Сергей Александрович Есенин – один из самых выдающихся русских поэтов XX века.
Вырос поэт в деревне Константиново Рязанской губернии, в возрасте 17 лет покинул родной дом и отправился покорять Москву. Но память о волнующей русской природе поэт сохранил на всю оставшуюся жизнь. Сергея Александровича называют певцом родной деревни, русской природы. Никому до, ни после не удалось так трепетно передать красоту природы, очарование села. Поэт заставляет читателя побывать там – в лесу, в деревне, на берегу озера.
В 1914 году, в самом начале творческого пути Есениным было написано стихотворение «С добрым утром». В этот момент поэту был 21 год, он переехал из деревни в столицу. Пока в его стихотворениях видна лишь красота природы, которая так понятна ему:
С добрым утром!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"
Стихотворение оптимистичное, жизнеутверждающее, созвучно с общим творческим тоном поэзии. Свою первую книгу поэт назвал «Радуница», что говорит о полном ощущении поэтом жизни, радость восприятия.
Поэт как деревенский мальчишка привык просыпаться рано, для него утро имело особое значение. Уже проживая в Москве, он все равно вставал рано, в эти первые ранние утренние часы к нему приходила муза, мир начинал играть разными красками. Поэтому не удивительно, что Сергей Александрович хотел выразить его благоденственное отношение к утру, любовь к первым минутам пробуждения природы. Это он и отразил в данном стихотворении.
«С добрым утром!» – стихотворение, относящееся к пейзажной лирике. Состоит стихотворение из 3-х строф, написано пятистопным хореем.
В каждой строфе стихотворения присутствует свойственная Сергею Александровичу образность. Поэт наделяет неодушевленные предметы качествами, которые свойственные живым людям. Есенинское утро начинается с того, что «задремали звезды золотые», они уступают место дневному светилу. После «задрожало зеркало затона»,- на поверхность воды опустились первые лучи солнца.
Дневной свет ассоциируется с источником жизни. Сергей Александрович описывает восход так, будто это не привычное явление, а некое чудо, благодаря которому весь мир преображается до неузнаваемости.
Особое место в лирике поэта занимает образ русской березы. Чаще всего поэт приписывает ей черты хрупкой девушки. В данном стихотворении во второй строфе образ именно березы является ключевым из персонажей. Березы «улыбнулись» и «растрепали шелковые косы». То есть поэт формирует у нас женский образ, дополняет его «зелеными сережками», каплями росы, которые сверкают как бриллианты.
Поэт умело совмещает волшебство русской природы и повседневные вещи. На фоне ожившей заводи и девушки-березки автор описывает в третьей строфе обычный деревенский плетень с зарослями крапивы, которая
«обрядилась ярким перламутром». наряд преобразил красавицу, превратил ее в кокетку, которая желает случайным проходящим доброго утра.
Фонетический анализ стихотворения доказывает нам, что оно богато инструментировано. С первых строчек бросается в глаза, что первые слова начинаются с буквы з. Мы понимаем, что наступает бодрое, свежее утро. Образы звезд, затона, света автор передает при помощи согласных з, д, б и сонорных р, л, м, н: задремали, задрожало, брезжит, румянит. Со второй строфы преобладают глухие и шипящие звуки с, т, п, ж, ш: шелковые, шелестят, заросшая, шепчет шаловливо. Эти звуки передают туманность утра, природа не проснулась еще до конца, жизнь проявилась не в полную меру. Заметим, что эти два противопоставленных фонетических ряда создают особую мелодию стихотворения, передают гармонию утра. В последней строке стихотворения – «С добрым утром!» эти два ряда смыкаются.
На синтаксическом и морфологическом уровне стихотворение построено однотипно. Первая строфа: сказуемое (глагол) – подлежащее (существительное) – второстепенный член предложения (определение или дополнение). Вторая строфа тоже однотипна, но здесь смещается акцент. Все 4 строки построены по модели глагол – прилагательное – существительное. Главное место здесь отводится прилагательным: сонные, шелковые, зеленые, серебряные. Отметим, что все первые 8 строк начинаются с глаголов. Автор хочет показать нам пробуждение природы ото сна, каждый образ имеет свой отличительный признак: березки сонные, косы шелковые, сережки зеленые, росы серебряные.
