Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Погосян М.Ш. Организация адаптации в первом классе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, трудней и длительней проходит период адаптации, приспособление к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья.

Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе.

Такие первоклассники ведут себя в школе, как говорится по-детски, учатся очень нервозно. Важно место в этом случаи занимает характер взаимоотношений ребёнка и взрослого, овладение детьми содержанием требований взрослых посредством словесных инструкций, знаковых средств (Л. С. Выготский). Социально психическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Для того чтоб адаптироваться, необходимо проявить специальные усилия.

Отношение со средой, к которой надо приспособиться, здесь иные. Здесь не только среда воздействует на человека, но он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребёнку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам. Первоначальный этап пребывания к школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребёнка к новым условиям. Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности.

В исследовании Г. М. Чуткиной выявлено 3 уровня адаптации детей к школе. Что характерно для представителей каждого их них?

Высокий уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебным материалом усваивает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указание, объяснение учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, и посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполнят домашние задания почти всегда, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации.Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение дисциплины, объясняемый учителем материал, удваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интерес; к урокам готовится не регулярно, ему необходим постоянный контроль. Какие же факторы социальной микросреды играют позитивную роль в адаптации ребёнка к школе? Как видимо в числе наиболее благоприятных факторов адекватное самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников.

Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребёнка в школе, по данным того же исследования, имеет следующую нисходящую последовательности: неправильные методы воспитания в семье, функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворительность в общении со взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников; низкий уровень образования матери, отца, отрицательный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса, неполная семья.

В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Специалисты выделяют три основных этапа физиологической адаптации ребёнка.

Первый этап - это ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм ребёнка и вся его система отвечают бурной реакцией. Эта физиологическая буря длится две, три недели. На этом этапе ребёнок «работает» на пределе своих возможностей, поэтому первые учебы у первоклассников отмечается снижение веса, нарушение сна, головные боли, повышается заболеваемость.

Второй этап адаптации - неустойчивое приспособление, когда организм ребёнка ищет и уже использует некоторые оптимальные варианты реакций на новые воздействия.

Третий этап адаптации - период относительно устойчивого приспособления, когда организм ученика находит такие варианты реагировании на школьную нагрузку (умственную, физическую), которые позволяют избежать чрезмерного напряжения. Продолжительность всех трёх фаз адаптации- пять-шесть недель, наиболее напряжённые- первые четыре недели в школе. В этот период дети быстро устают, снижены функции внимания и памяти. Поэтому в учебном плане в первой четверти предусмотрено меньше количество уроков и меньшая интенсивность учебных занятий, чем в другое время. Исследование показывают, что число детей не готовых к обучению в школе (3% детей). При этом девочки развиваются быстрее. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учёбе достаточно хороших результатов, но даётся ему это более дорогой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе.

Как показывает практика, те или иные трудности в процессе школьного обучения возникают у всех первоклассников. Несмотря на внешнее сходство, у разных учеников затруднение в учёбе могут иметь различные причины и определяются индивидуальными особенностями развития и готовности к школьному обучению. Так, например, причинами «невнимательности» на уроке могут быть: плохое самочувствие, отсутствие интереса к учёбе. Причинами плохого письма «могут быть», недостаточное развитие мелкой моторики пишущей руки; несформированность графического навыка.

Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективно только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребёнка и учитывают специфику его стартовой готовности к обучению в школе. Только в этом случае педагог и родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником.

Литература.

1) Возрастная психология (учебное пособие для студентов) / Под редакцией В.А.Романенко, Н.П.Ничипоренко – Калуга, 2006

2) Выготский Л.С. Собрание сочинений/Выготский Л.С.. М.; 1984 г.

3) Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. М., 1988 г.

4) Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В., Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопр. Психологии: науч. журн. – 1998. – № 6.

5) Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. Избранные псих. труды, М., 1987 г.
2022