Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf
Падение духовно-нравственных ценностей, дефицит патриотических чувств у значительной части подрастающего поколения — характерные и тревожащие особенности современной ситуации в государстве. Негативные процессы в обществе за последние годы привели к тому, что у подростков оказались разрушены или утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты как самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеалов, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов
В обществе, массовом сознании получили распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Происходит противоречивое толкование понятий «отечество», «гражданство», «патриотизм», померкли такие понятия, как «воинская честь и достоинство».
Уважение к героическому прошлому и настоящему своего народа — одна из ключевых сфер проявления патриотизма человека. Патриотизм опирается на героическое начало, базируется на принципах органического восприятия высоких героических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы героико-патриотического начала любого народа.
Поэтому своей неотъемлемой задачей считаю формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому и настоящему на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Поскольку, без этих знаний невозможно полноценно знать заботы страны, её трудности.
Реализацию данного направления осуществляю через подбор танцевального репертуара.
Репертуар — «лицо» коллектива, а в условиях функционирования детского объединения художественной направленности не только коллектива, но и всего учреждения дополнительного образования. Репертуар является одним из показателей развития хореографического коллектива, определяет его основную воспитательную и творческую жизнь, несет в себе определённые педагогические функции. Поэтому подбор репертуара требует от руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач в области патриотического воспитания.
Сфера дополнительного образования занимает особое место в творческом развитии детей. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Говоря о патриотическом воспитании детей, мы понимаем взаимодействие взрослого (педагогов и родителей) и ребенка, в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Подчеркивая социально важные качества: доброту, уважение, желание и умение помочь, заботу о других.
Важная цель гражданско-патриотического воспитания — как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, сформировать у них такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства — одна из главных задач педагога.
Однако, сохранение и изучение народных традиций - это ценнейшее культурное достояние народов, которое педагог дополнительного образования должен научить любить и беречь. Хореографический ансамбль «ТРИУМФ» строит свою творческую деятельность на основах бального и современного танцев, а так же разработки и стилизации народного танца, бережного сохранения традиции народной хореографии, что особенно важно в деле художественного воспитания, формирования всесторонне развитой личности.
Цель моей работы в данном направлении – создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Реализация данной цели происходит через решение следующих задач:
1. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Воспитывать гордость за свою Родину
Хореография как вид искусства обладает огромными скрытыми резервами для решения данных задач и достижения постановленной цели.
Свою работу по формированию гражданско-патриотического мировоззрения своих воспитанников строю в следующем направлении:
- Формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому и настоящему. Это направление ориентировано на формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, изучение русской истории, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
Я работаю на базе МБОУ «СОШ№20» города Черногорска.
В этой школе с 7 класса формируются классы оборонно-спортивной направленности. Учащиеся с 7 по 11 классы проходят курсы: строевой подготовки, стрельбы в тире, обучаются боевым единоборствам, а так же хореографии и вокалу. Ребята настолько проникаются этим духом патриотизма, что на переменах можно услышала, как они поют песни, пританцовывают или исполняют элементы единоборств.
Каждый год традиционно в школе торжественно проходит посвящение в курсанты. Посвящают 7 класс. На это мероприятие приглашаются гости из министерства образования, военкомата, пресса, а так же родители и учащиеся оборонно-спортивных классов. Такого рода мероприятия очень много дают детям в плане патриотизма, гордости за свою страну, город, школу. Ребята участвуют: в «Зарнице», в различных мероприятиях, связанных со спортом. Это делает коллектив сплочённым, учит взаимопомощи, поддержке в трудные минуты.
Одна из главных задач педагога - научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства.
Сохранение и изучение народных традиций - это ценнейшее культурное достояние народов, которое педагог должен научить любить и беречь.
Коллектив строит свою творческую деятельность в области народно-сценической, бальной и современной хореографии, что особенно важно в деле художественного воспитания, формирования всесторонне развитой личности.
Поэтому в своей практике, при постановке того или иного танцевального номера совместно с детьми мы изучаем исторический материал и содержание постановки, чтобы дети понимали, что они хотят донести до зрителя и какими средствами хореографии, пропустив через себя духовно-нравственные идеи.
Были сделаны и исполнены ребятами следующие постановки: «Как на девичий на праздник», «Моя Россия», вальсы, а так же современные композиции.
Основная цель данных постановок: формирование гражданской позиции личности и активной жизненной позиции.
Учащиеся ежегодно принимают участие в республиканских, городских и школьных мероприятиях, посвященных великой победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Принимают участие в акциях, таких как акция «Автопробег», посвящённый 9 мая, ежегодно участвуют в митингах и концертных программах, посвящённых дню Победы.
Россия многонациональная страна, в ней проживают более 160 народов, а это значит, что и система образования страны является поликультурной и многоязычной. В этой связи можно определить еще одно направление патриотического воспитания в коллективе. Это формирование культуры межнационального общения (уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни).
Хореографический ансамбль «ТРИУМФ» посредством своего творчества старается пропагандировать общечеловеческие ценности, сохранять мировое культурное наследие, воспитывать толерантность к культуре других наций и народов.
Для развития общественного и патриотического сознания, искоренения таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, агрессивность, цинизм, неуважительное отношение к государству участники коллектива принимают участие в городских и школьных мероприятиях, концертах, посвященных: дню пожилого человека, дню матери, международному женскому дню, дню народного единства, 23 февраля и многих других мероприятиях.
Таким образом, система воспитательной работы по патриотическому воспитанию, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников имеет неоценимое значение в формировании патриотических чувств у подрастающего поколения.
Библиографический список.
1. Видергольд О. И., Патриотическое воспитание школьников на героических подвигах народа в ВОВ // Воспитание школьников-2006.-№ 3.- [Электронный ресурс]. URL: http://refdb.ru/look/2571246-pall.html.2. Летучева С. К., Воспитание патриотизма – в работе дополнительного образования // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/09/3782 (дата обращения: 05.11.2014).
3.Шамко Л. Ф. Репертуар хореографического коллектива кадетской школы как средство патриотического воспитания. http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/12/23/repertuar-khoreograficheskogo-kollektiva-kadetskoy-shkoly-kak.
4.Нравственно-патриотическое воспитание школьников. Источник: http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6654-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-detej.php