Исследовательская и проектная деятельность

Бекбулатова Е.А., Леньшина Е.Е., Савельева Н.Ю. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством реализации практико-творческого проекта «Добрые ладошки»

Библиографическое описание:
Бекбулатова Е.А., Леньшина Е.Е., Савельева Н.Ю. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством реализации практико-творческого проекта «Добрые ладошки» // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/75-1.pdf.

Ориентируясь на социальный заказ общества, осуществляется работа по духовно-нравственному воспитанию в следующих направлениях:

Ø Формирование представления об истории, жизни и культуре родного края, воспитывая при этом патриотические чувства;

Ø Воспитание этических традиций, норм, правил поведения, формирование культуры общения со взрослыми и сверстниками.

Для организации работы по данным направлениям был разработан практико-творческий педагогический проект «Добрые ладошки».

Актуальность проекта: совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям.

Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию, - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

Цели проекта:

- Сформировать интерес у ребенка к общественной жизни, умение бережно относиться к окружающему миру, познавать себя и себе подобных;

- Воспитывать гуманные чувства.

Задачи проекта:

1. Формировать умение детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела;

2. Создать условия для нравственного развития дошкольников путем расширения кругозора и обогащения словарного запаса детей;

3. Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважения к окружающим людям;

4. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение как к себе, так и к окружающим людям, и ко всему окружающему миру ребенка;

5. Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях, развивать умения высказывать свою точку зрения;

6. Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

План реализации включает следующие этапы:

1 этап – целеполагание:

§ Подготовка необходимого материала для реализации проекта;

§ Подбор и изучение научной литературы по данному вопросу;

§ Беседа «Добрый человек. Что это значит?»

2 этап – введение в проект:

§ Дидактическая игра «Добрый или злой». Цель игры: оценить поступок героя из мультфильма, сказки, лит. Произведения;

§ Беседа «Что значит быть добрым?»

3 этап – работа с родителями:

§ Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников», «Уроки доброты».

4 этап – реализация проекта (обучающая деятельность):

§ Чтение различной художественной литературы по теме «Доброта», обсуждение поступков героев, решение проблемных ситуаций «Как поступить», заучивание стихотворений и пословиц о доброте (рис. 1);

Рис. 1. Заучивание с дошкольниками стихотворений и пословиц о доброте.

§ Дидактические игры «Что такое хорошо, что такое плохо». Цель игры: употреблять в речи прилагательные «добрый», «злой», «грустный», «веселый», наречия «хорошо», «плохо»; образовывать наречия от прилагательных; воспитывать доброе отношение к людям и животным.

«Как помочь другому человеку». Цель игры: способствовать проявлению эмпатии к сверстникам и близким людям, заботы по отношению к младшим.

«Я знаю добрые слова». Цель игры: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему.

§ Беседы «Как мы можем позаботиться о младших», «Учимся правильно дружить»;

§ Комплекс игр, обучающих навыкам общения:

«Ситуации». Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

«Ладошка к ладошке». Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу (рис. 2).

«Слепец и поводырь». Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

«Бабушка Маланья». Цель: игра, направленная на формирование уверенного поведения, повышения самооценки (рис. 3).

Рис. 2. Игра «Ладошка к ладошке»

Рис. 3. Игра «Бабушка Маланья»

5 этап – реализация проекта (продуктивная деятельность):

§ Театрализованная игра - разыгрывание по ролям сказки «Маша и медведь». Цель: побуждать к активному участию в инсценировке, развивать мелкую моторику пальцев (рис. 4);

§ «Как играли с малышами» (рис. 5)

Рис. 4. Разыгрывание по ролям сказки «Маша и медведь»

Рис. 5. «Как играли с малышами»

6 этап – итоги проекта

Коллективная работа «Дерева добра» (рис. 6, 7, 8, 9)

Цель: Воспитание у дошкольников духовно – нравственной основы поступков человека.

Задачи:

• Расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»;

• Развитие способности к эмоциональному сопереживанию;

• Развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;

• Формирование ценности отношения к моральной стороне поступков;

• Воспитание гуманного отношения к родным, близким и сверстникам;

• Развитие навыка вырезывания и приклеивания.

Рис. 6, 7. Подготовительная работа

Рис. 8. Оформление «Дерева добра»

Рис. 9. Получившийся результат

В процессе реализация проекта:

ü Дети стали более эмоциональны, внимательны к сверстникам и близким людям;

ü Появилось желание совершать добрые поступки;

ü Сформировалось более четкое представление о добре и зле;

ü Повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку.

Библиографический список

1. Петрова В.И., Стульник Т.Д., Нравственное воспитание в детском саду: методическое пособие. М., 2010.

2. Петрова В.И., Этические беседы с детьми 4-7 лет. Методическое пособие. М., 2010.

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Проектная деятельность дошкольников. Методическое пособие. М., 2008.

4. Лопатина А., Скребцова М. Начало мудрости: 50 уроков о добрых качествах. Издательство «Амрита – Русь», Москва, 2005.

5. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах. Пособие по воспитанию детей в семье и школе. Издательство «Современное слово», Москва, 2003.
2023