Отличается по строению третья строфа. Здесь всего один образ крапивы, но именно он является центральным в стихотворении. Поэт сумел посмотреть на это всеми нелюбимый сорняк другими глазами. В результате крапива превращается в красавицу. Если предыдущие образы сопровождаются одним глаголом, то образу крапивы сопутствуют глаголы обрядилась, шепчет, деепричастие качаясь и причастие заросшая. Крапива является самым живым образом, поэтому она получила право выразить ключевую мысль: «С добрым
утром!». Сама эта мысль выбивается из общего строя стихотворения, она построена двустопным хореем, строка усечена, поэтому при чтении она интонационно выделяется.
Сергей Александрович использовал перекрестную рифму, она отлично подходит к описательному стихотворению – спокойное чередование в спокойном описании.
Перед тем, как перейти к лингвистическому анализу, определим значение слов залив, затон, заводь. Слово залив знакомо нам с уроков географии - часть водоема, выступающая в сушу. Слова затон и заводь близки по своему значению, они означают залив реки. Глаголы рядиться, нарядиться, обрядиться имеют общее лексическое значение, однако в настоящее время мы используем слово нарядиться, остальные глаголы перешли в разряд устаревших и употребляются редко.
Слово небосклон встречается редко, состоит из существительных склон и небо, означает часть неба вдоль горизонта.
Плести, сплетать, плетень – однокоренные слова, таким образом плетнем называют изгородь, которую сплели из прутьев и ветвей.
Интересно употребление поэтом заимственного слова перламутр. Перламутр имеет переливчатую радужную окраску и применяется для создания украшений.
Стихотворение богато тропами и фигурами. Первое, что бросается в глаза, – это олицетворения: звезды задремали, березки улыбнулись, растрепали косы, крапива обрядилась, шепчет. Особое место отведено и аллитерации: семь слов первой строфы начинаются на букву з. Эти строки рождают легкую дрожь, рябь:
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные.
Природную красоту характеризуют эпитеты: звезды золотые, серебряные росы, шелковые косы. Данные изобразительно-выразительные средства делают природу живой, величественной, прекрасной, понятной.
Особое место в создании стихотворения занимает исключительно точная и выразительная метафора. Читаем «зеркало затона» и представляем водную гладь, в которой отражается все живое. Но разве есть у затона зеркало? Здесь название с одного предмета – зеркала – перенесено на другой предмет – поверхность воды. Автор заставляет читателя увидеть это огромное водное «зеркало».
Представляете ли вы себе сетку небосклона? Как можно на живописном полотне проиллюстрировать слова свет румянит сетку небосклона? Между легкими облачками, окрашенными в красный и розовый цвета, в разных местах проглядывает голубое небо.
Во второй строфе только одно слово употреблено в прямом значении – березки. Прочитаем предложение, пропустив это слово: улыбнулись сонные, растрепали шелковые косы. О ком мы можем так сказать? О девушках, о красных девицах. Девичьи косы поэт сравнил с тонкими длинными ветвями, свисающими с сучьев березы.
Что значит горят серебряные косы? На березках сверкают капель росы так ярко, словно бы горят. Прилагательное серебряные употреблено в значении «красивые», капли росы на солнце сверкают всеми цветами радуги.
В стихотворении также есть и метафоры-прилагательные. Такое прилагательное переносит признак, свойственный одному предмету, на другой предмет. Например, сонные березки, шелковые косы, золотые зведы, серебряные росы.
После прочтения стихотворения, у читателя возникает чувство, что автор не только нарисовал картину, но и заставил там побывать – увидеть ожившие березки, приветливую крапиву, свежесть и спокойствие деревенского утра. поэт рисует спокойствие утра, безмятежного, тихого,
родного. Стихотворение короткое, но трогательное, душевное, наполненное смыслом.
Стихотворение «С добрым утром!» занимает особое место в лирике С. А. Есенина. Изучение в школе творческого наследия писателя не обходится без обращения к данному лирическому произведению, так как оно является ярким примером употребления тропов и фигур в художественном тексте.
Список источников
Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. М.: Художественная литература, 1976. 381 с.