Библиографическое описание:
Руденко Е.А. Система классных часов с использованием технологии рефлексивного воспитания Н.П. Капустина // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.
Одной из приоритетных задач школы является духовно- нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся.
Проблема об щения и взаимодействия с миром, людьми и самим собой одна из важнейших задач современности. Чем раньше начат процесс формирования и развития сознательной саморегуляции учащегося, тем скорее происходит осозна ние личностью своих возможностей, способствуют свободному разви тию детской лич ности в процессе общения.
Постоянные социальные перемены в обществе заставляют по-новому взглянуть на национальные и общечеловеческие ценности как факторы стабильности и согласия между народами. Перед школой встает задача соединения в современной образовательной практике лучших образцов народной педагогики с общероссийским и мировым опытом воспитания детей.
Развитие личности, ее социализация протекают в определенном культурном пространстве. Это пространство - своего рода аккумулятор социально-этнического опыта, как исторического, передаваемого от поколения к поколению в виде легенд, мифов, сказаний, преданий и т. д., так и современного, формирующегося под влиянием родной культуры, интеграционных, миграционных процессов в России и мире.
Многими учеными и психологами доказано, что в поведении ребенка мно гое зависит от его сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, формируемых и развиваемых самим учащимся в процессе воспитания.
Я хочу поделиться опытом работы по использованию технологии рефлексивного воспитания, разработанной Н.П. Капустиным
Технология рефлексивного воспитания Н.П. Капустина рассчитана на формирование и развитие индивидуального сознания или коррекцию, то есть сознательную волю, сознательную саморегуляцию человека.
К основным формам воспитательной деятельности относится классное собрание и классный час.
В связи с этим мною была взята циклограмма классных часов на месяц, предложенная Н.П. Капустиным
Проработав некоторое время по данной циклограмме, я решила ее усовершенствовать и разработала циклограмму классных часов на четверть
Таблица 1
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
Организационный классный час
Классное собрание по планированию
Ситуационный классный час
Тематический классный час
Ситуационный классный час
Тематический классный час
Классное собрание
по подведению итогов и анализу жизнедеятельности
Классное собрание по подведению
итогов учебы
На классных часах и классных собраниях используется общая структура развивающего метода, но различаются технологии и методики их проведения. Собрания проводятся по технологии и методике коллективного воспитания. Ситуационные классные часы по технологии и методике индивидуального рефлексивного воспитания. Тематические классные часы по специальным сценариям.
Классное собрание – это демократическая форма организации коллективной жизни класса. Основное отличие от других форм состоит в том, что на собрании дети сами вырабатывают и принимают решения. Выделяются 2 вида собраний:
· по планированию и организации жизнедеятельности класса;
· по подведению итогов и анализу жизнедеятельности класса.
Классные собрания по планированию проводятся на второй неделе каждой учебной четверти. Технология коллективного планирования позволяет включить каждого ребенка (в составе его группы) в определение перспектив жизни класса.
Коллективное планирование может быть «развернутым». В этом случае оно включает такие методы и приемы, как «предварительная разведка дел», «анкета желаний», «дерево идей», конкурс на лучшее предложение к плану и т.д. Благодаря этим приемам ребята учатся вглядываться в жизнь, искать полезные для других и интересные им самим дела.
Коллективное планирование помогает каждому ученику с интересом включиться в общественно полезную работу. Способствует формированию в процессе работы следующих компетенций: умение сотрудничать и работать в группе, принимать коллективное решение, улаживать разногласия и конфликты, уметь договариваться, нести ответственность, уметь организовать свою работу. Бездумному исполнительству здесь противостоит осмысленное, убежденно выполняемое каждым ребенком действие. Ведь именно это формирует активную позицию личности.
- Еще одно важное звено коллективной организаторской деятельности – классное собрание по подведению и анализу итогов жизнедеятельности. Это собрание проводится с учетом возрастных особенностей детей.
Горячо, заинтересованно обсуждают ребята свой опыт и опыт своих товарищей. А это очень важно – научиться размышлять, отыскивать причины успеха и неудачи, справедливо оценивать себя и своих товарищей. В ходе собраний у учащихся формируются такие компетенции, как умение извлекать пользу из опыта, критически относиться к тому или иному аспекту событий, занимать позицию в дискуссиях и отстаивать собственное мнение, уметь находить новые решения.
Наряду с рассмотренными классными собраниями следует в системе проводить классные часы.
