Панкова Я. В. Конспект мастер-класса для воспитателей на тему «Развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста посредством игр с шариками Марблс. Игры с чудо-парашютом»
Цель: повысить компетентность воспитателей в использовании инновационных технологийв речевом развитии (игры с камешками Марблс, игры с чудо-парашютом). Оборудование: · шарики Марблс, картинки с контуром фруктов (яблоко, груша), мелкие фигурки домашних и диких животных, картинки «Животные и их детеныши), молоточки, · буклет «Использование инновационных технологий в речевом развитии:игры с камешками Марблс, игры с чудо-парашютом Ход мастер-класса Воспитатель: Добрый день, уважаемые педагоги. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Необходимость развития речевой функции и активных движений пальцев рук имеет научное обоснование – благодаря близкому расположению речевого и двигательного центров в коре головного мозга (центр Брока и Вернике). Выполнение пальцами руки различных игровых действий и упражнений (тренировка движений пальцев рук) - стимулирует речевое развитие ребенка, то есть речь и движение едины. Основа жизнедеятельности ребенка – это игра. И поэтому процесс развития не может осуществлять вне её. Тактильные ощущения, мелкая моторика, речь развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Это подтолкнуло нас к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием декоративных камешков, которые называются Марблс. Марблс - в переводе с английского означает «мрамор». Марблс – это шарики разнообразной формы. Они могут быть сделаны из дерева, пластика или чаще всего из стекла. Имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры. Данные камешки можно использовать с 2-3 летнего возраста и старше. Но помните, что детки младшего возраста могут свободно брать в их рот, поэтому рекомендуется брать более крупные Марблс и обязательно играть под присмотром взрослых. Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них мы вас познакомим. 1. Обследование камешек - Посмотрите, что размещено в вазах? - Опустите руки в вазы и скажите, какие по форме, текстуре камешки? (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т.д.) - Посмотрите на цвет камешек и назовите, какие они? (яркие, цветные, разноцветные) - А сейчас попробуем - тактильные ощущения, они бывают: Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше?); Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше); Пинцетные (взять камешек большим и указательным пальцем обеих рук,) 2. Игра «Найди предмет» «Посмотри, перед тобой ваза. Что в ней лежит? Камешки. Сколько камешек? Много. Какие камешки? Разноцветные. В вазе с камешками спрятались игрушки. Предлагаю найти! Какую игрушку нашел? В коробочке лежат домашние и дикие животные. Кто это? Какое животное? Чем питается? Как голос подает? Кто детеныш? Найти игрушку правой, а затем левой рукой. Поиск игрушек усложняется с закрытыми глазами. 3. Игра «Выложи по контуру». Посмотри, что у меня нарисовано на картинке? Груша, яблоко, грибок. Что это? Груша. Груша какая? Большая, вкусная, сладкая, желтая. Предлагаю Вам раскрасить нашу грушу. Чем будем украшать? Цветнымикамешками. Какого цвета будем раскрашивать грушу? Предлагаю сначала выложим по контуру, а затем закрасим ее внутри… Какая груша получилась? Гладкая, желтая, разноцветная, красивая. В процессе выкладывания читается стишок. Быстро яблоки поспели! Как собрать их, в самом деле? Потрясем немножко ствол, Фрукты, падайте на стол! Называют меня грушей. Я скажу, а ты послушай: Полюбите меня, дети! Я полезней всех на свете. 4. Игра «Бусы» Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук. Задание: Педагог предлагает выложить длинные бусы так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка, используя разные цвета. Выкладывать будем цветными камешками. В ходе игры, педагог спрашивает: Что ты берешь? Камешек. Какой формы? Круглый, квадратный. Какого цвета? А этот какой формы? Цвета? И тд… Какие бусы получились? Длинные, красивые, разноцветные. Камешек какого цвета больше? Какого меньше? Сколько желтых? Красных? И т.д. 5. Игра «Чудесный мешочек» Задание: по очереди вынуть из мешочка предметы. «Предлагаю поиграть в игру Чудесный мешочек? Чтобы узнать, что внутри мешочка, ты должен опустить руку в мешочек и достать, что там лежит….» Что ты вынул из мешочка? (разноцветные камешки). Какого цвета камешек? Желтый камушек. А что еще бывает желтого цвета? желтый лимон, солнышко, цыпленок; А этот какого цвета? Зеленый – зеленый огурец, крокодил, трава; Красный – красный помидор, мячик, яблоко… 6. Игра «Сочинялки» Задание: Выложить камешки в рамочку в произвольном порядке. Составить рассказ. Например, камешки лежат так: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Рассказ может быть таким: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, растет оранжевая морковка. Сорвала она ее, помыла и съела. В младшей и средней группе можно подбирать предметы по цветам камешков и просто называть слова: желтое - солнышко, красный - шарик, синий флажок, зеленый листик. 