Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf
Развитие информационного пространства и интенсификация информационных потоков не могут не влиять на формирование сознания. Сознание, в свою очередь, оказывает активное воздействие на поведение человека. Соответственно претерпевают изменения процесс его социализации и образ жизни. Изменения происходят и на уровне информационно-коммуникативного взаимодействия различных социальных групп и, как следствие, отражаются на социальной динамике российского общества в целом. Активнейшим субъектом и одновременно объектом этих процессов выступают средства массовой информации, которые являются важным фактором социального управления[2;c.12]
Социально-психологические проблемы воздействия сми на сознание актуальная и разноплановая тема. Так, проблема информационной угрозы освещается в работах В. Прокофьева, Г. Почепцова, П. Вирильо. О механизмах воздействия массмедиа на сознание, о методах противодействия ему писали С. Московичи, С. Кара-Мурза, А. Моль, Г Шиллер, Н. Хомский, Б.Ф. Поршнев, Д. Рашкофф, П. Бурдье, Л. Саффхил, А. Белянин, вопросы социально-психологической безопасности поднимали в своих работах Р. Манофф, С. Некляев и другие.
Современные исследователи и педагоги-практики, рассуждая о роли телевидения в жизни школьников, все чаще приходят к выводу о том, что эта бурно развивающаяся область коммуникации, как правило, отрицательно влияет на развитие школьников. Бессистемное и длительное восприятие телепрограмм приводит к информационным и эмоциональным перегрузкам, занимает большое количество времени школьника, отвлекая его от самостоятельной творческой деятельности, реального общения со сверстниками, от посещения культурных и спортивных мероприятий, от занятий в сфере дополнительного образования и спорта.
Вместе с тем, принимая во внимание все те негативные последствия, которые являются результатом стихийного и несбалансированного восприятия телепрограмм школьниками, было бы неверным полностью отрицать роль телевидения в жизни современного ученика, так как эта область коммуникации является одним из основных направлений рожденной в ХХ веке медиасферы, развитие которой является объективной реальностью, отражающей достижения человечества.
Необходимо признать, что функции и возможности применения аудиовизуальных технологий телевещания в школе и дома весьма разнообразны. Это и воспитательная, и информативная, и познавательная, и развлекательная функции, которые реализуются через сеть телевизионных каналов, выполняющих эти общественно полезные функции. Вместе с тем, процентное соотношение решаемых задач зависит исключительно от запланированной политики, которую проводит каждая телевещательная компания в погоне за «своим зрителем».[5;c.25]
Изучение СМИ современной России является актуальной задачей в силу ряда обстоятельств: усложняется сама динамика развития СМИ, они стали частью повседневной жизни миллионов учащихся, определяя их взгляды и мнения; СМИ утрачивают однородность в смысле производства единого, общего для всех знания.
Подрастающее поколение формирует свои мнения и вкусы практически на все сто процентов благодаря журналам, развлекательному телевидению и Интернету; взрослые люди, читающие газеты и считающие просмотр ежедневных телевизионных новостей обязательным, очень большой процент информации, поступившей к ним и переработанной в разговорах с семьей, друзьями или коллегами, постепенно начинают считать мнением собственным.[9;c.172]
Таким образом, средства массовой информации и коммуникации формируют практически восемьдесят процентов личного и общественного мнения. Выявленные аспекты на основе опыта работы массовых школ позволили сформулировать противоречие. С одной стороны, для удовлетворения потребности в информации, младшие школьники обращаются к массмедиа, а с другой – в современном обществе доминирует низкий уровень доверия к ним. Для устранения этого противоречия решающее значение имеет выявление механизмов взаимодействия СМИ и эстетического сознания.
Научная новизна исследования состоит: в теоретическом обосновании понятия "эстетическое сознание", его сущности и содержания компонентов; в научной обоснованности влияния средств массовой информации на формирование эстетического сознания младших школьников; в расширении представления о формировании эстетического сознания младших школьников современными средствами массовой информации.
Литература
1. Башмаков М.И., Поздняков Н., Резник Н.А. Понятие информационной среды процесса обучения // Школьные технологии. - 2000. - № 2.2. Богомолов А.Н. Средства массовой комуникации: культурологический и дидактический аспекты: Автореф. дис.... канд. культурол. наук: (Рус. яз. как иностр.)/ МГУ им. М.В. Ломоносова. - 1997. - 24 с.
3. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. - 2002. - № 1. - 96-104.
4. Извозчиков В.А. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационного пространства // Наука и школа. - 2000. -№4.
5. Кругликова Л.С., Зазнобина Л.С. Медиаобразование, интегрированное с базовым: реальный опыт // Завуч. - 2000. - № 6. - 24-30.
6. Никитина Л.Е. Социальная педагогика: вопросы науки и практики. - Ярославль: изд. ДИА-пресс, 2001. - 275 с.
7. Селевко А.Г. Воспитательное влияние телевизионного вещания на моло дое поколение // Вестник социальной работы. - 2001. - № 3-4. - Ярославль: ГАЦ. - 45-49.
8. Селевко А.Г. Молодежная школьная субкультура // Вестник социальной работы. - 2002. - № 3. - Ярославль: ГАЦ. - 22-32.
9. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. - М.: Народное образование, 2002. - 74-120, 168-173.