Классный час – это форма развития (расширения) сознания или коррекции поведения ребенка через влияние на его сознание содержанием, формами, методами и технологиями. Выделяются тематические и ситуационные классные часы.
Тематические классные часы отвечают в большей мере потребностям духовного роста ребенка и его природного самовыражения, его интересам. К тематическим классным часам заранее готовятся сами учащиеся, и сами его проводят в виде «круглого стола», устного журнала, викторины, игры, праздника и других формах. (Подготовка тематического классного часа не должна по времени превышать 2-х недель. В случае длительной подготовки дети эмоционально перегорают в ожидании радости).
Мною разработана тематика тематических классных часов по теме ««Мы разные, но мы вместе».
Таблица 2
Тематические классные часы
Если с другом вышел в путь
Обычаи и традиции народов мира
Мы дети твои, дорогая Земля
Россия – многонациональное государство
Тот дом хорош, где хороши его обитатели
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть
Что такое толерантность?
Я горжусь своей фамилией
Мой дом, моя семья
Люди, без которых мне одиноко
Страна, в которой мне хотелось бы жить
Закон –для всех един
Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила.
Основы нравственности
Памятные даты моей семьи
Традиции в моем доме
Кто мы, живущие в России?
С чего начинается дружба людей разных национальностей?
Все друг другу мы важны
В течение четверти в классе проходит не менее 2-х ситуационных классных часов. На одном ситуационном классном часе происходит обсуждение различных ситуаций, возникающих в классе. Именно ситуация выступает всякий раз проблематично. В ней скрыта мотивация – пестрый ансамбль побуждений. Одна из них центральная, другие находятся во взаимосвязи. Мотивация придает ситуации ценность, становится критерием социальной значимости ее. А второй способствует формированию мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.
Учитель на ситуационном классном часе помогает ребенку осознать себя «как и кто я», «как сам», ту самость, которая выражает себя в системе поступков и существует для окружающих как система поведения. В том случае, если ученик поступил недостойно, то и здесь сохраняется позиция по отношению к нему, как некоторой самости: он способен исправить сам свои ошибки и сам найти выход, сам сделать вывод и самостоятельно принять решение.
Именно такая оценка, в первую очередь, нужна самому ребенку, живущему в обществе, входящему в его культуру, постигающему культурные движения в сфере социальных отношений. Этот шаг педагога помогает детям увидеть объективное значение поведения, неразрывную связь с окружающими, влияние его действий на самочувствие круга людей.
Для успешности проведения ситуационных классных часов очень важно создать в классе атмосферу дружеской расположенности, атмосферу, раскрепощающую душу ребенка и позволяющую ему свободно проявлять свое собственное «я», не опасаясь посягательств на личную индивидуальность ни со стороны других ребят, ни со стороны учителя.
Обмен мнениями между учащимися осуществляется полнее и эмоционально окрашивается ярче, когда собеседники видят в своем партнере то лучшее, что у него есть и, прикасаясь к этому лучшему, становятся добрее сами.
Используемая мной технология ситуационного классного часа позволяет ребятам анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться, на собственном опыте разрабатывать стратегию поведения в будущем.
Структура ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:
- Цель (определяется по теме ситуации);
- Информация о событиях за прошедшую неделю;
- Информация по теме ситуации.
Информация (может быть различного вида: рассказ, результаты анкетирования, тест, диагностика, обсуждение эпиграфа, цитаты);
- Выявление «Я – позиции», причины «Я - позиции» (обсуждение ситуации по кругу)
Учащимся задают вопросы, на которые они отвечают по кругу (2-3 вопроса). Вопросы актуальны, значимы, они касаются той ситуации, которую будем обсуждать. При ответах передается так называемый "талисман" – цветок, игрушка, ручка. На вопросы отвечает каждый учащийся;
- Сравнение «Я – позиции» с общественно значимой нормой (работа в группах).
Задания для работы в группе даются разные: разбор ситуации, рассказа, сказки; инсценированные ситуации по теме классного часа; выработка правил, рекомендаций, утверждений;
- Дискуссия (каждая группа высказывает свою точку зрения на поставленные вопросы. При ответах учащиеся не перебивают, выслушивают друг друга, смело высказывают свою точку зрения);
- Рефлексия (на этом этапе очень важно учителю помнить о том, что нельзя задавать вопрос "Какой вывод сделали?". Лучше задать вопросы вида: "Как вы считаете, было ли полезным наше сегодняшнее обсуждение и почему?" Можно предложить выбрать учащимся жетон (или другой символ), который определяет значимость классного часа. Например:
1. Показать (наклеить на доску) круг с выбранным цветом:
4 красный цвет – услышанное актуально и значимо для меня;
4 желтый цвет – услышанное на классном часе впервые заставило задуматься;
4 зеленый цвет – я еще молод и меня эти проблемы не касаются.
