Актуальные вопросы начального общего образования

Морозова И.В. Духовно-нравственное воспитание детей в семье и школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf


«Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»

А.С. Макаренко

Воспитание — всегда большой труд, а духовно-нравственное воспитание — один из самых сложных видов этого труда. Нравственное отношение к другим людям, ценность другого человека формируется в семье. Глубоко прав был А.С.Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Отчетливо видно, что в молодежной среде произошла утрата духовно – нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, принятые в христианском обществе.
В чем причины духовно-нравственного упадка в обществе?
Нарушены устои семьи:
·           иерархия семейных взаимоотношений;
·           традиционный уклад семейной жизни;
·           традиционные отношения послушания, почитания, уважения родителей;
·           родовые и семейные связи между поколениями.
Сегодня формирование ценностных ориентаций учащихся приобретает важный характер. Общество всегда с надеждой смотрит на учителя, школу, видит в них оплот духовности, нравственности, хранителей традиционных ценностей нации. Школа не утратила способности возродить духовные силы народа, воспитать подрастающее поколение в духе уважения и любви к ближнему, к своей стране. Но для этого необходимо осознать, сколь могучи наши нравственные корни. У нас есть тысячелетняя история страны, есть великая культура, литература, традиции наших предков.
Взаимодействие, тесное сотрудничество, взаимопомощь и взаимная поддержка семьи (родителей школьников) и школьного коллектива –это один из компонентов. Но предстоит ещё долгая и кропотливая работа. Духовно-нравственную культуру нельзя никак создать искусственно, нравственность органически вырастает на основе конкретной жизнедеятельности. Необходимо проводить беседы: что есть добро, духовность, нравственность?
Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придавала влиянию на него той семейной обстановки, в которой он вырос. Если о человеке говорят «он из хорошей семьи», это значит, что человек этот трудолюбив, честен, доброжелателен, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью. Огромное значение для воспитания детей имеет семейный уклад. Для полноценного воспитания (это идеальное и наиболее желаемое для всех людей состояние) каждого ребёнка требуется семья: отец, мать, дедушка и бабушка, старшие братья и сестры, сам ребенок, младшие братья и сестры. У каждого члена семьи должно быть свое место, свои обязанности, каждый член семьи должен выполнять свои функции. Но в устройстве современных семей, когда семья неполная, родители разведены или семья потеряла кормильца, особенно, если в семье один ребёнок, родители чувствуют невольную вину перед ребёнком и стараются уделять ему больше внимания, потому в таких семьях часто допускается искажение, и негласным главой семьи становится ребенок. У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье. Ребенка с малых лет следует приучать к послушанию. Послушание — это начало воспитания. Дисциплина, прежде всего, означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которая создается в семье. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда (а не под горячую руку) накажут, за что получит поощрение, должна быть четкая иерархия ценностей в каждой семье. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное. Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду или пожилой женщине, не сажают ребёнка к окну и следят за тем, чтобы его никто не потревожил. И, конечно же, обязательно нужно рассказывать детям о том, как вам самим в трудных жизненных обстоятельствах помогали люди. Почему сейчас у многих детей мы наблюдаем нравственные отклонения? Потому что семья, которая была всегда крепким щитом, защитой для детской души, разрушена. А уклад современной семьи практически уничтожает связь поколений.
А ведь много интересного о прошлом дети могут узнать и узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, которые помогают внукам познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное, они, люди, прожившие долгую трудную жизнь, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Как с испокон веков передавался опыт жизни от одного поколения другому? Как правило, через совместный труд. Не беседа, не наставление, а только совместная деятельность. На ребенка надо смотреть как на маленького взрослого. Недополучают дети элементарного общения со взрослыми, не детского общения, а взрослого. Надо, чтобы не родители снисходили до уровня детей и начинали бегать, прыгать, скакать, строить башни и куличики, надо, чтобы взрослые принимали своих детей в свою взрослую жизнь. Если ребенок включен в жизнь взрослых, он будет развит! Нужно вместе с ребенком мыть посуду, убирать