НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Завьялова О. В. Развитие математических представлений у детей 3‑4 лет через дидактические игры

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (35) https://f.almanah.su/35.pdf


В данной статье представлен опыт работы по теме: «Развитие математических представлений у детей 3-4 лет через дидактические игры».
Формирование начальных математических представлений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путём внедрения эффективных методов и разнообразных форм обучения математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр и упражнений с математическим содержанием.
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, и других. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра — неотъемлемая часть человеческой культуры.
С точки зрения, А.Н. Леонтьева и В.А. Сухомлинского «Игра в дошкольном возрасте – это деятельность, способная обогатить познавательный опыт ребенка, развить его умственные способности».
Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко предлагают развивать и закреплять математические представления в разных видах деятельности.
Н.А. Виноградова отметила, что, исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры и настольно-печатные игры.
Исходя из всего выше сказанного, была поставлена цель: развитие математических представлений у детей 3-4 лет с использованием дидактических игр.
Для решения этой цели необходимо решить ряд задач:
1. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду дидактическими играми по формированию элементарных математических представлений.
2. Разработать перспективный план по развитию математических представлений дошкольников через использование дидактических игр по ФЭМП.
3. Повысить компетентность родителей в вопросах организации дидактических игр по ФЭМП через использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников.
Работа проводилась в три этапа.
На первом подготовительном этапе были проведены ряд мероприятий. Наряду с изучением научно-методической литературы, анализировались результаты педагогической диагностики воспитанников с целью выявления сформированности математических представлений у детей 3-4 лет.
Вместе с этим проводилось анкетирование родителей с целью выявления их заинтересованности в этом вопросе, который показал, что игрушек у детей в семье достаточно, но покупаются они без учета их возраста и интересов, в основном это дорогие мягкие игрушки, куклы, машины. Родители мало играют с детьми, не предлагают им сюжетных игр, не становятся инициаторами игры.
Для планомерной организации образовательной работы с использованием дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников составлен перспективный план.
На втором практическом этапе работа строилась в следующих направлениях:
В первую очередь занялись обогащением центра познавательного развития, наполнив его дидактическими играми математического содержания.
Проанализировав наличие дидактических игр в группе поставили задачу разработать ряд авторских игр и дидактических пособий (лэпбуков). Более подробно остановимся на содержании лэпбуков, наполненных заданиями, играми для детей младшего дошкольного возраста по 4 направлениям, которые на основе перспективного плана использовали в образовательной деятельности.
При подборе дидактических игр учитывали следующие условия: игровой материал должен быть доступен и эмоционально привлекателен для детей. При этом содержание несложного и в то время занимательного математического материала определялось с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития.
Были изготовлены картотеки дидактических игр, дидактические пособия – лэпбуки, разработаны методические рекомендации к ним.
Игры на определение величины и восприятие цвета
Игры подбирали в соответствии с программными требованиями при этом учитывали возможности, участие детей в играх и интерес к ним. До игр с более трудным математическим содержанием использовали игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой к их проведению.
Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника.
Сначала побуждаем детей выделять и называть разные параметры размеров (длину, ширину, высоту) на основе сравнения на глаз резко контрастных по величине предметов, например, играя в дидактическую игру «Величина предметов». Затем формируем умение сравнивать способом наложения и приложения предметы, незначительно различающиеся и равные по величине. Так, в игре ««Подбери домик для мишки», ребенку предлагаем каждому медвежонку подобрать свой дом в соответствии с его размером.
Игры на количество и счет
Представления о количестве и счете начинаем с формирования дочисловых количественных отношений: равенство-неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Например, в игре «Много- мало -один» ребенок выделяет один предмет и группу предметов, овладевает терминами «один», «много», «мало».
После того, как дети научились составлять группу предметов из отдельных предметов и вычленять один предмет из нее, переходим к установлению равенства между двумя группами предметов. В лэпбуке есть задания, которые необходимо выполнить, используя приемы наложения или приложения, например, аппликация «Учимся считать».
Ребенок начинает понимать математические отношения больше, меньше, поровну. Только после этого обучаем его счету в пределах 5, способствуем формированию представления о числах. На закрепление цифр использую игры лэпбука, например, в дидактической игре «Рыбалка» ребенок должен «выловить» рыбку, назвать цифру на ней. Найти ведерко, на котором написана соответствующая цифра и положить рыбку в ведерко.
Игры с геометрическими фигурами
Форма, так же, как и величина, является важным свойством окружающих предметов. Геометрические фигуры – это эталоны, пользуясь которыми он определяет форму предметов. Детей 3-4 лет побуждали сначала различать геометрические фигуры, а потом уже называть их. А различать, значит находить среди других. Например, используя игру «Спрячь от дождика», показывая круг, предлагаем дать такой же. Дети выбирают круг и показывают его педагогу. Затем необходимо осязательно- двигательное обследование формы: обведение контура данной фигуры. Только после этого называли: «Это круг». Затем побуждали детей различать фигуры по цвету и по величине. Ту же методику использовали и при знакомстве с другими фигурами.