2. На доске записать высказывания по теме классного часа. Выбрать для себя значимое и подойти к нему, обозначить его определенными символами (кружочками, треугольниками и т.д.)
3. Составление "древа пожеланий", праздничной елки из веток пожеланий, цветка из лепестков напутствий, шкала, определяющая местонахождение каждого и т.д.
- Свободный выбор (включает различные формы напутствия, пожелания классного руководителя).
Это технологические компоненты (Информация, выявление «Я – позиции», причины «Я - позиции», сравнение «Я – позиции» с общественно значимой нормой, дискуссия, рефлексия, свободный выбор) непосредственно ситуационного классного часа, а затем следуют два компонента, лежащие как бы за его пределами: мотивация (побуждение ученика к позитивному поведению) и реальный результат (изменение поведения у учащегося после классного часа).
Система проведения ситуационных классных часов позволяет формировать и развивать общественное сознание ребенка, которое помогает ему выстраивать свое поведение в социальной среде на основе норм, принимаемых нашим обществом как позитивные ценности. У ребят формируются нравственные отношения, коммуникативные умения, навыки культурного поведения, готовность к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют выработке способов действия.
Мною разработан цикл ситуационных классных часов по теме ««Мы разные, но мы вместе»
Таблица 3
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Ситуационные классные часы
Дом, который построим мы
Школа – мой дом
Я - дома, я - в школе, я - среди друзей
Оставь свой … след
Прочувствуй вкус слова «доброта»
Мы такие разные, как нам дружить?
Друг – это тот, кто…
Расскажи мне про меня
Азбука вежливости, или Этикет на каждый день
Я и другие
Спешите делать добро
Учитесь властвовать собой
Учимся быть терпимыми
Жить в мире с собой и другими
Что такое милосердие
Равенство прав людей от рождения
Такие классные часы дают возможность выбора поведения каждому ученику в результате собственной работы над собой, принятия собственных решений об ответственности, об осмыслении собственных неудач и ошибок. Основное назначение ситуационного классного часа – формирование и развитие индивидуального сознания и его коррекция.
Система проводимых классных часов способствует формированию важнейших коммуникативных и социальных компетенций учащихся. Использование данной технологии при проведении ситуационных классных часов позволяет улучшить межличностные отношения и уровень воспитанности учащихся, что подтверждается результатами.
Уровень воспитанности учащихся моего класса составляет (оценка по 5-ти бальной системе)
Таблица 4
Критерии
2 класс
3 класс
4 класс
Эрудиция
3,5
3,8
4
Отношение к школе
4
4,3
4,7
Прилежание
3,5
4
4,2
Отношение к природе
4
4,6
4,8
Эстетический вкус
3,8
4,2
4,4
Отношение к себе
3,7
4,3
4,5
Войти в сферу общения детей, понять положение каждого в ней, научиться корректировать отношения между людьми - важнейшая функция моей воспитательной работы. Это видно из анализа межличностных отношений (оценка по 5-ти бальной системе)
Таблица 5
Критерии
2 класс
3 класс
4 класс
Дела в классе
4,2
4,5
4,7
Дела в школе
4
4,1
4,2
Отношение «ученик-ученик»
3,9
4,2
4,8
Отношения «ученик – классный руководитель»
4,2
4,5
4,9
Класс – дружный коллектив
4,1
4,3
4,9
Отношения «ученик – учитель»
4
4,1
4,5
Отношение к школе
4
4,3
4,7
Технология рефлексивного воспитания позволяет развивать сознание и мышление ребенка на основе норм, позитивно воспринимаемых обществом. Воспроизводство нравственности, толерантности, культуры общественной и индивидуальной жизни человека проходит через развитие сознания, мышления и речи, что достигается с помощью указанных технологий.
Библиографический список
1. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учебное пособие, М. Академия,1999.
2. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под ред. Л.И. Новиковой. М.: АПК и ПРО, 2003.
3. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2002.
4. Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – № 2.
Руденко Е.А. Система классных часов с использованием технологии рефлексивного воспитания Н.П. Капустина // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.
Одной из приоритетных задач школы является духовно- нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся.
Проблема об щения и взаимодействия с миром, людьми и самим собой одна из важнейших задач современности. Чем раньше начат процесс формирования и развития сознательной саморегуляции учащегося, тем скорее происходит осозна ние личностью своих возможностей, способствуют свободному разви тию детской лич ности в процессе общения.
Постоянные социальные перемены в обществе заставляют по-новому взглянуть на национальные и общечеловеческие ценности как факторы стабильности и согласия между народами. Перед школой встает задача соединения в современной образовательной практике лучших образцов народной педагогики с общероссийским и мировым опытом воспитания детей.
Развитие личности, ее социализация протекают в определенном культурном пространстве. Это пространство - своего рода аккумулятор социально-этнического опыта, как исторического, передаваемого от поколения к поколению в виде легенд, мифов, сказаний, преданий и т. д., так и современного, формирующегося под влиянием родной культуры, интеграционных, миграционных процессов в России и мире.
Многими учеными и психологами доказано, что в поведении ребенка мно гое зависит от его сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, формируемых и развиваемых самим учащимся в процессе воспитания.
Я хочу поделиться опытом работы по использованию технологии рефлексивного воспитания, разработанной Н.П. Капустиным
Технология рефлексивного воспитания Н.П. Капустина рассчитана на формирование и развитие индивидуального сознания или коррекцию, то есть сознательную волю, сознательную саморегуляцию человека.
К основным формам воспитательной деятельности относится классное собрание и классный час.
В связи с этим мною была взята циклограмма классных часов на месяц, предложенная Н.П. Капустиным
Проработав некоторое время по данной циклограмме, я решила ее усовершенствовать и разработала циклограмму классных часов на четверть
Таблица 1
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
Организационный классный час
Классное собрание по планированию
Ситуационный классный час
Тематический классный час
Ситуационный классный час
Тематический классный час
Классное собрание
по подведению итогов и анализу жизнедеятельности
Классное собрание по подведению
итогов учебы
На классных часах и классных собраниях используется общая структура развивающего метода, но различаются технологии и методики их проведения. Собрания проводятся по технологии и методике коллективного воспитания. Ситуационные классные часы по технологии и методике индивидуального рефлексивного воспитания. Тематические классные часы по специальным сценариям.
Классное собрание – это демократическая форма организации коллективной жизни класса. Основное отличие от других форм состоит в том, что на собрании дети сами вырабатывают и принимают решения. Выделяются 2 вида собраний:
· по планированию и организации жизнедеятельности класса;
· по подведению итогов и анализу жизнедеятельности класса.
Классные собрания по планированию проводятся на второй неделе каждой учебной четверти. Технология коллективного планирования позволяет включить каждого ребенка (в составе его группы) в определение перспектив жизни класса.
Коллективное планирование может быть «развернутым». В этом случае оно включает такие методы и приемы, как «предварительная разведка дел», «анкета желаний», «дерево идей», конкурс на лучшее предложение к плану и т.д. Благодаря этим приемам ребята учатся вглядываться в жизнь, искать полезные для других и интересные им самим дела.
Коллективное планирование помогает каждому ученику с интересом включиться в общественно полезную работу. Способствует формированию в процессе работы следующих компетенций: умение сотрудничать и работать в группе, принимать коллективное решение, улаживать разногласия и конфликты, уметь договариваться, нести ответственность, уметь организовать свою работу. Бездумному исполнительству здесь противостоит осмысленное, убежденно выполняемое каждым ребенком действие. Ведь именно это формирует активную позицию личности.
- Еще одно важное звено коллективной организаторской деятельности – классное собрание по подведению и анализу итогов жизнедеятельности. Это собрание проводится с учетом возрастных особенностей детей.
Горячо, заинтересованно обсуждают ребята свой опыт и опыт своих товарищей. А это очень важно – научиться размышлять, отыскивать причины успеха и неудачи, справедливо оценивать себя и своих товарищей. В ходе собраний у учащихся формируются такие компетенции, как умение извлекать пользу из опыта, критически относиться к тому или иному аспекту событий, занимать позицию в дискуссиях и отстаивать собственное мнение, уметь находить новые решения.
Наряду с рассмотренными классными собраниями следует в системе проводить классные часы.
