Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Руденко Е.А. Система классных часов с использованием технологии рефлексивного воспитания Н.П. Капустина

Библиографическое описание:
Руденко Е.А. Система классных часов с использованием технологии рефлексивного воспитания Н.П. Капустина // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.

Одной из приоритетных задач школы является духовно- нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся.

Проблема об щения и взаимодействия с миром, людьми и самим собой одна из важнейших задач современности. Чем раньше начат процесс формирования и развития сознательной саморегуляции учащегося, тем скорее происходит осозна ние личностью своих возможностей, способствуют свободному разви тию детской лич ности в процессе общения.

Постоянные социальные перемены в обществе заставляют по-новому взглянуть на национальные и общечеловеческие ценности как факторы стабильности и согласия между народами. Перед школой встает задача соединения в современной образовательной практике лучших образцов народной педагогики с общероссийским и мировым опытом воспитания детей.

Развитие личности, ее социализация протекают в определенном культурном пространстве. Это пространство - своего рода аккумулятор социально-этнического опыта, как исторического, передаваемого от поколения к поколению в виде легенд, мифов, сказаний, преданий и т. д., так и современного, формирующегося под влиянием родной культуры, интеграционных, миграционных процессов в России и мире.

Многими учеными и психологами доказано, что в поведении ребенка мно гое зависит от его сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, формируемых и развиваемых самим учащимся в процессе воспитания.

Я хочу поделиться опытом работы по использованию технологии рефлексивного воспитания, разработанной Н.П. Капустиным

Технология рефлексивного воспитания Н.П. Капустина рассчитана на формирование и развитие индивидуального сознания или коррекцию, то есть сознательную волю, сознательную саморегуляцию человека.

К основным формам воспитательной деятельности относится классное собрание и классный час.

В связи с этим мною была взята циклограмма классных часов на месяц, предложенная Н.П. Капустиным

Проработав некоторое время по данной циклограмме, я решила ее усовершенствовать и разработала циклограмму классных часов на четверть

Таблица 1

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

6 неделя

7 неделя

8 неделя

Организационный классный час

Классное собрание по планированию

Ситуационный классный час

Тематический классный час

Ситуационный классный час

Тематический классный час

Классное собрание

по подведению итогов и анализу жизнедеятельности

Классное собрание по подведению

итогов учебы

На классных часах и классных собраниях используется общая структура развивающего метода, но различаются технологии и методики их проведения. Собрания проводятся по технологии и методике коллективного воспитания. Ситуационные классные часы по технологии и методике индивидуального рефлексивного воспитания. Тематические классные часы по специальным сценариям.

Классное собрание – это демократическая форма организации коллективной жизни класса. Основное отличие от других форм состоит в том, что на собрании дети сами вырабатывают и принимают решения. Выделяются 2 вида собраний:

· по планированию и организации жизнедеятельности класса;

· по подведению итогов и анализу жизнедеятельности класса.

Классные собрания по планированию проводятся на второй неделе каждой учебной четверти. Технология коллективного планирования позволяет включить каждого ребенка (в составе его группы) в определение перспектив жизни класса.

Коллективное планирование может быть «развернутым». В этом случае оно включает такие методы и приемы, как «предварительная разведка дел», «анкета желаний», «дерево идей», конкурс на лучшее предложение к плану и т.д. Благодаря этим приемам ребята учатся вглядываться в жизнь, искать полезные для других и интересные им самим дела.

Коллективное планирование помогает каждому ученику с интересом включиться в общественно полезную работу. Способствует формированию в процессе работы следующих компетенций: умение сотрудничать и работать в группе, принимать коллективное решение, улаживать разногласия и конфликты, уметь договариваться, нести ответственность, уметь организовать свою работу. Бездумному исполнительству здесь противостоит осмысленное, убежденно выполняемое каждым ребенком действие. Ведь именно это формирует активную позицию личности.

- Еще одно важное звено коллективной организаторской деятельности – классное собрание по подведению и анализу итогов жизнедеятельности. Это собрание проводится с учетом возрастных особенностей детей.

Горячо, заинтересованно обсуждают ребята свой опыт и опыт своих товарищей. А это очень важно – научиться размышлять, отыскивать причины успеха и неудачи, справедливо оценивать себя и своих товарищей. В ходе собраний у учащихся формируются такие компетенции, как умение извлекать пользу из опыта, критически относиться к тому или иному аспекту событий, занимать позицию в дискуссиях и отстаивать собственное мнение, уметь находить новые решения.

