Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf
В настоящее время Россия испытывает острый дефицит инженерных кадров высокого уровня подготовки, обладающих развитым техническим мышлением, способных обеспечить подъем инновационных высокотехнологичных производств.
Ввиду того, что профессии инженерной направленности меняют набор компетенций и практических навыков кардинально каждые 5-6 лет, необходимо построить образование таким образом, чтобы учащиеся обладали необходимыми навыками для адаптации к постоянно меняющимся условиям работы. Обладали развитым техническим мышлением, способных обеспечить подъем инновационных высокотехнологичных производств.
Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. А для учителя учебный проект - это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ.
Многие школы, особенно сельские испытывают определенные трудности при переходе на новые формы обучения из-за отсутствия материальной базы, кадровых ресурсов.
И наша школа являлась не исключением. Но в 2014 году произошли изменения. Вместе с приобретением в рамках проекта «Модернизация школы» роботехнических конструкторов, появилась возможность присоединиться к программе «Робототехника: инженерные кадры России». И как следствие - разработана новая модель организации обучения и воспитания школьников. Уроки технологии в 5-8 классах, углубленное изучение отдельных предметов в 10-11 классах, кружки «Робототехника», «IT - технологии», «Видеостудия», а также профориентационная работа стали связующим звеном в решении задач технологической направленности.
Первым проектом, реализованным в рамках реализации модели технологического обучения, явился проект «Многофункциональный фильтр для воды». Увлеченные конструированием и исследовательской деятельностью дети совместно с учителями технологии, химии, физики, информатики и иностранного языка (учителя выполняли роль консультантов) подготовили конкурсную работу для участия в краевом роботехническом фестивале Робофест-ЮГ. Вместе с победой (2 место) мы получили не только уверенность в правильности выбора школой подхода, но и надежного партнера в лице «Центра детского и юношеского технического творчества».
Для развития личности учащегося необходима организация различных форм деятельности учащихся, основанная на использовании современных технологий и интеграции предметов. Фестиваль робототехники «Робофест» имеет именно такой формат, где учащиеся не только соревнуются, но и проходят обучение, знакомятся с новыми технологиями и возможностями.
Условием индивидуализации обучения являются различные направления внеурочной деятельности. Кружок робототехники, где учащиеся с использованием конструктора лего и роботов NXT и EV3 реализуют различные идеи и проводят опыты. Помимо робототехники в школе действует кружок – видеостудия. На кружке каждой группе учащихся предлагают снять видеоролик на определенное произведение из литературы, но при этом провести параллель между временем описанном в произведении и проблемами современности. В каждой группе ребят имеются свои декораторы, гримеры, модельеры, артисты, сценаристы. То есть присутствует профориентационная имитация профессии. На внеурочных занятиях по IT-технологиям наши ребята учатся 3D проектированию, работе в программе «Blender», учатся программировать и автоматизировать процесс обработки информации.
Регулярно в школе проходят круглые столы, где собираются учителя предметники и учащиеся для обсуждения вопросов связанных с проектами. Учащиеся делятся проблемами, связанными с конкретными вопросами в индивидуальных разработках, а учителя помогают решить вопрос оптимальным способом. Главная цель такой организации обучения – взаимодействие учащихся с учителями на другом уровне в более доверительной атмосфере, где ребята должны понять, что «лишних» знаний не бывает. Ведь невозможно построить модель блокчейна, добычи нефти, не проконсультировавшись с учителями химии, физики, информатики. Невозможно провести экономические расчеты замены инновационными трубами водоснабжения отдаленных поселков без учителя экономики и математики. Создать действующую модель геотермальной станции без учителя географии и технологии. Часто в эту работу включаются родители, используя свои собственные профессиональные знания для консультационной помощи учащимся.
Огромную роль в обучении играет формирование отношений учащихся внутри команд. Командная работа заключается в взаимном обмене информации, обмене опытом. Учащиеся, добившиеся положительных результатов являются мощным стимулом для дальнейшей работы ребят более младшего возраста. Развитие данной модели позволит школе:
• учителям эффективно осваивать федеральные государственные образовательные стандарты общего образования,
• формировать информационную культуру участников образовательного процесса,
• родителям полнее участвовать в жизни школы,
• создать условия для образования детей с ОВЗ, то есть предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, воспитание и обучение, социальную адаптацию.
Список литературы:
1. В.К. Глухих: Авторская статья "О проблемах инженерных кадров и путях ихрешения". МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС Промышленников и Предпринимателей [Электронный ресурс]. Дата обновления: 12.01.2019. (http://www.ic-ie.com/face/v-k-gluhih-avtorskaya-statya-o-problemah-inzhenernyh-kadrov-i-putyah-ih-resheniya/
2. «Начала инженерного образования в школе» A.C. Читаное, A.C. Грачев Вестник Красноярского Государственного Педагогического Университета имени А.П. Астафьева (https://cyberleninka.ru/article/n/nachala-inzhenernogo-obrazovaniya-v-shkole)