Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Андриенко С. Ф., Шаимова А. С. Особенности сенсорного развития у детей с ограниченными возможностями здоровья

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf


 Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).
У детей с ОВЗ выявляются специфические особенности в проявлении сенсорных функций, качественное своеобразие зрительного, слухового и осязательного восприятия. Сенсорное развитие предопределяет полноценность развития психических функций и взаимосвязь с другими познавательными процессами.
Многие исследователи в области психологии и педагогики подчеркивают важность развития сенсорной сферы у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Это и З. М. Богуславская, Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева, Н. Н. Подъяков, А. В. Усова. Они считают, что воспитание сенсорной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья служит залогом более успешного развития их психической сферы в целом.
Занимаясь с детьми с ограниченными возможностями здоровья, вопрос сенсорного развития ребенка встает особенно актуально. И совместная работа родителей и педагогов над решением обозначенной проблемы ставит перед нами следующие задачи:
• формировать сенсорные эталоны;
• развивать восприятие детей, активно включая все анализаторы;
• развивать мелкую моторику;
• обучать способам обследования предметов;
• обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности;
• упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название;
• учить детей называть свойства предметов.
Чтобы сенсорный опыт накапливался и обогащался планомерно и постоянно, детей необходимо научить действовать в определенной последовательности, то есть организовать перцептивное восприятие по заранее продуманному плану.
Восприятие целостного образа предмета.
Вычленение основных частей предмета и определение свойств.
Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга.
Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
Повторное целостное восприятие предмета.
Усвоив тот или иной признак предмета в одном виде деятельности, ребенок использует его в других видах деятельности, поэтому важно, чтобы сенсорное воспитание включалось во все моменты жизни малыша, в разные виды деятельности. В процессе развития восприятия необходимо включать разные органы чувств, вызывать положительный эмоциональный отклик, побуждать к самостоятельности.
Проблема сенсорного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, весьма актуальна в наше время.
Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:
фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п.
фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.
фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения.
 Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это одна из главных задач взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В процессе развития восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, осязательные образы.
В связи с этим одна из основных задач детской деятельности – развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы осуществлялось самопознание, и появилась мотивация к речи.
Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Если по каким-то
причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием.
Игры для сенсорного развития ребенка:
В дошкольной педагогике сложились традиционное деление дидактических игр с предметами, настольно – печатные, словесные.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательные, образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции ( анализ, синтез, сравнение, различие, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества.
Настольно – печатные игры.
Разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству.
Словесные игры.
Отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
А также игры из подручного, бросового, нетрадиционного материала: тесто, банки, наполненные горохом, кусочки ткани разной фактуры и цвета, и т.д.
Перечень игр по сенсорному воспитанию:
игры на развитие тактильных ощущений:
«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признак), «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани),
«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру), «Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов).
Игры и упражнения для закрепления понятия формы:
«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму),
«Из каких фигур состоит …?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их),
«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки), «Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения).
Игры и упражнения на закрепления понятия величины:
«Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам), «Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка), «В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера),«Дальше-ближе»(предложить по рисунку, определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше).
Игры и упражнения на закрепление цвета:
«Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета), «Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом),
«Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки),
«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета).
Совершенно очевидно, что использование сенсорного материала в коррекционной работе с детьми с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:
педагог имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;
каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.
Разработана картотека игр по сенсорному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, которая успешно прошла опробацию на базе консультационного центра детского сода №223 «Лебедушка», активно используется в работе.
 Список литературы:
1. Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г.
2. Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.
3. Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.
4. Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014
5. Нуриева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей» Изд. «Теревинф» Москва 2013г.
6. Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2013
7. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера.
2021