Закрепляя представления детей о геометрических фигурах, используем различные игры: «Подбери заплатку к одеже», «Собери фигуру» и др.
Игры на ориентирование в пространстве и во времени
Не менее существенна пространственная ориентировка. Младший дошкольник ориентируется на основе так называемой чувственной системы отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Поэтому предлагали побуждать детей различать левую и правую руки, направления от себя: вверху, внизу; впереди, позади. Например, выполняя задания дидактической игры «Налево, направо», ребенок выполняет ряд заданий, таких, как: «Найти все машинки, которые едут направо (налево) и выбрать картинки, на которых солнышко светит справа (слева)». Это позволяет малышу научиться правильно ориентироваться в пространстве.
Наиболее сложно для детей понятие времени. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность младших дошкольников, деятельность взрослых в различные части суток. Например, в дидактической игре «Составь картинку», ребенок, составляя картинку, отвечает на вопросы: Когда это бывает? Когда это делают дети?
Большую роль в формировании математических представлений играют настольно-печатные игры. Данный вид игр отвечает особенностям наглядно-действенного мышления детей. В процессе игры дошкольники могут усваивать и закреплять знания в практических действиях не с реальными предметами, а с их изображениями на картинках (парные картинки, лото, домино и т.д.). В процессе решаются разнообразные задачи таких игр: закрепляются представления о предметах, их форме, цвете, обобщении предметов, составляются целое из частей.
Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Такие игры как лото, домино. В лото ребёнок к картинке на большой карте подбирает тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна, используется в соответствии с тематическим планом. В образовательной деятельности домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очерёдности хода. Тематика домино также разнообразна.
Игровые приемы используются и при организации режимных моментах.
Одеваясь на прогулку, дети выясняют чья туфелька больше, прикладывая подошвы друг к другу; определяют, много ли ребят пришло в куртках, в пальто; сравнивают шарфы; определяют, у кого шарф длиннее, а у кого короче.
На прогулке обращаем внимание детей на толстые и тонкие стволы деревьев. Дети, обхватив их руками, могут определить, какие из них толще. Предлагаем детям сложить из веточек треугольник (круг, квадрат), а затем подумать и сказать, что может быть такой формы (например, косынка, горка, дорожный знак и т. д.). На прогулке спрашиваем у детей, какое сейчас время суток, интересуясь, чем ребёнок будет заниматься утром, днём, вечером.
Знакомство детей с миром элементарной математики происходит и во время ролевых игр, для каждой из которых подбираются необходимые атрибуты. Дети самостоятельно создают атрибуты к играм. Например, «Поездка на транспорте».
Дети трансформируют окружающую среду для своих игр. И вот уже стулья превратились в автобус (поезд, троллейбус и т. д.) Формированию математических понятий в таких играх помогут «билеты» с изображением геометрических фигур разных цветов, обозначающих места в транспорте.
Для игровой ситуации «На приеме у окулиста» изготовили таблицу для проверки зрения с геометрическими фигурами разной величины.
А если объединить математику с подвижной игрой? Это возможно! К тому же, это весело и полезно!
Подвижные игры с «математической начинкой» используются не только на занятиях по математике, но и на физкультуре, и во время прогулки.
Движение важно всем детям, и если одни могут спокойно сидеть и собирать мозаику в течение 15-30 минут, то другим трудно сосредоточить внимание на одном занятии в течении длительного времени. Поэтому, планируя математические игры для дошкольников не могли обойти стороной такой важный их вид, как подвижные. Подвижные игры с математическим содержанием позволяют освоить ряд математических представлений. Например, в игре «Будь внимателен», детям предлагаем, прыгая из обруча в обруч, остановиться и присесть в обруче определенного цвета (девочки – в красном, мальчики – в синем).
Добиться эффективного результата в развитии ребенка, возникновения у него потребностей в получении знаний (в том числе математических) можно только в тесном сотрудничестве с семьей.
Для вовлечения родителей в образовательный процесс, для поддержания их инициативы и повышения компетентности в вопросах развития математических представлений через дидактические игры, проводятся разнообразные мероприятия: индивидуальные беседы с использованием информационных буклетов; выставки игрового материала, дидактических игр; мастер класс по изготовлению дидактической игры по ФЭМП «Одежда для прогулки». Изготовив самостоятельно дидактическую игру, родители смогут использовать ее дома во время игр с ребенком. Таким образом, игровая деятельность детей стала активным средством воспитания и развития не только в детском саду, но и в семье.
На третьем обобщающем этапе была проведена педагогическая диагностика.
Данные диагностики на начало года свидетельствовали о необходимости целенаправленной, систематической работы по развитию математических представлений у детей. У 60% детей показатель развития находился в стадии формирования, у 35% детей был не сформирован.
К концу года были достигнуты следующие результаты:
Диагностика показала, что большинство детей, 80%, исследуя предметы, их свойства и качества, стали группировать объекты по цвету, форме, величине, назначению, количеству; составлять целое из частей; осваивать счёт и другое.
Таким образом, можно сказать, что использование дидактических игр эффективно влияет на усвоение элементарных математических представлений у младших дошкольников.

Библиографический список

1.Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы. Ч.2: Игры-головоломки / сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: «Детство-пресс», 2010. – 191 с., ил (Библиотека программы «Детство»).
2.Математика- это интересно. Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015. – 64с., цв. ил.
3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования "Детство" /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе,. О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2016. - 352 с.
2020