НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бешимова Л.И. Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Цель занятия: способствовать оздоровлению детей.
Задачи:
Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.
Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Тип занятия: фронтальная
Форма занятия: фронтальная
Продолжительность: 5 минут каждое упражнение.
Участники: Дети дошкольного возраста
Возраст обучающихся: от двух до семи лет
Оборудование и материалы: музыкальный проигрыватель.
Методы и приемы работы с детьми: наглядно - словесные.
Ход занятия.
Для ребёнка вся жизнь протекает в игре. В игре он учится, в процессе игры мы его воспитываем и развиваем.
Что же это такое - Физкультминутки для дошкольников? Это время для веселья, стихов и движения. Чтобы детишки хорошо росли и развивались, им просто необходимы такие чудесные подвижные физкультурные минутки
Яблоня в моем саду Гнется низко на ветру. Наклонилась вправо, влево – Покачаться захотела. Ветки вниз и вверх качнула И вперед их протянула. А как стихнет ветерок, Моя яблонька заснет.
Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.). Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин. Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния. Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова. Важно, учитывать индивидуальные особенности нервной системы каждого ребенка. Легко возбудимому ребёнку необходимо предлагать спокойные упражнения в среднем темпе, для заторможенного малыша пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему. Снять напряжение, активизировать внимание детей Позволяют различного рода физкультминутки на каждом занятии. Можно выделить следующие виды физкультминуток: • Упражнения для снятия общего и локального утомления; • Упражнения для кистей рук; • Гимнастика для глаз; • Упражнения, корректирующие осанку; • Дыхательная гимнастика. • Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки.
1. Упражнения для снятия общего или локального утомления На реке живет енот, Чешет лапкой он живот. Своим хвостиком виляет, Кверху лапки поднимает. Шустро он по кочкам скачет И запас под корень прячет. Он среди воды живет, Добродушный наш енот Для того, чтобы снять излишнее статическое напряжение, во время физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей). Неуклюжий шел пингвин Посреди холодных льдин. И по ледяной дорожке Прыгал он на правой ножке. А теперь подскок на левой – И присел, согнув колени. Встал, присел – И пять прыжков: Очень климат уж суров!
2. Упражнения для кистей рук Так проворны наши руки – Нет им времени для скуки. Руки вверх, вперед, назад – С ними можно полетать При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка - дошкольника еще недостаточно развиты.
3. Гимнастика для глаз Тихо в воздухе кружит. Он все ниже, ниже, ниже, Все к земле он ближе, ближе. Только дунет ветерок – Лист поднимется с дорог. Будет дуть осенний ветер, Будет лист кружить на свете Офтальмолог В. Ф. Базарнов рекомендует специальный комплекс из пяти простейших упражнений: «Физкультминутка для глаз». Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.
4. Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении. Я с утра сегодня встал, С полки шар воздушный взял. Начал дуть я и смотреть – Стал мой шарик вдруг толстеть. Я все дую – шар все толще, Дую – толще, дую – толще. Вдруг услышал я хлопок – Лопнул шарик, мой дружок 1.Чудо – ветер. Дети делают вдох и дуют на ленточку, пушок и т. д.. Дует, дует ветерок, Полетит сейчас пушок. 2.Ныряние. задержка дыхания.
5. Использование музыки и танца для физкультминуток С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Танцы полезны, потому что: укрепляют сердечно-сосудистую систему, • поддерживают мышцы в тонусе, развивают дыхательную систему. Танцевальные движения делают тело легким, подвижным, выносливым, значительно улучшится координация движений и равновесие. Введение в структуру занятий физкультминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

Библиографический список

1.       Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2.       Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2015.
3.       Сапранов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Академия, 2014.
4.       Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2006.
5.       Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. – М.: Академия, 2008.
6.       Тен Е.Е. Основы медицинских знаний. – М.: Академия, 2009.
7.       Физическое воспитание и развитие дошкольников. / Под ред. СО. Филипповой. – М.: Академия, 2010.
2019