Вид проекта: исследовательский, информационный, творческий Срок реализации проекта: октябрь 2018 Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Цель проекта: расширение у старших дошкольников представление о родном городе средствами музейной педагогики. Задачи: 1. Знакомить с историей своего города, его достопримечательностями; 2. Формирование «образа музея» как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно- исторического значения; 3. Приобщение ребенка к миру искусства через социокультурную среду музея; 4. Организация предметно-пространственной среды- выставка, мини-музея. 5. Воспитывать любовь к родному городу, уважение и бережное отношение к традициям предков. Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс Материалы и оборудование: методическая литература, публикации, передовой педагогический опыт, дидактические пособия, компьютер, мультимедиа. Актуальность проекта: Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране. Небольшую трудность вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Музейная педагогика помогает приобщать детей к социальному миру, к прошлому и настоящему своей культуры, воспитывать любовь к малой и большой Родине, знакомить с символикой города и государства; вести ребенка в мир искусства, развивать его художественную культуру. Музей – это обучающая и развивающая среда, которая дает самый существенный результат в героико-патриотическом воспитании дошкольников, в воспитании будущего гражданина. Этапы проекта: 1-й этап: подготовительный • разработка этапов проектной деятельности; • создание предметно-развивающей среды (Мини-музея «История моего города»); • разработка примерных конспектов совместных мероприятий и экскурсий; • разработка дидактических игр; •составление информаций, консультаций, тематических родительских собраний; • выставки детских работ; 2-й этап: основной - «Деятельность педагогов, детей и родителей» 1. Перспективный план работы с детьми по проекту «Музеи в моем городе Москве» 1. Беседа «Самые знаменитые музеи мира», Цель: Познакомить детей с знаменитыми музеями мира. 2. Беседа «Что такое музей», Цель: Подготовка детей к восприятию мира музея 3. Беседа «Музейные профессии». Цель: - показать музей как сложный механизм; от того, как отлажена его работа, зависит сохранность произведений искусства. 4. Презентация «Прогулка по Третьяковской галерее» ООД 1. ООД по развитию речи «Музеи Москвы» Конспект ООД в старшей группе Цель. Познакомить детей с музеями города Москвы. Дать представление о назначении музеев. 2. «Какие бывают музеи», просмотр презентаций. 3. Чтение загадок и стихов про музеи. 4. Дидактические игры «Все работы хороши» (знакомство с работниками музея), «Узнай по описанию». 5. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсовод», «Реставратор» 6. Рисование «Что я видел в музее» Цель: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, через реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. «Мой любимый музей» Цель: продолжать знакомить с архитектурой; учить изображать архитектурные сооружения родного города с помощью изобразительных материалов; формировать умение работать гуашевыми красками; воспитывать любовь к родному городу. 7. Фотовыставки на тему «Как мы ходили в музей», «Туристические прогулки по городу». 8. НОД «Виртуальная экскурсия по музеям города Москвы». 9. Просмотр презентаций «Музеи мира», 10. КВН «Знатоки музеев нашего города» 11. Прослушивание музыкальных произведений о городе Москве. 2. Работа с родителями 1. Консультация для родителей ДОУ «Приобщение детей к музею» 2. Памятка для родителей «Посещение музея с детьми - правила поведения» 3. Папка передвижка «Музеи города Москвы» Предлагаемые мероприятия интегрируют основные направления нравственного, патриотического и умственного развития. Кроме совместных мероприятий дети с родителями занимаются исследовательской деятельностью: 1. Изучают историю города 2. Знакомятся с достопримечательностями 3. Проводят туристические прогулки по городу 4. Составляют информацию о достопримечательностях 5. Составляют иллюстрированные рассказы о музеях города и профессиях людей работающие в музеях и т. д. 3-ий этап заключительный 1. КВН «Знатоки Москвы». 2. Папка-передвижка «Музеи города Москвы». 3. Мини-музеи «Мой родной край», «Музей часов», «Коллекции». 4. Итоговая непосредственно образовательная деятельность «Виртуальная экскурсия по музеям города Москвы». Ожидаемые результаты: Для детей: Обогащенные и систематизированные знания о нашем городе, его истории, культурной жизни города, достопримечательностях, расширенные представления о музеях, направленных на сохранение культуры и истории города, отражение впечатлений в продуктивных видах деятельности, творческая реализация. Для родителей: Повышенная компетентность родителей по данной теме, избрание родителями нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских взаимоотношений, самореализация. Для педагога: Повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация. Список литературы 1. Рыжова Н.А. и другие Мини-музей в детском саду / Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2088. 256с. 2. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед. – СПб. ООО издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. -432 с. 3. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарий мероприятий / авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с. 4. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005годы» / Под ред. А.А. Остапца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2004. 176 с. (развитие и воспитание дошкольников)