Наряду с рассмотренными классными собраниями следует в системе проводить классные часы.

Классный час – это форма развития (расширения) сознания или коррекции поведения ребенка через влияние на его сознание содержанием, формами, методами и технологиями. Выделяются тематические и ситуационные классные часы.

Тематические классные часы отвечают в большей мере потребностям духовного роста ребенка и его природного самовыражения, его интересам. К тематическим классным часам заранее готовятся сами учащиеся, и сами его проводят в виде «круглого стола», устного журнала, викторины, игры, праздника и других формах. (Подготовка тематического классного часа не должна по времени превышать 2-х недель. В случае длительной подготовки дети эмоционально перегорают в ожидании радости).

Мною разработана тематика тематических классных часов по теме ««Мы разные, но мы вместе».

Таблица 2

Тематические классные часы

Если с другом вышел в путь

Обычаи и традиции народов мира

Мы дети твои, дорогая Земля

Россия – многонациональное государство

Тот дом хорош, где хороши его обитатели

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть

Что такое толерантность?

Я горжусь своей фамилией

Мой дом, моя семья

Люди, без которых мне одиноко

Страна, в которой мне хотелось бы жить

Закон –для всех един

Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила.

Основы нравственности

Памятные даты моей семьи

Традиции в моем доме

Кто мы, живущие в России?

С чего начинается дружба людей разных национальностей?

Все друг другу мы важны

В течение четверти в классе проходит не менее 2-х ситуационных классных часов. На одном ситуационном классном часе происходит обсуждение различных ситуаций, возникающих в классе. Именно ситуация выступает всякий раз проблематично. В ней скрыта мотивация – пестрый ансамбль побуждений. Одна из них центральная, другие находятся во взаимосвязи. Мотивация придает ситуации ценность, становится критерием социальной значимости ее. А второй способствует формированию мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.

Учитель на ситуационном классном часе помогает ребенку осознать себя «как и кто я», «как сам», ту самость, которая выражает себя в системе поступков и существует для окружающих как система поведения. В том случае, если ученик поступил недостойно, то и здесь сохраняется позиция по отношению к нему, как некоторой самости: он способен исправить сам свои ошибки и сам найти выход, сам сделать вывод и самостоятельно принять решение.

Именно такая оценка, в первую очередь, нужна самому ребенку, живущему в обществе, входящему в его культуру, постигающему культурные движения в сфере социальных отношений. Этот шаг педагога помогает детям увидеть объективное значение поведения, неразрывную связь с окружающими, влияние его действий на самочувствие круга людей.

Для успешности проведения ситуационных классных часов очень важно создать в классе атмосферу дружеской расположенности, атмосферу, раскрепощающую душу ребенка и позволяющую ему свободно проявлять свое собственное «я», не опасаясь посягательств на личную индивидуальность ни со стороны других ребят, ни со стороны учителя.

Обмен мнениями между учащимися осуществляется полнее и эмоционально окрашивается ярче, когда собеседники видят в своем партнере то лучшее, что у него есть и, прикасаясь к этому лучшему, становятся добрее сами.

Используемая мной технология ситуационного классного часа позволяет ребятам анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться, на собственном опыте разрабатывать стратегию поведения в будущем.

Структура ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:

- Цель (определяется по теме ситуации);

- Информация о событиях за прошедшую неделю;

- Информация по теме ситуации.

Информация (может быть различного вида: рассказ, результаты анкетирования, тест, диагностика, обсуждение эпиграфа, цитаты);

- Выявление «Я – позиции», причины «Я - позиции» (обсуждение ситуации по кругу)

Учащимся задают вопросы, на которые они отвечают по кругу (2-3 вопроса). Вопросы актуальны, значимы, они касаются той ситуации, которую будем обсуждать. При ответах передается так называемый "талисман" – цветок, игрушка, ручка. На вопросы отвечает каждый учащийся;

- Сравнение «Я – позиции» с общественно значимой нормой (работа в группах).