Классный час – это форма развития (расширения) сознания или коррекции поведения ребенка через влияние на его сознание содержанием, формами, методами и технологиями. Выделяются тематические и ситуационные классные часы.
Тематические классные часы отвечают в большей мере потребностям духовного роста ребенка и его природного самовыражения, его интересам. К тематическим классным часам заранее готовятся сами учащиеся, и сами его проводят в виде «круглого стола», устного журнала, викторины, игры, праздника и других формах. (Подготовка тематического классного часа не должна по времени превышать 2-х недель. В случае длительной подготовки дети эмоционально перегорают в ожидании радости).
Мною разработана тематика тематических классных часов по теме ««Мы разные, но мы вместе».
Таблица 2
Тематические классные часы
Если с другом вышел в путь
Обычаи и традиции народов мира
Мы дети твои, дорогая Земля
Россия – многонациональное государство
Тот дом хорош, где хороши его обитатели
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть
Что такое толерантность?
Я горжусь своей фамилией
Мой дом, моя семья
Люди, без которых мне одиноко
Страна, в которой мне хотелось бы жить
Закон –для всех един
Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила.
Основы нравственности
Памятные даты моей семьи
Традиции в моем доме
Кто мы, живущие в России?
С чего начинается дружба людей разных национальностей?
Все друг другу мы важны
В течение четверти в классе проходит не менее 2-х ситуационных классных часов. На одном ситуационном классном часе происходит обсуждение различных ситуаций, возникающих в классе. Именно ситуация выступает всякий раз проблематично. В ней скрыта мотивация – пестрый ансамбль побуждений. Одна из них центральная, другие находятся во взаимосвязи. Мотивация придает ситуации ценность, становится критерием социальной значимости ее. А второй способствует формированию мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.
Учитель на ситуационном классном часе помогает ребенку осознать себя «как и кто я», «как сам», ту самость, которая выражает себя в системе поступков и существует для окружающих как система поведения. В том случае, если ученик поступил недостойно, то и здесь сохраняется позиция по отношению к нему, как некоторой самости: он способен исправить сам свои ошибки и сам найти выход, сам сделать вывод и самостоятельно принять решение.
Именно такая оценка, в первую очередь, нужна самому ребенку, живущему в обществе, входящему в его культуру, постигающему культурные движения в сфере социальных отношений. Этот шаг педагога помогает детям увидеть объективное значение поведения, неразрывную связь с окружающими, влияние его действий на самочувствие круга людей.
Для успешности проведения ситуационных классных часов очень важно создать в классе атмосферу дружеской расположенности, атмосферу, раскрепощающую душу ребенка и позволяющую ему свободно проявлять свое собственное «я», не опасаясь посягательств на личную индивидуальность ни со стороны других ребят, ни со стороны учителя.
Обмен мнениями между учащимися осуществляется полнее и эмоционально окрашивается ярче, когда собеседники видят в своем партнере то лучшее, что у него есть и, прикасаясь к этому лучшему, становятся добрее сами.
Используемая мной технология ситуационного классного часа позволяет ребятам анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться, на собственном опыте разрабатывать стратегию поведения в будущем.
Структура ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:
- Цель (определяется по теме ситуации);
- Информация о событиях за прошедшую неделю;
- Информация по теме ситуации.
Информация (может быть различного вида: рассказ, результаты анкетирования, тест, диагностика, обсуждение эпиграфа, цитаты);
- Выявление «Я – позиции», причины «Я - позиции» (обсуждение ситуации по кругу)
Учащимся задают вопросы, на которые они отвечают по кругу (2-3 вопроса). Вопросы актуальны, значимы, они касаются той ситуации, которую будем обсуждать. При ответах передается так называемый "талисман" – цветок, игрушка, ручка. На вопросы отвечает каждый учащийся;
- Сравнение «Я – позиции» с общественно значимой нормой (работа в группах).
Задания для работы в группе даются разные: разбор ситуации, рассказа, сказки; инсценированные ситуации по теме классного часа; выработка правил, рекомендаций, утверждений;
- Дискуссия (каждая группа высказывает свою точку зрения на поставленные вопросы. При ответах учащиеся не перебивают, выслушивают друг друга, смело высказывают свою точку зрения);
- Рефлексия (на этом этапе очень важно учителю помнить о том, что нельзя задавать вопрос "Какой вывод сделали?". Лучше задать вопросы вида: "Как вы считаете, было ли полезным наше сегодняшнее обсуждение и почему?" Можно предложить выбрать учащимся жетон (или другой символ), который определяет значимость классного часа. Например:
1. Показать (наклеить на доску) круг с выбранным цветом:
4 красный цвет – услышанное актуально и значимо для меня;
4 желтый цвет – услышанное на классном часе впервые заставило задуматься;
4 зеленый цвет – я еще молод и меня эти проблемы не касаются.
