Актуальные вопросы дошкольного образования

Смирнова Н.В., Матвеева Ю.П. LEGO-конструирование как первоначальная часть науки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Смирнова Н.В., Матвеева Ю.П. LEGO-конструирование как первоначальная часть науки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.

В системе дошкольного образования происходят значительные изменения. В соответствии с нормативными документами перед детским садом стоят задачи: создание образовательной среды, ориентированной на удовлетворение интересов ребенка, с учетом его индивидуальных потребностей и социальной ситуации развития; обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг; расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей (законных представителей), как основы для повышения социального качества дошкольного образования.

В связи с этим перед воспитателями возникла проблема в нахождении и выборе новых эффективных средств, технологий и методов, которые помогут не только выявить и поддержать творческий потенциал детей, но и развить их творческие способности в образовательной деятельности.

В результате поиска мы пришли к использованию LEGO-конструирования, педагогической технологии, представляющей самые передовые направления науки и техники, которая:

· способствует интеграции образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» и всесторонне развивает детей;

· дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;

· позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;

· способствует формированию познавательных действий, становлению сознания;

· развитию воображения и творческой активности, умению работать в коллективе.

LEGO - конструирование можно включать как элемент в структуру НОД по «Речевому развитию», «Чтению художественной литературы», «Развитию элементарных математических представлений» и др.

В ходе проведения занятий LEGO - конструирование помогает детям воплощать все свои задумки, фантазировать. Дети с интересом работают, радуются конечному результату не только в свободной игре, но и на организованных педагогом занятиях.

Так на занятиях познавательного характера, в частности, по формированию элементарных математических представлений конструктор используется с целью развития и закрепления навыков прямого и обратного счета, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур, умения ориентироваться на плоскости через игры: «Найди недостающую фигуру», «Башенки», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд» и др. При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право – лево», «сзади – спереди», «под – над» таким образом, формируется понимание пространственных отношений.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром LEGO используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого он сделан, в этом случае детям предлагаются игры: «Из чего сделано?», «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются», «Расскажи о свойствах предмета».

Немаловажную роль LEGO - конструкторы играют в речевом развитии дошкольников. С помощью конструктора можно отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными. Манипулируя деталями, ребенок, превращая их, то в одну, то в другую букву, запоминает ее образец. Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний, развивает понимание образования сложных слов.

Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным. С детьми можно играть в сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Ферма», «Дом», «Строители», «Водители» и многие другие, где дошкольники учатся общаться, договариваться друг с другом, распределять роли.

Конструктор LEGO можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре (координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук).

Обосновываются возможности конструктора LEGO в создании образовательной среды, ориентированной на удовлетворение интересов каждого ребенка и возможности использования LEGO - конструирования в совместной и самостоятельной деятельности.

LEGO индивидуализирует процесс, ребенок сам выбирает содержание своего образования. Изменяется позиция ребенка - он становится субъектом, а не объектом образования. Перспективность применения конструктора LEGO обусловливается его высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. LEGO - конструирование, это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, и каждый ребенок может с ней справиться.

Практическая ценность LEGO - конструкторов в дошкольном образовании выражается в умении детей работать в паре; овладении LEGO - терминологией; желание открывать новое в мире науки и техники; нестандартности и неоднозначности в решении поставленных задач; желание детей помочь друг другу; развитии коммуникативных умений; выявлении детей с конструкторскими способностями; способность логически мыслить.

Развивающие возможности LEGO-конструирования на занятиях в образовательной деятельности, предоставляют шанс каждому ребенку развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия со сверстниками, а педагогам увлечь ребят техническим творчеством.

Также, развивающие возможности LEGO - конструирования в образовательную деятельность дошкольников положительно скажется на формировании представлений о форме и цвете, элементарных количественных представлений, развитии речи и формировании коммуникативных способностей, сенсорном восприятии, развитии мелкой моторики пальцев рук, формировании игровой деятельности. Дети овладевают умениями соизмерять длину, ширину, высоту предметов. Формируются понятия больше и меньше. Данная форма работы является эффективной технологией, позволяющей решить спектр разнообразных задач совместно с детьми, родителями (законными представителями) и педагогами.

Знакомство с LEGO - конструированием позволит детям дошкольного возраста осваивать научные, технические знания, учиться играя и обучаться в игре. В дальнейшем, с помощью LEGO конструкторов и компьютерных технологий, дети с легкостью смогут освоить изучение робототехники, что даст путь к современным перспективным профессиям и успешной жизни в информационном обществе.

Библиографический список

1. Мельникова Ольга Владимировна: Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. ФГОС ДО (+CD). г. Волгоград: Учитель, 2023 г., 52 стр.

2. Фешина Елена Васильевна: Лего-конструирование в детском саду. ФГОС ДО. М.: Сфера, 2019 г., 136 стр.
2024-03-06 09:38 2024