Работа школы всегда направлена на выполнение тех задач, которые формулирует общество. Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Для нынешнего выпускника важно не просто обладать определенной суммой знаний: сегодня знания выступают как средство развития личности, его творческого потенциала; нынешний выпускник, прежде всего, должен быть нацелен на развитие интеллектуальных, творческих способностей, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. ИКТ в этом смысле обладают большими возможностями, поскольку, во-первых, позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, пробуждают интерес к поисково-исследовательской работе, способствуют повышению успеваемости учащихся, а, во-вторых,учащиеся получают большое количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний На современном этапе развития общества использование ИКТ становится неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности. В современном образовании предусмотрено широкое внедрение ИКТ в образовательный процесс, и современный урок уже немыслим без этих технологий. Биология - учебный предмет, в процессе изучения которого могут быть широко использованы современные педагогические технологии, в том числе ИКТ. Использование электронных ресурсов помогает решать следующие образовательные задачи: -усвоение учащимися базовых знаний; -систематизация усвоенных знаний; -формирование интереса к биологии. -формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием современной цифровой техники; -формирование навыков самоконтроля; На уроках биологии использование средств ИКТ позволяет: 1. Рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса: изучать явления и процессы внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; изучать понятия и определения, рассматривая биологические объекты в видеороликах и на фотографиях, выполнять виртуальные лабораторные работы. В преподавании биологии я использую различные электронные издания: мультимедийные курсы: <1С: Репетитор. Биология>, <Биология 6-9 классы> (Библиотека электронных наглядных пособий Кирилла и Мефодия), лабораторный практикум <Биология 6-11класс>. Все эти ресурсы имеют достаточный учебный материал по всем разделам курса биологии, содержат большое количество фотографий, видеофрагментов, анимационных моделей. Кроме того, имеют обширный справочный материал по истории становления и развития биологии как науки, биографии ученых-биологов. Несомненно, важным является то, что перечисленные средства обучения имеют простую систему настройки и установления, статистику выполнения упражнений. Работу с этими электронными пособиями можно проводить на любом этапе урока: объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, выполнении лабораторных работ, а также для подготовки к контрольным упражнениям. Например, в 7 классе на уроках зоологии, в качестве средств визуализации учебного материала и стимулирования познавательного интереса, при изучении темы «Класс Ракообразные» используется видеоролик « Жизнь речного рака», при изучении темы «Отряды млекопитающих» видеоролики «Тигр – крупный наземный хищник», «Лев – царь зверей» и др., взятые из УЭИ лабораторный практикум <Биология 6-11 класс>. При оценке качества знаний учащихся по темам используются тесты, составленные учителем, которые позволяют объективно проверить и оценить знания учащихся и сэкономить время на уроке. 2. Важной задачей представляется обеспечение индивидуализации процесса обучения, так как любой школьный коллектив состоит из учащихся с разным развитием и интересами, разными образовательными потребностями. Слабоуспевающие дети (со сниженным психическим развитием, непроизвольным вниманием, слабо развитой памятью) с большим интересом выполняют работы с использованием компьютера – составляют презентации, ребусы и др. Для повышения мотивации и поощрения творческой деятельности детей в нашей школе проводятся научно – практические конференции. Учащиеся часто выбирают различные темы по биологии, готовят по ним реферативный материал и электронные презентации своих исследований. Например, в этом учебном году мы готовили исследовательские работы по темам: «Влияние кислотных дождей на живые организмы» и «Экологическое просвещение учащихся среднего звена». Для защиты этих работ оформляли презентации, которые в яркой, интересной и доступной форме помогли представить свои исследования. 3. Создавать уроки с использованием яркой наглядности. На уроках биологии всегда используется большое количество таблиц, графиков, муляжей, влажных препаратов и т. д. Вся эта наглядность может быть расположена на слайдах. И тогда она не «состарится», не будет занимать много места и всегда будет яркой и красивой. Учащиеся могут переписывать информацию со слайдов, и учитель может не диктовать материал несколько раз. Использование слайдов экономит время урока. Например, в 5 классе на уроках природоведения используются презентации (составленные учителем) при изучении тем: «Лекарственные растения», «Три состояния воды», «Увеличительные приборы» и др. Чтобы дать урок с использованием ИКТ, по-моему, мнению необходимо: 1. Иметь оборудованный современной техникой кабинет; 2. И, наверное, основное - возможности и желание самого учителя. Важно, чтобы учитель видел перспективы при использовании технологий, ведь проведение таких уроков требует большого количества времени для подготовки (поиска, систематизации и оформления информации). Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным, способствует развитию у школьников различных умений, облегчает работу на уроке. Поэтому я, как учитель, стараюсь эффективно использовать ИКТ на своих уроках, чтобы достигнуть более качественных образовательных результатов.