2. На доске записать высказывания по теме классного часа. Выбрать для себя значимое и подойти к нему, обозначить его определенными символами (кружочками, треугольниками и т.д.)
3. Составление "древа пожеланий", праздничной елки из веток пожеланий, цветка из лепестков напутствий, шкала, определяющая местонахождение каждого и т.д.
- Свободный выбор (включает различные формы напутствия, пожелания классного руководителя).
Это технологические компоненты (Информация, выявление «Я – позиции», причины «Я - позиции», сравнение «Я – позиции» с общественно значимой нормой, дискуссия, рефлексия, свободный выбор) непосредственно ситуационного классного часа, а затем следуют два компонента, лежащие как бы за его пределами: мотивация (побуждение ученика к позитивному поведению) и реальный результат (изменение поведения у учащегося после классного часа).
Система проведения ситуационных классных часов позволяет формировать и развивать общественное сознание ребенка, которое помогает ему выстраивать свое поведение в социальной среде на основе норм, принимаемых нашим обществом как позитивные ценности. У ребят формируются нравственные отношения, коммуникативные умения, навыки культурного поведения, готовность к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют выработке способов действия.
Мною разработан цикл ситуационных классных часов по теме ««Мы разные, но мы вместе»
Таблица 3
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Ситуационные классные часы
Дом, который построим мы
Школа – мой дом
Я - дома, я - в школе, я - среди друзей
Оставь свой … след
Прочувствуй вкус слова «доброта»
Мы такие разные, как нам дружить?
Друг – это тот, кто…
Расскажи мне про меня
Азбука вежливости, или Этикет на каждый день
Я и другие
Спешите делать добро
Учитесь властвовать собой
Учимся быть терпимыми
Жить в мире с собой и другими
Что такое милосердие
Равенство прав людей от рождения
Такие классные часы дают возможность выбора поведения каждому ученику в результате собственной работы над собой, принятия собственных решений об ответственности, об осмыслении собственных неудач и ошибок. Основное назначение ситуационного классного часа – формирование и развитие индивидуального сознания и его коррекция.
Система проводимых классных часов способствует формированию важнейших коммуникативных и социальных компетенций учащихся. Использование данной технологии при проведении ситуационных классных часов позволяет улучшить межличностные отношения и уровень воспитанности учащихся, что подтверждается результатами.
Уровень воспитанности учащихся моего класса составляет (оценка по 5-ти бальной системе)
Таблица 4
Критерии
2 класс
3 класс
4 класс
Эрудиция
3,5
3,8
4
Отношение к школе
4
4,3
4,7
Прилежание
3,5
4
4,2
Отношение к природе
4
4,6
4,8
Эстетический вкус
3,8
4,2
4,4
Отношение к себе
3,7
4,3
4,5
Войти в сферу общения детей, понять положение каждого в ней, научиться корректировать отношения между людьми - важнейшая функция моей воспитательной работы. Это видно из анализа межличностных отношений (оценка по 5-ти бальной системе)
Таблица 5
Критерии
2 класс
3 класс
4 класс
Дела в классе
4,2
4,5
4,7
Дела в школе
4
4,1
4,2
Отношение «ученик-ученик»
3,9
4,2
4,8
Отношения «ученик – классный руководитель»
4,2
4,5
4,9
Класс – дружный коллектив
4,1
4,3
4,9
Отношения «ученик – учитель»
4
4,1
4,5
Отношение к школе
4
4,3
4,7
Технология рефлексивного воспитания позволяет развивать сознание и мышление ребенка на основе норм, позитивно воспринимаемых обществом. Воспроизводство нравственности, толерантности, культуры общественной и индивидуальной жизни человека проходит через развитие сознания, мышления и речи, что достигается с помощью указанных технологий.
Библиографический список
1. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учебное пособие, М. Академия,1999.
2. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под ред. Л.И. Новиковой. М.: АПК и ПРО, 2003.
3. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2002.
4. Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – № 2.