Задания для работы в группе даются разные: разбор ситуации, рассказа, сказки; инсценированные ситуации по теме классного часа; выработка правил, рекомендаций, утверждений;

- Дискуссия (каждая группа высказывает свою точку зрения на поставленные вопросы. При ответах учащиеся не перебивают, выслушивают друг друга, смело высказывают свою точку зрения);

- Рефлексия (на этом этапе очень важно учителю помнить о том, что нельзя задавать вопрос "Какой вывод сделали?". Лучше задать вопросы вида: "Как вы считаете, было ли полезным наше сегодняшнее обсуждение и почему?" Можно предложить выбрать учащимся жетон (или другой символ), который определяет значимость классного часа. Например:

1. Показать (наклеить на доску) круг с выбранным цветом:

4 красный цвет – услышанное актуально и значимо для меня;

4 желтый цвет – услышанное на классном часе впервые заставило задуматься;

4 зеленый цвет – я еще молод и меня эти проблемы не касаются.

2. На доске записать высказывания по теме классного часа. Выбрать для себя значимое и подойти к нему, обозначить его определенными символами (кружочками, треугольниками и т.д.)

3. Составление "древа пожеланий", праздничной елки из веток пожеланий, цветка из лепестков напутствий, шкала, определяющая местонахождение каждого и т.д.

- Свободный выбор (включает различные формы напутствия, пожелания классного руководителя).

Это технологические компоненты (Информация, выявление «Я – позиции», причины «Я - позиции», сравнение «Я – позиции» с общественно значимой нормой, дискуссия, рефлексия, свободный выбор) непосредственно ситуационного классного часа, а затем следуют два компонента, лежащие как бы за его пределами: мотивация (побуждение ученика к позитивному поведению) и реальный результат (изменение поведения у учащегося после классного часа).

Система проведения ситуационных классных часов позволяет формировать и развивать общественное сознание ребенка, которое помогает ему выстраивать свое поведение в социальной среде на основе норм, принимаемых нашим обществом как позитивные ценности. У ребят формируются нравственные отношения, коммуникативные умения, навыки культурного поведения, готовность к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют выработке способов действия.

Мною разработан цикл ситуационных классных часов по теме ««Мы разные, но мы вместе»

Таблица 3

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Ситуационные классные часы

Дом, который построим мы

Школа – мой дом

Я - дома, я - в школе, я - среди друзей

Оставь свой … след

Прочувствуй вкус слова «доброта»

Мы такие разные, как нам дружить?

Друг – это тот, кто…

Расскажи мне про меня

Азбука вежливости, или Этикет на каждый день

Я и другие

Спешите делать добро

Учитесь властвовать собой

Учимся быть терпимыми

Жить в мире с собой и другими

Что такое милосердие

Равенство прав людей от рождения



Такие классные часы дают возможность выбора поведения каждому ученику в результате собственной работы над собой, принятия собственных решений об ответственности, об осмыслении собственных неудач и ошибок. Основное назначение ситуационного классного часа – формирование и развитие индивидуального сознания и его коррекция.

Система проводимых классных часов способствует формированию важнейших коммуникативных и социальных компетенций учащихся. Использование данной технологии при проведении ситуационных классных часов позволяет улучшить межличностные отношения и уровень воспитанности учащихся, что подтверждается результатами.

Уровень воспитанности учащихся моего класса составляет (оценка по 5-ти бальной системе)

Таблица 4

Критерии

2 класс

3 класс

4 класс

Эрудиция

3,5

3,8

4

Отношение к школе

4

4,3

4,7

Прилежание

3,5

4

4,2

Отношение к природе

4

4,6

4,8

Эстетический вкус

3,8

4,2

4,4

Отношение к себе

3,7

4,3

4,5

Войти в сферу общения детей, понять положение каждого в ней, научиться корректировать отношения между людьми - важнейшая функция моей воспитательной работы. Это видно из анализа межличностных отношений (оценка по 5-ти бальной системе)

Таблица 5

Критерии

2 класс

3 класс

4 класс

Дела в классе

4,2

4,5

4,7

Дела в школе

4

4,1

4,2

Отношение «ученик-ученик»

3,9

4,2

4,8

Отношения «ученик – классный руководитель»

4,2

4,5

4,9

Класс – дружный коллектив

4,1

4,3

4,9

Отношения «ученик – учитель»

4

4,1

4,5

Отношение к школе

4

4,3

4,7

Технология рефлексивного воспитания позволяет развивать сознание и мышление ребенка на основе норм, позитивно воспринимаемых обществом. Воспроизводство нравственности, толерантности, культуры общественной и индивидуальной жизни человека проходит через развитие сознания, мышления и речи, что достигается с помощью указанных технологий.

Библиографический список

1. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учебное пособие, М. Академия,1999.

2. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под ред. Л.И. Новиковой. М.: АПК и ПРО, 2003.

3. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2002.

4. Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – № 2.
2023