Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Конради И.Ю. Особенности профориентации старшеклассников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Выбор профессии — социально важная задача для каждого человека. Это выбор не только того или иного вида трудовой деятельности, но и соответствующего жизненного пути, своего места в жизни общества, своего образа жизни. Этот выбор требует размышлений о социальной среде и о себе, порождает определенные сомнения и противоречия, и, нередко, осуществляется на фоне недостаточных знаний и жизненного опыта выпускников. Не все молодые люди после окончания учебы готовы к возложенной на них ответственности: самостоятельному принятию решения. Поэтому пополняют ряды безработных те, кто так и не сделал свой выбор или переоценил свои возможности, не смог найти применения своим способностям, не продумал запасные варианты. Прежде чем вступить во взрослую жизнь, молодежи следует решить основные вопросы:
1) где и как завершить образование;
2) кем и где работать.
Процесс принятия решений и приобретения опыта, касающегося образования и работы, является очень важным этапом в жизни человека, влияющим на всю его дальнейшую жизнь. Это доказывает актуальность нашего исследования.
Школа — это главная сфера деятельности наряду с домом, работой, общественной средой; это основная социальная среда, в которой происходит развитие личности. Главное предназначение школы — обеспечить молодым людям возможность уверенно перейти от юношества ко взрослой жизни, от учебы к профессиональной деятельности. Формирование готовности к выбору профессии достигается в ходе целенаправленного воздействия на личность. Для правильного выбора профессии важно не только определить способности, мотивы, индивидуальные черты характера, а в первую очередь — профессиональную направленность личности. Этой цели служит система профориентации, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях. Подготовка молодого человека к труду немыслима без подготовки его к сознательному выбору будущей профессии. Разумеется, важную роль в решении этой проблемы играет деятельность социального педагога и педагога-психолога (они являются представителями социально-педагогической и психологической службы (СППС) учебного заведения), ибо без интегративного взаимодействия невозможно рассчитывать на успех в деле обучения и воспитания.
В сферу профессиональных обязанностей социальных педагогов входит работа с детьми, подростками, молодежью и их родителями, взрослыми в семейно-бытовой среде, с подростковыми и молодежными группами, объединениями. Одной из основных функций социального педагога является профориентационная функция, которая предполагает его участие в работе, связанной с развитием у учащихся профессионально значимых качеств, выработкой рекомендаций по их переводу на более высокую ступень обучения, целесообразности обучения и повышения профессионального уровня.
На основании вышеперечисленных функций формируются основные направления деятельности социального педагога в рамках профориентации:
1. Работа с учащимися (осуществляется на протяжении всего процесса обучения). При всем обилии методов работы социального педагога по профессиональному самоопределению, основным является профессиональная консультация.
Основной целью профконсультации можно считать формирование профплана личности и составление прогноза стратегий деятельности человека по достижению желаемой цели с учетом индивидуально-психологических его характеристик, особенностей жизненной ситуации, профессиональных интересов, склонностей, состояния его здоровья.
Профессиональная консультация – научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, а также потребностей общества.
Профессиональная консультация имеет своей целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Она проводится в следующих формах:
• справочная консультация, в ходе которой учащимся сообщается о каналах трудоустройства, требованиях о приеме на работу и учебу, системе оплаты труда, перспективах профессионального роста;
• диагностическая консультация, направленная на изучение личности учащегося, его интересов, склонностей, особенностей с целью выявления их соответствия избираемой или близкой к ней профессии;
• формирующая консультация, имеющая целью руководство выбором учащимися профессии, коррекцию этого выбора, она рассчитана на длительный период времени, предполагает систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения;
• медицинская профконсультация, направленная на выявление состояния здоровья школьника, его психологических свойств в отношении к избираемой профессии, его переориентацию (если необходимо) на другую или близкую к избираемой области деятельность, которая будет больше соответствовать его психофизиологическим данным.
В проведении профессиональной консультации выделяют два этапа – первичная профконсультация и углубленная профконсультация.
Первичная профконсультация – это форма индивидуальной консультации, проводимой с группой, в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и склонностях. Результатом профконсультации является формирование профплана оптанта, повышение степени осознанности и ответственности выбора.