с ним дом, приучать его к стирке (то есть приобщать его к своей взрослой жизни) — тогда есть надежда, что он будет трудолюбивым. Он радуется, что приобщается к жизни взрослых. Все дети постоянно подражают взрослым, только надо давать им возможность проявлять свое желание в настоящей работе. С раннего детства ребенок уже должен знать, что такое труд. Очень важно, чтобы у каждого ребенка в семье была своя постоянная обязанность. Это может быть - для малышей - обязанность убирать свои игрушки, позже, когда ребенок подрастет, - убирать свою постель, еще позже - вытирать пыль в квартире, поливать цветы, вовремя покупать хлеб для семьи и т. д. Обязанностей не должно быть много - лучше одна, но выполняемая неукоснительно. Конечно, воспитать без определённых приёмов и продуманных мероприятий нельзя, но без душевного контакта с ребёнком, без передачи от сердца к сердцу энергии души все эти мероприятия становятся мёртвыми и бесплодными. Поэтому В. Сухомлинский считал, что «годы детства – это прежде всего воспитание сердца».
Семейные традиции — это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из стенки извлечен праздничный сервиз — тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве. Если семья собирается за праздничным столом ко дню рождения бабушек и дедушек или 9 Мая по-особому поздравляет дедушку или соседа-ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.
Нравственное воспитание можно сравнить с весной года, когда вспахивается и удобряется почва, а затем в неё сеют зёрна. Все знают, что время это пропустить нельзя, иначе откуда же быть урожаю? Так же и в воспитании: нельзя пропустить время посева, надо напитать детское сознание лучшими зёрнами прекрасного и человечного, тогда можно ожидать и хорошего человеческого урожая. А что может быть важнее этого? Ведь будущее страны, её благосостояние и благополучие определяют сегодняшние дети.
Как видите, много проблем стоит перед современной семьёй, из года в год мы убеждаемся в том, что духовно-нравственное воспитание детей процесс сложный, длительный, требующий напряжения духовных сил родителей и высокой нравственности, и заинтересованными в этой работе должны быть и родители, и школа, и общество в целом. Только совместными усилиями, совместным сотрудничеством при доверительных отношениях семьи и школы мы можем добиться положительного результата и воспитать в каждом школьнике настоящего человека.
Задачами, решение которых способствовало бы решению проблемы духовно- нравственного воспитания детей являются:
1.        развитие творческого потенциала детей;
2.        выявление природных задатков;
3.        привлечение ребят к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей накопленных годами;
4.        воспитание учащихся в духе патриотизма, гражданственности.
Основными блоками традиционной учебно-воспитательной технологии в школе, через которую строится система нравственного и патриотического воспитания, являются:
1.        Учебный процесс (классно-урочная система);
2.        Воспитательный процесс в классном коллективе;
3.        Внеклассная воспитательная деятельность в школе;
4.        Внешкольная воспитательная деятельность в социуме.
Второй, третий и четвертый блоки представляют собой систему воспитания через досуговую деятельность.
Особая роль в процессе нравственного воспитания отводится многим предметам (искусству, литературному чтению, окружающему миру, ОРКСЭ и ряду других), в процессе изучения которых формируется мировоззрение ребенка, вырабатываются навыки культуры речи, национальной культуры, культуры поведения и т.д.
В обществе обозначились явные проблемы:
- Нет официальной идеологии
- Равнение на западную культуру
- Разрушены нравственные представления о браке и семье
- Антидуховная пропаганда СМИ
- Воспитательная функция школы не является приоритетной
К сожалению средства массовой информации вопросу духовно-нравственного воспитания детей уделяют недостаточно внимания. Окружающая действительность, социум также порой не являются положительным примером для подрастающего поколения.
В настоящее время роль школы в воспитании детей возрастает. Большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств через привитие глубокого почтения к родителям, учителям, крепкой семье, бережного отношения к окружающей природе, древним культурным традициям России, любви и уважения ко всякой личности. Вместе с тем формируется умение отличать хорошее от дурного, полезное от вредного и правильно реагировать на проявление всего этого в жизни. И самое ценное, что дети, общаясь друг с другом, передают полученные умения и знания своим сверстникам, оказывая тем самым на них ненавязчивое позитивное влияние.
