Актуальные вопросы начального общего образования

Ширеметова Ю.С. Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках в начальной школе

Библиографическое описание:

Ширеметова Ю.С. Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.

Иоганна Гёте: «Чего человек не понимает, тем он не владеет».

Эту мысль можно продолжить словами: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не полюбит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, потеря интереса к познанию часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное.

Чтение - это процесс, который включает в себя перекодировку письменной речи в устную речь, а также это понимание смысла прочитанного текста. Именно эти два вида чтения имеют тесную связь. Только в совокупности техническое чтение и смысловое чтение составляют полноценное чтение. Без овладения механизмом чтения понимание смысла прочитанного просто невозможно. И наша задача действие технического чтения довести до автоматизма, для того чтобы предоставить возможность учащимся все свое внимание переключить на смысловую сторону текста.

При формировании навыков чтения мы работаем в 4 направлениях.

Развиваем правильность, сознательность, беглость и выразительность чтения, формируя эти качества в комплексе и тесной взаимосвязи.

Для развития этих качеств работать необходимо в нескольких направлениях. Прежде всего, это использование тренировочных упражнений, направленных на совершенствование зрительного восприятия, на регуляцию дыхания и развития артикуляционного аппарата.

Упражнения, направленные на совершенствование зрительного восприятия, применяю на начальном этапе урока, в форме пятиминутки чтения. Я нашла для себя удобный прием – это буквенные пирамидки. Ученикам предлагается это задание в начале урока, дети должны "спуститься" с пирамиды или "взобраться" на нее: прочитать слоги сверху вниз или снизу вверх, фиксируя взгляд на вертикальной линии. Задание надо выполнить ритмично, без длительных остановок. Возможна групповая форма игры. В этом случае дети читают хором. Когда мы поработали над развитием поля зрения, я предлагаю ребятам ответить на вопрос глядя на эти слова «О чем произведение, с которым мы будем работать сегодня на уроке?»

ры | ба

мо | ре

ста | рик

не

| вод

дура

|

чина

(Рис.1 Пирамида слов)

(Рис. 2 Текст в виде спирали)

Работая с произведением, детям встречаются незнакомые слова, которые требуют внимания. И здесь мы можем развивать зрительное восприятие путем представления этих слов в виде спирали (Festisite)

(Рис. 3 Таблица)

(сайт «Развитие ребенка»)

Посмотрите, вот такая таблица была предложена ребятам, когда работали над басней «Стрекоза и муравей». Дети искали характеристику одного из героев. Здесь представлен набор букв и ребятам нужно было найти характеристики муравья. Используя упражнения такого характера, мы развиваем зрительное восприятие, дети учатся в потоке букв искать именно слова. Такую работу можно предлагать и на этапе погружения, (давать детям такие слова, чтобы они предположили, о чем этот текст), прорабатывая сложные слова, а также работая над характеристикой героя. Здесь все зависит от задачи, которую вы ставите на уроке.

Выполняя такую работу, необходимо многократное обращение к тексту. Это улучшает правильность, скорость чтения и понимание прочитанного. На уроках удобно применять работу с деформированными текстами.

Посмотрите, ниже представлены тексты, где спрятаны нижняя и верхняя часть букв. Такие тексты (они могут и художественными и информационными) можно предлагать на этапе актуализации. С такими текстами можно работать при изучении сказки «Храбрый заяц».

(Рис. 4 Текст, где спрятаны нижние части букв)

(Рис.5 Текст, где спрятаны верхние части букв.)

Можно представить разные варианты данного текста: текст без пробелов, и текст со случайными символами, где между буквами вставлены символы или буквы более светлого тона, создающие помехи для восприятия. Существуют еще и другие варианты, где в тексте перемешаны буквы или представлено зеркальное отражение текстов. На создание таких текстов уходит не так много времени, так как я пользуюсь генератором заданий «скорочтение».

(Рис.6 Текст с перемешанными буквами)

(Рис 7.)

(Рис 8. Текст с переставленными буквами)

Также для фронтальной работы я использую в презентации приемы: «шторка», «субтитры», «решетка». Они являются универсальными для обучения всем видам речевой деятельности и развитию речи, развивают языковую догадку, способствуют прогнозировать результаты выполнения задания.

На своих уроках для повторного прочтения текстов я использую различные приемы, которыми хотелось бы поделиться.

Прием «День – ночь»

Этот прием позволяет работать над концентрацией внимания и над умением быстро ориентироваться на странице. Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к жужжащему чтению. Услышав команду «Ночь!» все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!» После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение. Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.

Прием –«Буксир»

Прием «Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с высокой техникой чтения. Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах. Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово.

Прием «Первый - последний» - этот прием я часто использую, когда нам необходимо ответить на какой либо вопрос. Смысл данного приема в том, что ребятам разрешается читать первое и последнее слово на строчке, тем самым они должны вспомнить, о чем говорилось в тексте.

