Бекбулатова Е.А., Леньшина Е.Е., Савельева Н.Ю. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством реализации практико-творческого проекта «Добрые ладошки»
Библиографическое описание: Бекбулатова Е.А., Леньшина Е.Е., Савельева Н.Ю. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством реализации практико-творческого проекта «Добрые ладошки» // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/75-1.pdf.
Ориентируясь на социальный заказ общества, осуществляется работа по духовно-нравственному воспитанию в следующих направлениях:
Ø Формирование представления об истории, жизни и культуре родного края, воспитывая при этом патриотические чувства;
Ø Воспитание этических традиций, норм, правил поведения, формирование культуры общения со взрослыми и сверстниками.
Для организации работы по данным направлениям был разработан практико-творческий педагогический проект «Добрые ладошки».
Актуальность проекта: совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям.
Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию, - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.
Цели проекта:
- Сформировать интерес у ребенка к общественной жизни, умение бережно относиться к окружающему миру, познавать себя и себе подобных;
- Воспитывать гуманные чувства.
Задачи проекта:
1. Формировать умение детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела;
2. Создать условия для нравственного развития дошкольников путем расширения кругозора и обогащения словарного запаса детей;
3. Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважения к окружающим людям;
4. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение как к себе, так и к окружающим людям, и ко всему окружающему миру ребенка;
5. Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях, развивать умения высказывать свою точку зрения;
6. Побуждать детей к положительным поступкам и делам.
План реализации включает следующие этапы:
1 этап – целеполагание:
§ Подготовка необходимого материала для реализации проекта;
§ Подбор и изучение научной литературы по данному вопросу;
§ Беседа «Добрый человек. Что это значит?»
2 этап – введение в проект:
§ Дидактическая игра «Добрый или злой». Цель игры: оценить поступок героя из мультфильма, сказки, лит. Произведения;
§ Беседа «Что значит быть добрым?»
3 этап – работа с родителями:
§ Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников», «Уроки доброты».
4 этап – реализация проекта (обучающая деятельность):
§ Чтение различной художественной литературы по теме «Доброта», обсуждение поступков героев, решение проблемных ситуаций «Как поступить», заучивание стихотворений и пословиц о доброте (рис. 1);
Рис. 1. Заучивание с дошкольниками стихотворений и пословиц о доброте.
§ Дидактические игры «Что такое хорошо, что такое плохо». Цель игры: употреблять в речи прилагательные «добрый», «злой», «грустный», «веселый», наречия «хорошо», «плохо»; образовывать наречия от прилагательных; воспитывать доброе отношение к людям и животным.
«Как помочь другому человеку». Цель игры: способствовать проявлению эмпатии к сверстникам и близким людям, заботы по отношению к младшим.
«Я знаю добрые слова». Цель игры: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему.
§ Беседы «Как мы можем позаботиться о младших», «Учимся правильно дружить»;
§ Комплекс игр, обучающих навыкам общения:
«Ситуации». Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
«Ладошка к ладошке». Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу (рис. 2).
«Слепец и поводырь». Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
«Бабушка Маланья». Цель: игра, направленная на формирование уверенного поведения, повышения самооценки (рис. 3).
Рис. 2. Игра «Ладошка к ладошке»
Рис. 3. Игра «Бабушка Маланья»
5 этап – реализация проекта (продуктивная деятельность):
§ Театрализованная игра - разыгрывание по ролям сказки «Маша и медведь». Цель: побуждать к активному участию в инсценировке, развивать мелкую моторику пальцев (рис. 4);
§ «Как играли с малышами» (рис. 5)
Рис. 4. Разыгрывание по ролям сказки «Маша и медведь»
Рис. 5. «Как играли с малышами»
6 этап – итоги проекта
Коллективная работа «Дерева добра» (рис. 6, 7, 8, 9)
Цель: Воспитание у дошкольников духовно – нравственной основы поступков человека.
Задачи:
• Расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»;
• Развитие способности к эмоциональному сопереживанию;
• Развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
• Формирование ценности отношения к моральной стороне поступков;
• Воспитание гуманного отношения к родным, близким и сверстникам;
• Развитие навыка вырезывания и приклеивания.
Рис. 6, 7. Подготовительная работа
Рис. 8. Оформление «Дерева добра»
Рис. 9. Получившийся результат
В процессе реализация проекта:
ü Дети стали более эмоциональны, внимательны к сверстникам и близким людям;
ü Появилось желание совершать добрые поступки;
ü Сформировалось более четкое представление о добре и зле;
ü Повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку.
Библиографический список
1. Петрова В.И., Стульник Т.Д., Нравственное воспитание в детском саду: методическое пособие. М., 2010.
2. Петрова В.И., Этические беседы с детьми 4-7 лет. Методическое пособие. М., 2010.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Проектная деятельность дошкольников. Методическое пособие. М., 2008.
4. Лопатина А., Скребцова М. Начало мудрости: 50 уроков о добрых качествах. Издательство «Амрита – Русь», Москва, 2005.
5. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах. Пособие по воспитанию детей в семье и школе. Издательство «Современное слово», Москва, 2003.