Углубленная индивидуальная профконсультация основывается на глубоком всестороннем изучении человека: его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, уровня и структуры внимания, типа мышления, умелости рук и координации движений, особенностей характера. При этом учитывается мнение учителей и родителей, успешность обучения и особенности референтной группы. Обобщение этих данных дает возможность воздействовать на учащихся не только с целью профориентации, но и развития личности в целом.
Социальный педагог задает вопросы, систематизирует ответы, анализирует их, дает советы и полностью несет ответственность за их последствия. Результаты диагностики должны помочь школьнику объективно оценить себя и найти наиболее эффективные способы самосовершенствования.
Специалист дает только общие советы, не влияя напрямую на выбор профессии, если для этого нет медицинских или прочих оснований. В одних случаях необходимо оказать помощь в самооценке, в других – требуется углубление работы по формированию профессиональной направленности к уже сделанному выбору или его изменению (в связи с выявлением каких-либо психофизических качеств). В последнем случае желательно, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез со склонностями и способностями учащихся.
Общая классификация методов профессиональной консультации выглядит следующим образом:
• информационно-справочные методы;
• диагностические;
• методы морально-эмоциональной поддержки клиента;
• методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития клиента.
Владение этими методами обеспечивает не только эффективность профессионального самоопределения клиента, но и способствует осознанию смысла выполняемой работы.
Охарактеризуем подробнее группы методов профессиональной консультации.
Владение социального педагога перечисленными выше методами во многом определяет эффективность профессионального самоопределения.
Активизирующими в некотором смысле можно считать почти все методы. И лекцию можно провести так, что слушатели будут активизированы. Но иногда и «беспроигрышные» методы могут проводиться неумело и скучно. Это зависит и от специалиста, и от позиции клиента. Однако есть методы, которые несут более высокий активизирующий потенциал. Таких методик немного, поэтому практики заимствуют многое из психотерапии, клинической и социальной психологии, из астрологии и даже мистики.
Формы работы с учащимися:
• Индивидуальные и групповые консультации по вопросам профессионального самоопределения;
• Профессиографические уроки;
• Беседы, классные часы по профориентационной тематике;
• Встречи с представителями профессий;
• Конкурсы мастерства;
• Экскурсии на предприятия и в учебные заведения;
• Привлечение учащихся к участию в олимпиадах, конференциях;
• Вовлечение учащихся в работу кабинета профориентации, оформлению стендов, плакатов и т. д.
2. Работа с родителями. Содержание сотрудничества социального педагога и родителей включает два основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей и вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Психолого-педагогическое просвещение родителей в рамках профориентации предполагает организацию следующих форм работы с семьей:
• родительские собрания, лектории, конференции;
• тематические беседы по вопросам профориентационной работы с детьми;
• информационно-справочные консультации.
Традиционно сложившейся формой работы социального педагога с родителями являются родительские собрания.
Примерная тематика родительских собраний:
• «Роль семьи в профессиональном самоопределении учащихся»,
• «Система профессионального образования в РФ»,
• «Пути получения профессий»,
• «Ошибки выбора профессии»,
• «Учет состояния здоровья при выборе профессии»,
• «Рынок труда и его требования к профессиональному образованию».
Родители могут оказывать помощь в организации и проведении различных профориентационных мероприятий (совместных дней творчества детей и их родителей, профессиографических уроков, экскурсий и т.д.) Их можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся [24:44].
Таким образом, можно сделать вывод, что роль социального педагога при профессиональном самоопределении старшеклассников огромна. Для того, чтобы учащийся смог определиться в профессии необходима слаженная работа всего педагогического коллектива и родителей. Социальный педагог должен быть знаком не только с разносторонней информацией о различных профессиях, но и владеть разнообразными методами, чтобы эту информацию донести до старшеклассников и их родителей.
Изучив различные подходы к понятию профессионального самоопределения, особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности, профессиональное самоопределение старшеклассников, выделив факторы, влияющие на выбор профессии, можно сделать следующие выводы:
1. Профессиональное самоопределение – это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение личности оказывают влияние социальные условия и межличностные отношения в коллективе. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, её активности, ответственности за своё становление.
2. Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации.
3. Профессиональное самоопределение охватывает не только юношеский возраст, когда непосредственно уже происходит окончательный выбор профессии, но и предшествующие ему периоды. Так на этапе дошкольного детства характерны сюжетно ролевые игры, имеющие профессионально ориентированный характер. Происходят первоначальные трудовые пробы, которые развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знание детей о труде взрослых. На этапе младшего школьного возраста, учебная деятельность, получение новых знаний, развитие воображения, развитие мыслительных процессов, способствуют получению дополнительной информации о профессиональном труде. На этапе подросткового возраста появляются профессионально окрашенные фантазии, формирование оценочных категорий, в том числе нравственных в отношении той или иной профессиональной деятельности. На этапе юношеского возраста происходит реальный выбор профессии на основе знания своих возможностей, склонностей, способностей, а так же состоянии рынка труда. На выбор профессии могут оказать влияние ряд факторов выделенных Е.А. Климовым такие как: позиция родителей, позиция товарищей, позиция учителей, личные профессиональные планы, способности, уровень притязаний, информированность и склонности.
4. Не исключён и неправильный выбор в таком случае многие переживают неудовлетворённость и разочарование в сделанном выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт. У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора.
5. На правильность профессионального самоопределения оказывает влияние самопознание и самооценка. Если они ошибочны, происходит неправильное самоопределение. К сожалению, адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.
6. Эффективность профориентационной работы социального педагога с учащимися определяется многими факторами, в том числе уровнем его информированности, владением различными методами подачи информации, активизации процесса профессионального самоопределения. А также планомерностью и целенаправленностью работы по профориентации всего педагогического коллектива образовательного учреждения.

Библиографический список

1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. - М.: Академия, 2003. – 372 с.
2. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха // Научные мысли. – 2005. - №4. – С.14-16.
3. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Речь, 2003. – 467 с.
4. Журкина, А.Я. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах. Книга для учителя / А.Я. Журкина, С.Н. Чистякова. – Кемерово: КГУ, 2006. – 183 с.
5. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект, 2003.- 235с.
6. Ильина, Н. В. Кем быть? Каким быть? Как помочь подростку выбрать "свою жизнь"? / Н.В. Ильина // Библиотека. - 2009. - №2. - С.57-59.
7. Истратова, О.Н. Справочник психолога средней школы: документация школьного психолога, психологические особенности подросткового возраста, диагностика психического развития, проблемы профессиональной направленности старшеклассников, психологическое просвещение школьников / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 511 с.
8. Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Просвещение, 2004. – 375 с.
9. Картавых, М. В. Использование метода игры в работе по оказанию помощи несовершеннолетним в выборе профессии / М.В. Картавых // Работник социальной службы. – 2010. -№8. – С.76-79.
10. Климов, Е.А. Как выбрать профессию: Книга для учащихся старших классов средней школы. – 4-е изд.. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.
11. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2007. – 287 с.
12. Копорулина, В.Н. Психологический словарь / В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 640 с.
13. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности. – М.: Смысл, 2003. – 275 с.
14. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - СПб: Речь, 2010. - 256 с.
15. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб, Речь,1997. -227с.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. – 342с.
17. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 2006. – 352 с.
18. Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М.: Сфера, 2005. - 128 с.
19. Петрова, З.А. Что я умею и кем хочу стать... / З.А. Петрова // Беспризорник. - 2009. - №1. - С.51-59.
20. Пряжников, Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. - М.: МГППУ, АНО «Центр «Развивающее образование», 2003. - 86 с.
21. Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии или путеводитель выпускникам. - М.: Генезис, 2005. - 144 с.
22. Резапкина, Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М.: Генезис, 2010. – 204 с.
23. Фалунина, Е.В. Основы профориентологии: Сборник психодиагностических методик. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 200 с.
24. Черникова, Т.В. Профориентация старшеклассников: сборник учеб.-метод. материалов. – Волгоград: Учитель, 2009. – 120 с.
inga.konradi@mail.ru, 89082174476
2018