НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Струкова Е.С. Проект «Музеи в моем городе Москве

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12) https://f.almanah.su/12.pdf

Вид проекта: исследовательский, информационный, творческий
Срок реализации проекта: октябрь 2018
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цель проекта: расширение у старших дошкольников представление о родном городе средствами музейной педагогики.
Задачи:
1. Знакомить с историей своего города, его достопримечательностями;
2. Формирование «образа музея» как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно- исторического значения;
3. Приобщение ребенка к миру искусства через социокультурную среду музея;
4. Организация предметно-пространственной среды- выставка, мини-музея.
5. Воспитывать любовь к родному городу, уважение и бережное отношение к традициям предков.
Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс
Материалы и оборудование: методическая литература, публикации, передовой педагогический опыт, дидактические пособия, компьютер, мультимедиа.
Актуальность проекта:
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Небольшую трудность вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Музейная педагогика помогает приобщать детей к социальному миру, к прошлому и настоящему своей культуры, воспитывать любовь к малой и большой Родине, знакомить с символикой города и государства; вести ребенка в мир искусства, развивать его художественную культуру. Музей – это обучающая и развивающая среда, которая дает самый существенный результат в героико-патриотическом воспитании дошкольников, в воспитании будущего гражданина.
Этапы проекта:
1-й этап: подготовительный
• разработка этапов проектной деятельности;
• создание предметно-развивающей среды (Мини-музея «История моего города»);
• разработка примерных конспектов совместных мероприятий и экскурсий;
• разработка дидактических игр;
•составление информаций, консультаций, тематических родительских собраний;
• выставки детских работ;
2-й этап: основной - «Деятельность педагогов, детей и родителей»
1. Перспективный план работы с детьми по проекту «Музеи в моем городе Москве»
1. Беседа «Самые знаменитые музеи мира»,
Цель: Познакомить детей с знаменитыми музеями мира.
2. Беседа «Что такое музей»,
Цель: Подготовка детей к восприятию мира музея
3. Беседа «Музейные профессии».
Цель: - показать музей как сложный механизм; от того, как отлажена его работа, зависит сохранность произведений искусства.
4. Презентация «Прогулка по Третьяковской галерее»
ООД
1. ООД по развитию речи «Музеи Москвы»
Конспект ООД в старшей группе
Цель. Познакомить детей с музеями города Москвы. Дать представление о назначении музеев.
2. «Какие бывают музеи», просмотр презентаций.
3. Чтение загадок и стихов про музеи.
4. Дидактические игры «Все работы хороши» (знакомство с работниками музея), «Узнай по описанию».
5. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсовод», «Реставратор»
6. Рисование «Что я видел в музее»
Цель: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, через реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
«Мой любимый музей»
Цель: продолжать знакомить с архитектурой; учить изображать архитектурные сооружения родного города с помощью изобразительных материалов; формировать умение работать гуашевыми красками; воспитывать любовь к родному городу.
7. Фотовыставки на тему «Как мы ходили в музей», «Туристические прогулки по городу».
8. НОД «Виртуальная экскурсия по музеям города Москвы».
9. Просмотр презентаций «Музеи мира»,
10. КВН «Знатоки музеев нашего города»
11. Прослушивание музыкальных произведений о городе Москве.
2. Работа с родителями
1. Консультация для родителей ДОУ «Приобщение детей к музею»
2. Памятка для родителей «Посещение музея с детьми - правила поведения»
3. Папка передвижка «Музеи города Москвы»
Предлагаемые мероприятия интегрируют основные направления нравственного, патриотического и умственного развития.
Кроме совместных мероприятий дети с родителями занимаются исследовательской деятельностью:
1. Изучают историю города
2. Знакомятся с достопримечательностями
3. Проводят туристические прогулки по городу
4. Составляют информацию о достопримечательностях
5. Составляют иллюстрированные рассказы о музеях города и профессиях людей работающие в музеях и т. д.
3-ий этап заключительный
1. КВН «Знатоки Москвы».
2. Папка-передвижка «Музеи города Москвы».
3. Мини-музеи «Мой родной край», «Музей часов», «Коллекции».
4. Итоговая непосредственно образовательная деятельность «Виртуальная экскурсия по музеям города Москвы».
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Обогащенные и систематизированные знания о нашем городе, его истории, культурной жизни города, достопримечательностях, расширенные представления о музеях, направленных на сохранение культуры и истории города, отражение впечатлений в продуктивных видах деятельности, творческая реализация.
Для родителей:
Повышенная компетентность родителей по данной теме, избрание родителями нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских взаимоотношений, самореализация.
Для педагога:
Повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Список литературы
1. Рыжова Н.А. и другие Мини-музей в детском саду / Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2088. 256с.
2. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед. – СПб. ООО издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. -432 с.
3. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарий мероприятий / авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
4. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005годы» / Под ред. А.А. Остапца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2004. 176 с. (развитие и воспитание дошкольников)

2018