Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Мельникова О.А. Роль игры-экспериментирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Мельникова О.А. Роль игры-экспериментирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.

Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение и опыты, проводимые ребенком.

Игры - эксперименты не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких игр приходится долго наводить порядок. Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.

Во время игры-экспериментирования у детей идет интенсивное развитие речи, так как игры направлены на познание, через ощущения. Ребенок, исследуя предмет, познает мир. Эксперименты с предметами помогают ребенку понять качества и свойства предмета и одновременно развивают речь и любознательность. Осваивая навыки действия с предметами, дети учатся культуре общения друг с другом. В целом эксперименты не только развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, но и дают положительные эмоции.

Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами.

Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов.

1.Металл – обычная ложка или другие предметы (по окончании опыта главное – не забыть высушить их и положить на место).

2.Дерево – ложка, мисочка и др. (по окончании опыта также не забыть протереть предметы, чтобы они не испортились от влаги).

3.Пластмасса – любые предметы или игрушки.

4.Резина.

5.Ткань – кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду.

6.Бумага и картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краев, быстрее или медленнее.

7.Губки разных размеров – поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирают ими (как промокательной бумагой) мокрую поверхность.

Возня с водой, переливание воды и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только во время купания, но и при любой возможности.

Игры со звуками

«Послушаем звуки»

Окружающий мир наполняют самые разнообразные звуки. Обра щайте на них внимание ребёнка - прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда раз мешиваете чай, к звону бокалов друг о друга, скри пу тормозов, стуку колёс поезда. И к тишине.

«Постучим, погремим!»

Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите дере вянными и металлическими ложками друг о друга, легко проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по

«Найди такую же коробочку»

Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две) - например, горох, гречневую и манную крупа, рис. Один набор коробочек положи те перед ребёнком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребёнка к звучанию. Предложи те ребёнку найти среди его коробочек ту, которая звучит так же. Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

«Свистульки»

Давайте возможность ребёнку услышать разнообразные звучащие игрушки - погремушки, свис тульки, пищалки, колокольчики и т.п.

«Музыканты»

Неплохо, чтобы у малыша были детские музыкальные инстру менты - барабан, бубен, дудочка, гармошка, пиани но. Научите ребёнка различать их звучание. Для этого играйте за ширмой поочередно на разных инструментах, а ребёнок пусть угадает, на чём вы играете.

Научите ребёнка играть на инструментах громко и тихо, мед ленно и быстро.

«Звуки природы»

Оказавшись на природе, вместе с ребёнком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг - шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успоко ение и гармони

Игры с крупами

«Прячем ручки»

Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в неё руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребёнку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошкой о ладошку - немножко колется, да?»

Спрячьте мелкие игрушки - закопайте их в крупу. Предложите ре бёнку найти игрушку.

«Пересыпаем крупу»

Пересыпайте крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Во всех случаях обращайте внимание ребёнка на из влекаемый при этом звук.

Можно использовать разные крупы - рис, горох и др.

«Покорми птичек»

В этой игре понадобятся игрушечные фигурки пти чек (это могут быть воробышки, курочки, уточки), а так же гречневая или рисовая крупа. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички клюют? Да, зёрнышки. Давай насыплем птичкам зёрны шек. Клюйте, птички, зёрнышки!»

«Вкусная кашка»

Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для куклы, а затем покормите куклу: «Вот крупа. Добавим в неё водичку. Помешай кашку! Варись-варись, кашка! Готова каша? Давай кормить куклу. Кушай, Маша, кашу! Ах! Какая

вкусная кашка!»

«Разложи по тарелочкам»

Перемешайте в мисочке небольшое количество фасоли и го роха. Затем попросите ребёнка разделить горох и фасоль и раз ложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки - на эту».

В процессе работы малыши учатся наблюдать, активно воспринимают окружающие предметы, правильно называют свойства и качество предметов.

Освоение новых понятий и слов происходит через приём обследования предметов (тактильное чувство) и возможность сравнивать предметы по признакам, например, камень твёрдый, не мнётся, стучит; пластилин мнётся, он мягкий.

Таким образом, в ходе эксперимента мы не просто знакомим детей с окружающим миром, а ставим чисто речевые задачи, дети:

- узнают, различают и называют предметы рукотворного мира, их свойства и качества (дерево, бумага, металл);

- знают природные материалы (песок, вода, снег, лед), их свойства и качества;

- слушают и понимают речь воспитателя, отвечать на вопросы в процессе игр;

- используют в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения;

- проявляют самостоятельность и инициативу;

- расширяют словарный запас.

Эксперимент расширяет в сознании детей смысловое содержание слова и помогает им самим создавать самые разнообразные словесные сочетания.
2023