7. Игра «Помоги животным найти своих детенышей» Задание: Помоги животным найти своих детенышей, построив дорожку из камушков» Назови детенышей животных. Как называются детеныши у лисы – лисята. Кого потеряла лиса – лисят. (в этой игре дети закрепляют умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах) Воспитатель: Варианты игр по использованию камешек Марблс очень много. При работе с этим материалом нужно ребенку давать четкую инструкцию для выполнения. При использовании Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют речевой активности детей и могут быть использованы, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Вопросы и высказывания воспитателей Воспитатель: Следующее пособие, которые мы используем в речевом развитии – это игровое пособие «Чудо – Парашют» Для решения данных задач речевой области используются следующие приемы работы с парашютом: - Коммуникативные игры; - Театрализованная деятельность; - Сказкотерапия; - Игры на развитие фонематического слуха, автоматизацию и дифференциацию звуков, анализ и синтез слов; - Активизация и уточнение словаря, формирование обобщающих понятий; - Подвижные игры со словесным сопровождением; - Сюжетные игры с развернутым речевым содержанием - Логоритмические упражнения Формы работы с детьми: подгрупповая и групповая Предлагаем поиграть в игры с «Чудо-Парашютом» Воспитатели играют в предложенные игры Воспитатель: Воспитанники радуются, когда в его день рождения поют Каравай. Эту игру можно заменить игрой «День рождения» 1. Игра «День рождения (хоровод)» Возраст: средняя и старшая группы Цель: развитие коммуникативности, умение действовать сообща. Описание игры: Ребенок-именинник встает в центр парашюта. Остальные дети, взявшись за ручки парашюта, начинают медленно идти вокруг именинника, как бы «заворачивая» его в парашют и говорят слова: В день рожденья нашей Вали Мы немножечко устали Рано утром прибирались, А потом гулять собрались, Пирогов испечь успели, Потихоньку песни пели, Стол красиво украшали, И гостей к себе позвали. Дружно, весело плясали В день рожденья нашей Вали. Воспитатель: После слов именинника «разворачивают» и просят поплясать или исполнить любую песенку или стихотворение 2. Игра «Расскажи стихи с волшебным парашютом» «Три медведя» 3 медведя шли домой (дети идут с парашютом по кругу) Папа был большой (большой парашют поднят вверх) Мама с ним – поменьше ростом (руки с парашютом на уровне груди) А сынок – малютка просто (приседают, опуская парашют) Очень маленький он был, с погремушками ходил. Дзинь-дзинь (парашют ритмично поднимают и опускают) 3. Игра «Поезд» По сигналу воспитателя «поезд поехал» (Дети, держатся левой рукой за парашют, правая рука согнута в локте, идут друг за другом, говоря «та-та-та... та-та-та...», подражая стуку колес) По сигналу воспитателя «Остановка» (Дети останавливаются, приседают) По сигналу воспитателя «Проверяем вагончики, стучим молоточками» (Дети берут молоточки и стучат, говоря тук-тук-тук) Следить, чтобы дети четко произносили сочетания звуков «та», «тук». При звуке т язык ни у кого не должен высовываться между зубами. 4. Игра «Угадай, кто поет» (Дети берутся за ручки парашюта) Воспитатель: «Поехал поезд в далекий путь. Едет, а колеса недовольны, что им придется далеко ехать, и они сердитую песню поют. (Дети, держась правой рукой за ручки парашюта, левая рука согнута, идут друг за другом) Едет, а колеса недовольны, что им придется далеко ехать, и они сердитую песню поют. (Дети идут и произносят: т-т-т) Проезжает поезд мимо леса, а на кусте птичка сидит. Услышала, что колеса сердитую песню поют и решила спеть свою. А песня получилась ласковая. (Дети идут и повторяют за детьми т-т-т) Воспитатель: «Остановка» (Дети останавливаются, опускают парашют, присаживаются на края парашюта) Воспитатель: Как пели колеса вагона? (Дети произносят сердито т-т-т) Воспитатель: Как пела птичка? (Дети произносят ласково т-т-т) Воспитатель: Что делал кончик языка, когда мы пели песнь колес? А что делал кончик языка, когда пел песню птички? (Дети рассказывают о положении кончика языка при произношении звуков т, т) Таким образом, для развития речи используются разнообразные средства и методы, выбор которых зависит от уровня сформированности у детей речевых навыков и умений; от жизненного опыта детей и от характера языкового материала и его содержания. Библиографический список: 1. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Екатеринбург. Изд-о: У Фактория, 2006. 214 с. 2. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 333 с.