансовом кризисе не исключено резкое сокращение системы, в результате чего останутся только программы, которые имеют сильную общественную поддержку. Из этого следует, что программы дополнительного образования могут быть стабильными только в том случае, если очевидна их социальная значимость. При этом исследователи отмечают тот факт, что на сегодняшний день именно программы негосударственных учреждений дополнительного образования являются наиболее гибкими по сравнению с традиционными программами муниципальных упреждений.
Большая часть образовательных учреждений уделяет внимание, в основном, образованию своих учеников, на воспитательную же её составляющую остаётся совсем мало времени, объясняя это тем, что воспитанием должны заниматься либо учреждения дополнительного образования, либо сами родители детей [3]. Подобные программы решают за короткой срок общие проблемы, которые возникают в образовании детей, таких как: подготовка к поступлению в школу и ВУЗ; обращению по работе с компьютером и обучению основным компьютерным программам; развитию коммуникативных навыков и т.п. Такие программы являются решением на проблемы, которые актуальны для родителей, - проблемы, что необходимо решать за короткое время, и потому родители согласны платить за это.
Концепция развития дополнительного образования и план мероприятий по ее реализации на период с 2015 по 2020 год утвержденные правительством РФ выделяют дополнительное образование детей в отдельный приоритетный проект, в рамках проектов, которыми занимается правительство. Концепция делает акцент на особой миссии системы дополнительного образования детей в процессе обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. При этом отмечается, что необходимо обратить внимание на создание условий для охраны и укрепления здоровья учащихся.
В образовательном учреждении МУ ДО ДДТ пос. Чульман созданы необходимые условия для обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся:
·           создана нормативно-правовая база, обеспечивающая безопасность образовательного пространства;
·           учебные кабинеты оснащены пакетом инструктивных документов по действиям в чрезвычайных ситуациях, огнетушителями, системой противопожарной безопасности, медицинской аптечкой;
·           здание учреждения оборудовано системой наружного и внутреннего видео­ наблюдения;
·           в учреждения действует система контроля.
Социальное партнерство позволяет удовлетворить большую часть запросов на образовательные и культурно-образовательные услуги.
В Концепции дополнительного образования детей предусмотрен переход на нормативно-подушевое финансирование в учреждениях дополнительного образования детей. Одним их пилотных направлений развития системы дополнительного образования является внедрение персонифицированного финансирования. Механизм персонифицированного финансирования порождает много вопросов. В учреждение ребенок приходит с именным сертификатом и бесплатно занимается в любом детском объединении. Но специфика системы дополнительного образования детей состоит в том, что каждому ребенку дается право заниматься в нескольких объединениях одновременно, менять их в течение учебного года. В этом отличие и привлекательность для детей и родителей учреждение дополнительного образования детей от школы. В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.
Учреждения дополнительного образования детей являются одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей. Они отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания. Необходима разработка четких механизмов обеспечения этого права по именным сертификатам. При создании новых финансовых механизмов возникает проблема возможности сохранения многообразия форм и направлений, возможности реализации всех функций дополнительного образования детей.
В рамках реализации Национальной технологической инициативы активнее осуществляется интеграция системы дополнительного и общего образования. Для охвата услугами дополнительного образования детей с ограниченными возможностями рекомендуется внедрять в образовательный процесс учреждений дополнительного образования детей дистанционное дополнительное образовании.
Созданию творческого пространства в МУ ДО ДДТ пос. Чульман, развитию личных качеств обучающихся способствует работа с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности. Проведение научных конференций, где подводятся итоги творческого сотрудничества учителей, педагогов дополнительного образования и учащихся в форме научно-практических и научно-исследовательских конференций, конкурсов, выставок, смотр талантов, является традицией нашего учреждения. Стратегическая цель: обеспечить социализацию личности обучающегося в условиях современной школы через использование воспитательного потенциала образовательной системы.
Учитывая социальную характеристику семей посёлка Чульман дополнительное образование детей является важным фактором повышением социальной стабильности в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребёнка независимо от места жительства и социально – экономического статуса семей.
Оно выполняет функции “социального лифта” для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя таким образом, их недостатки или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Ежегодная оценка уровня удовлетворённости родителей качеством образовательной деятельности учреждения проводится в форме анкетирования. По итогам 2016-2017 года 87% оценили работу ДДТ высшим баллом.
В 2017 - 2018 учебном году педагогическим коллективом образовательного учреждения были определены следующие цели:
·           повышение качества образования;
·           обеспечение реализации права каждого ребенка на получение
·           образования в соответствии с его потребностями и возможностями;
·           создание условий для формирования конкурентоспособной личности,
·           готовой к саморазвитию, к самообразованию, к творческому преобразованию окружающего мира;
·           содействие повышению роли семьи в воспитании детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что решение вышеперечисленных проблем является одной из линий перспективного развития системы дополнительного образования детей.
Контактная информация:
chulddt@inbox.ru
89142442633 (Трифан Татьяна Сергеевна)


Список литературы
1.        Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В.А. Березина. – М.: Диалог культур, 2015.
2.        Поволяева М.Н. Научно-методическое и информационное обеспечение системы /Вестник образования № 20, 2007.
3.        Поликашева Н.В. Развитие системы дополнительного образования детей как ресурс социокультурной модернизации образования. Материалы Международной научной конференции: Проблемы современного образования: 23 апреля 2013 года.
2018