Исследовательская и проектная деятельность

Цаплина Е. А. Читательский проект "Чтение – вот лучшее учение"


Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


Аннотация проекта
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодняшний мир - другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
Актуальность проблемы.
«Чтение- есть самое главное в жизни обучение»
Пушкин А.С.
Чтение - это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Научить детей читать, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребёнка читать, тут у многих пропадает охота сидеть за книжкой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и быстрее, и проще, и интереснее.
Педагоги пришли к выводу: если ребенок в начальной школе не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает. Как сделать, чтобы это умение не превратилось в горькую пытку? Что придумать, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее их развитие?
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они сейчас, так как решение проблемы привитие интереса к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.
В данном проекте затронута всеобщая проблема современного общества – нелюбовь к чтению. Нынешние школьники все реже обращаются к книгам, отдавая предпочтение компьютерным играм, социальным сетям, телевизору, тем самым они лишают себя, возможно, единственной духовной пищи. А ведь только книга является самым эффективным средством обучения, воспитания и развития личности детей. Она учит читателя отличать добро от зла, предательство от преданности, пробуждает стремление человека к развитию и самосовершенствованию.
Понимая огромную роль книг в развитии, как интеллектуальном, так и нравственном, каждого ребенка, мною было решено разработать педагогический проект «Чтение -вот лучшее учение», способствующий развитию потребности в чтении посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности.
Цель проекта:
ü развивать читательскую компетентность учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
ü созданиe условий для развития читательского интереса у младших школьников;
ü приобщение учащихся к чтению, развитие читательской культуры младших школьников, укрепление в сознании и деятельности детей норм морали и нравственности.
Задачи проекта:
ü Создать на практике условия для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
ü расширить литературно - образовательное пространства учащихся начальных классов;
ü формировать личностные, коммуникативные, познавательные и учебные умения.
ü разработать методические рекомендации по совершенствованию навыков чтения у младших дошкольников;
ü организовать творческие занятия, конкурсы, викторин, с целью развития интереса к чтению.
ü провести тестирование учащихся школы с целью выявить наличие или отсутствие интереса школьников к чтению.
ü создать условия для формирования активного читателя через развитие собственных творческих способностей ученика.
ü организовать работу школьников по развитию интереса к чтению.
Основное содержание проекта
Проблема приобщения к чтению современных школьников в настоящее время стала предметом напряженного общественного интереса, получив общенациональное звучание. Но как же заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу? Ведь современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, подготовить реферат или сообщение по какой-либо теме, а для слабо читающего ребенка будет и вовсе непосильной задачей. Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности - главная задача. Дать понять учащимся, что чтение - это духовная пища каждого воспитанного человека. А со стремительным вторжением в нашу жизнь достижений научно технического прогресса эта задача стала актуальна как никогда раньше.
Участие в реализации проекта позволило нам увидеть мир вокруг нас, на какое-то время задуматься не только о важности детского чтения, но и о важности пропаганды среди учащихся, родителей и взрослых детской, художественной, справочной и научной литературы.
Реализуя проект, формируется интерес детей к чтению, расширяется круг чтения.
Механизм реализации проекта
ü сбор информации по теме проекта
ü подготовка методического материала для проведения консультаций, мероприятий, анкетирования в рамках проекта;
ü общая работа(проект реализуется через запланированные мероприятия);
ü участие в конкурсах и акциях;
ü подготовка аналитического материала по итогам проведенной работы;
ü презентация итоговых результатов.
Основные этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;
разработка стратегии, методов реализации проекта.
2 этап – основной:
реализация проекта.
3 этап – заключительный:
подведение итогов, прогнозирование дальнейшего развития проекта.
Партнеры:
ü учителя
ü дети
ü родители
ü библиотекарь
Целевая аудитория
Читательский проект «Чтение- вот лучшее учение» будет реализовываться во 2 классе ГБОУ НШ «Гармония» п.г.т Безенчук. Кол-во участников 18 человек, возраст 8-9 лет.

План реализации проекта

Мероприятие
Дата
ü Информационный час «Книга в нашей жизни»
ü Родительское собрание «Ребенок и книга»
ü Литературная неделя «Разноцветные страницы»
Сентябрь
ü КВИЗ «Семейное чтение»
ü Пресс-конференция «Как рассказать о прочитанной книге»
ü Мини-проект «В мире книг»
Октябрь

ü Информационная беседа «Как хорошо уметь читать»
ü Анкетирование «Любишь ли ты читать?»
ü Пополнение читательского уголка
Ноябрь

ü Изготовление буклетов для родителей ««Как привить любовь к чтению»
ü Конкурс «Самая читающая семья»
ü Литературная неделя «Люблю природу русскую»
Декабрь
ü Создание видео-ролика «Пусть всегда будет книга»
ü Акция «Буккроссинг»
Январь
ü Вечер -реквием «Пусть стихи расскажут обо мне»
ü Встреча с интересными людьми
ü Литературная неделя по произведениям В.Берестова
Февраль

ü 
ü Акция «Книга из детства в наследство»
ü Интеллектуальная игра «Планета книг»
ü Выставка-адвайзер «Прочитай, не пожалеешь»
ü Тест «Проверка читательских умений младших школьников»
ü Литературная неделя по произведениям Э.Успенского


Март

ü Театральный фестиваль «Живые страницы»
ü Сборник сказок «Каждому времени своя сказка»
ü Литературная неделя по произведениям А.Блока
Апрель

ü Библиопикник «Чтение с увлечением»
ü Ведение читательского дневника и экрана читателя
ü Игры, викторины
ü Размещение информации в ходе реализации проекта в сети интернет на сайте класса
ü Подведение итогов
Май
В течение года
В течение года
Май


Ожидаемые результаты
Результат-эффект
ü Овладение техникой чтения(понимать смысл текста; выразительно читать, выдерживать оптимальный темп чтения);
ü повышение количества систематически читающих учащихся класса;
ü повышение скорости чтения учащихся класса;
ü повышение интереса детей к художественной литературе;
ü повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка;
Результат –продукт
ü Экран читателя;
ü читательский дневник;
ü буклеты для родителей «Как привить любовь к чтению»;
ü видео-ролик «Пусть всегда будет книга»;
ü сборник сказок «Каждому времени своя сказка»№
ü выставка-адвайзер «Прочитай, не пожалеешь»;
Перспективы дальнейшего развития проекта
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны. Работа по формированию читательской компетентности учеников начальных классов должна вестись систематически;(на уроках чтения, во внеклассной работе, в работе с родителями).
После проделанной работы были подведены итоги работы над проектом. Поставленная цель работы по проекту выполнена успешно.
Проект «Чтение –вот лучшее учение» необходимо продолжать, с целью формирования навыка чтения.
ü формирование у детей интереса к художественной литературе, периодическим изданиям, умения пользоваться библиотечным фондом;
ü бережного отношения к книге – источнику знаний;
ü повышение познавательной активности;
ü расширение кругозора учащихся через чтение книг;
ü развитие умения работать с информацией (анализ, синтез, обобщение, классификация).

Библиографический список

1.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения
2.Егорова Н.С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков / Начальная школа. – 1998. - № 9. – С.11-16.
3.Ковалёва Г. Е. Как дети читают и понимают текст / Народное образование. Колганова Н.Е. Обучение полноценному чтению детской литературы / Начальная школа. – 2005. - № 6. – С.56-65.
4.Кочетова П.Б. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать / Начальная школа. – 2003. - № 1. – С. 19-24.
2022