Дети несут с собой заряд, необходимый для создания духовных и материальных ценностей. Только надо помочь им раскрыться и еще помешать обществу, социальным явлениям исказить их судьбу. Еще Я.А.Коменский утверждал, что ребенку «врожденно дана жажда знаний». Педагог должен уметь воспользоваться этим природным даром ребенка. Развитие личности должно развиваться через саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование, особенно в духовно-нравственном направлении.
Доброе, нравственное отношение к людям и окружающему миру хотел бы видеть в своих учениках каждый педагог. Невозможно всерьез говорить о нравственном воспитании подрастающего поколения без обращения к традиционным культурным ценностям русского народа, к духовности…
В рамках организационной деятельности направляю процесс воспитания: организую конкурсы по различным видам деятельности, выставки творческих работ, концерты художественной самодеятельности, коллективные творческие дела (КТД), школьные праздники, экскурсии, проект «Школа - наш дом и мы хотим, чтоб было классно в нем!».
На сегодня в школе сложилась система работы по духовно-нравственному воспитанию детей и родителей, которая осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время.
Проблемы доброты, милосердия, любви к родителям и близким поднимаются на уроках. Вошло в традицию проведение уроков «Это вечное слово «мама». Я объясняю: кто, как не мама, может стать верным другом, наставником, может поддержать в трудную минуту, разделить радость и беду. «Возлюби ближнего своего», «Чти отца твоего и матерь твою». Не первый год в школе проводится Всемирный День семьи. К нему готовится вся школа. Оформляются выставки поделок «Вместе с моей мамой», рисунки «Портрет моей мамы». В классах проходят встречи поколений «Профессии наших родителей», «Чудеса из бабушкиного сундука». Надолго запомнился учащимся 1-4 классов праздник пожилых людей, где звучали песни разных поколений в исполнении дедушек, бабушек и детей. Обширно поле деятельности и во внеклассной работе: это изучение истории своей семьи. «Знать своих предков - значит осознавать, кто ты» - девиз конкурса «Моя родословная», который ежегодно проходит в школе. Большую помощь в этой работе оказывают наши дедушки и бабушки. Это исследования истории своей фамилии: фамильное сходство, фамильные традиции, фамильное наследие. Что такое фамильная честь? - темы классных часов. А фамильная честь обязывает помнить твердо: чей ты сын и чей ты внук. Глубокое и чёткое осознание своих корней – это мощный дисциплинирующий, сдерживающий фактор, заставляющий действовать по принципу: «Я не могу совершить поступка, который позорит семью, ложится на неё пятном». Ежегодно проводятся праздники Новый год, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, последний звонок. К ним готовимся с особым трепетом. Здесь, конечно, не обойтись без родителей. Они с удовольствием делают декорации, готовят костюмы, сами участвуют в сценариях праздников, делают съемки. Памяти защитников Отчества был посвящен праздник «Светочи земли русской ». Итогом изучения истории побед святого князя А.Невского стал Урок мужества «Мужчины нашего рода». Также наши обучающиеся участвовали и стали победителями в районном конкурсе презентаций «Папа может все».
Ежегодно у нас 9 мая проходит акция «Бессмертный полк», который был начат в 2014 году. Участников этой акции становится все больше и больше. Рядом со школой есть памятник участникам ВОВ. Наши воспитанники ухаживают за ним. Очищают от снега зимой, а весной и осенью убирают листья.
Не первый год мы участвуем в организации встречи крестного хода, проводили освещение школы.
Родительский всеобуч по вопросам нравственных основ воспитания, проведение классных праздников и конкурсов вместе с родителями «Папа, мама, я – читающая семья», «Мамины глаза», организация совместных поездок, походов по изучению истории родного края. И, конечно, тематические классные часы.
Вместе с родителями дети оказывают помощь семьям нуждающихся одноклассников.
Таким образом, формирование базовой культуры личности через духовно-нравственное воспитание – сложный, многогранный процесс. Четкая организация воспитательной работы, определение конкретных целей и задач с учетом современных требований – залог успеха в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Библиографический список

1.        Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. М., 1975.
2.        Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М., 1999.
3.        Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. М., 1994.
4.        Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника.М., 2005.
5.        Нравственное воспитание личности школьника. Под ред. Колдунова Я.И. Калуга, 2001.
6.        Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. М., 1997.
7.       Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997.
8.       Подвиг семейного воспитания: Сборник бесед, выступлений, статей. - М.: 2000.
byyfmoroz@mail.ru, +7 927 879 76 05
2018