НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Железко С.А. Моделирование как наглядный план построения монологов

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf


По мнению Н.И. Жинкина, любые явления языка требуют определенной материализации, наглядно демонстрирующей их закономерности. Использование схем-моделей помогает наглядно представить структуру и содержание монологов и добиться достаточно ощутимых результатов в обучении детей монологу.

Модели повествовательных текстов. Среди схематических моделей, отражающих особенности повествовательных монологов, можно выделить:
- круг, состоящий из трех частей, воспроизводящих структуру рассказа (начало, середину и окончание), разработанный Н.Г. Смольниковой;
- схематическую модель (в работах Л.А. Венгера и О.М. Дьяченко она называется картинно-схематической), состоящую из нескольких «рамок», каждая из которых отображает какое-либо событие рассказа. Поступательное движение сюжета показано стрелками, соединяющими «рамки». Действующие лица и место действия (лес, дом и пр.) зарисовываются условными символами или выкладываются на стол, лист бумаги.

В качестве условных обозначений используются схематические изображения человечка, животного, дерева, домика, кровати и т.п. Позже вводятся обобщенные заместители в виде геометрических фигур (кружки, треугольники, квадраты и др.), фигуры могут быть разного цвета. Первоначально цвет несет изобразительную нагрузку (козлик — серый кружок, лиса — оранжевый). Позже — смысловую нагрузку: «плохие персонажи» замещаются фигурами темного, мрачного цвета, «хорошие» — яркими.

Рис.1. Пример картинно-схематической модели повествования

Процесс ознакомления детей с картинно-схематической моделью подробно описан в работах Л.А. Венгера и О.М. Дьяченко. Это происходит так: детей учат делить произведение на смысловые части, давать им заголовок и делать соответствующую зарисовку картины.
Модели, отражающие межфразовую последовательную связь. В работах В.К. Воробьевой предлагается использовать модели для знакомства детей не только со структурой и содержанием повествования, но и с цепной, последовательной межфразовой связью. В этом виде моделей также используются «рамки» и их соединяющие стрелки. Каждое предложение в этих моделях помещается на отдельной строке, а связь предложений легко «читается» по стрелкам и по повторяющимся изображениям.
На рисунке известная детям коротенькая сказка «Курочка Ряба» на основе картинно-схематической модели наглядно демонстрирует цепную связь (местоименную и повтор). Каждое новое «предложение» сказки в данной картинно-схематической модели начинается с «новой строки». Окончание предыдущего предложения (картинка в правом квадрате) связывается стрелкой с началом последующего предложения (такой же картинкой правого квадрата). Это наглядно показывает детям лексический повтор (прямой, местоименный или синонимический).
Подобная модель успешно используется в логопедической практике с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ОНР. В работе с детьми без речевого отставания эта модель вполне может использоваться для демонстрации детям способов цепной связи.
Обычная модель-схема выглядит более компактно, но она иллюстрирует только так называемые «опорные картинки», напоминающие содержание и последовательность рассказа, но не показывает межфразовую связь в нем.

В качестве еще одной разновидности моделей повествования может, по мнению Е.О.Смирновой, служить серия сюжетных картин. Картины серии показывают сюжет повествования тремя или более картинами. Они иллюстрируют завязку, развитие истории, ее развязку. В отличие от картинно-схематической модели серия сюжетных картин дает более полную и детализированную картину событий, конкретизируя внешний вид действующих лиц, место и время действия, поэтому детям достаточно установить причинно-следственные связи для составления полноценного повествования.
Практикующие педагоги-логопеды используют и другие виды моделей-схем повествовательных монологов, демонстрирующих их последовательность. Действенным средством обучения дошкольников пересказу являются мнемотехнические приемы.


Рис.2. Пример мнемотаблицы (сказка «Три медведя»)

В заключение хотелось сказать, чем раньше начать обучение детей пересказыванию литературных произведений, используя метод наглядного моделирования, тем успешнее будет их подготовка к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
2020