Прием «чтение с ошибкой» - учитель читает текст, преднамеренно меняет слова одни на другие, это формирует внимательность и осознанное отношение к тексту.

Следующий прием «Найди слово или фразу» я использую, когда необходимо найти ответ на вопрос или точную формулировку автора. Этот прием также работает над развитием зрительного восприятия и над умение быстро ориентироваться по тексту.

Прием «Молния»

Использование приема «Молния» заключается в следующем. Детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд, при этом ребята должны найти его в тексте и прочитать предложение.

Очень часто я использую прием «облако слов» - который помогает развивать логическое мышление и внимание. Его можно использовать на этапе погружения, когда ребятам предлагаю уже готовые облака слов. И прошу определить тему урока (на всех уроках). Также на этапе рефлексии, когда детям предлагается пустой шаблон, необходимый заполнить словами, связанными с темой урока.

(Рис. 9 Облако слов)

(Зимовье)

Очень хорошо работает этот прием при знакомстве с биографией писателей. Детям представляю облака слов с фактами из жизни писателя, а ребята делают разные предположения, используя эти слова. После это мы приступаем к работе с биографией писателя. Дети ищут подтверждения, или опровержения тем фактам в тексте, которые они выдвигали (сервис wоrd art). Таким образом, мы используем этот прием и при работе над смысловым чтением.

Для работы с биографией можно также использовать прием «верю – не верю». Ребятам предлагается информация об авторе и дети должные ее критически оценить. Правда ли это или вымысел. После того как они высказывают свое мнение, они получают информацию правы они или нет. Факты нужно подбирать действительно интересные.

Приём интерактивного обучения «Жокей и лошадь» - это коллективная игра. Автор - А. Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами о жизни писателя или поэта, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот прием можно использовать на уроках изучения нового материала. Ребята ищут сами ответы на вопросы, а не работают со сплошным текстом. Самая неприятная её черта – шум, так как ребятам приходится передвигаться по классу.

Также для знакомства с биографией писателя или большими текстами помогает работа с маркерами. Используя этот прием, мы работаем над смысловой стороной чтения. Детям предложен текст, учитель задает вопрос, а учащиеся цветными маркерами отмечают ответ в тексте. Например, все дети берут карандаш зеленого цвета и подчеркивают ответ на первый вопрос. И так далее.

На следующем этапе можно использовать прием «Инсерт».

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными

+— я это знал, получил подтверждение;

- — не знал

! —удивило

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Ребята выделяют ключевые и важные слова и на полях отмечают знаками ту или иную информацию. Эти пометки на полях настраивают ребят на осознанное чтение. Они не просто ставят пометки на полях, но пропускают текст через себя, обдумывая каждое предложение. Этот прием хорошо помогает работать не только с текстами о биографии, но с любыми другими текстами.

Это сложный трудоемкий процесс, но результат того стоит.

Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы:

· Приём – «Чтение со стопами ». Материалом для его проведения

служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

При работе над смысловым чтением очень часто используется прием тонкие и толстые вопросы. Ребятам очень нравится работать и составлять разные вопросы. Я приготовила шаблоны вопросительных знаков слов. И на уроке размещаю их на доске. Дети с легкостью составляют эти вопросы. При работе в тетрадях ВПР по литературному чтению дети без труда выполняют задание Придумай и запиши вопрос по тексту, который поможет понять, насколько точно твои одноклассники поняли содержание прочитанного.

Еще один прием, который я использую для развития смыслового чтения «Поставь картинки в правильном порядке, согласно тексту» (он часто используется на уроках английского языка). Этот прием хорошо работает как при работе в группах, так и в парах. Такие картинки можно использовать для аналогичных заданий, например, при поиске предложений, описывающих иллюстрацию и при составлении картинного плана для пересказа.

Подтверждая слова великого мыслителя в начале своего выступления, хотелось бы подвести итог. Среди огромного количества разнообразных приемов работы с тестами, анализов текстов, развитием техники чтения и смыслового чтения, любому опытному педагогу необходимо сформировать свою методическую копилку. Сделать эти приемы традиционными, результативными и занимательными. Ведь если вы работаете над поставленными целями, то эти цели будут работать на вас.

Литература:

1. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2010.

2. Кузнецова М.И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS-2006 // Вопросы образования. – 2009. – № 1 – с. 107-136.

3. Лутошкина В.Н., Плеханова Е.Н. Формирование читательской грамотности младших школьников. Учебно-методическое пособие. – Красноярск. – 2012.

4. Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И.Д. Фрумина. – М.: Изд. дом. Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 284 с.

5. Пинская М.А., Тимкова Т.В., Обухова О.Л. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников? По материалам анализа результатов PIRLS-2006 // Вопросы образования. – 2009. – №2 – с. 87-108.
2023-05-04 15:36 2023